Сергей Пускепалис: «В большое кино попал случайно» | КиноРепортер
КиноРепортер > Интервью > Кино > Сергей Пускепалис: «В большое кино попал случайно»

Сергей Пускепалис: «В большое кино попал случайно»

15 апреля 2019 / Эвелина Гурецкая
Сергей Пускепалис: «В большое кино попал случайно»

Сегодня свой 53-й день рождения отмечает один из руководителей МХАТ им. Горького Сергей Пускепалис. «КиноРепортер» поговорил с популярным актером и собрал его цитаты о работе с Джудом Лоу, Советском Союзе и планах по созданию кинофестиваля в родном Железноводске.

Актером становиться не собирался

1

После 8-го класса за компанию с друзьями из Железноводска (город в Ставропольском крае, — КР) поехал в Саратов поступать в театральное училище. Без острого желания быть актером, просто посмотреть другой город — хотелось поскорее вступить во взрослую жизнь… И меня приняли! А чем я занимаюсь, понял только курсе на 3-м. После училища пошел защищать рубежи нашей родины. Вернулся уже в Саратовский ТЮЗ, где прослужил актером 10 лет.

2

В большое кино попал случайно. Мой сын Глеб в 2003 году снимался в картине «Коктебель», и я поехал на него посмотреть. Так что у меня кино началось даже не с фильма, а с человека — Алексея Попогребского (режиссер «Коктебеля», — КР). Съемки у него в «Простых вещах» стали для меня хорошей актерской школой, а Попогребский — наставником в кино, хотя мне уже было около сорока. Он и Борис Хлебников (сорежиссер Попогребского по «Коктебелю», — КР) — два моих ориентира в киномире.

3

Каждый партнер в кино тебе что-то дает, ко всем присматриваюсь — все-таки в первую очередь я режиссер. Очень понравилась работа Джуда Лоу в картине «Черное море». Снимали его пламенный призыв к нам, героям фильма: 18 человек, каждого требовалось снять крупным планом, так он 18 раз так же горячо произнес свой монолог.

4

Было счастьем сниматься в фильме «Частица вселенной» Алены Званцовой. Вообще, у нас сильные режиссеры-женщины — Анна Меликян, Вера Сторожева, например. Мир меняется с гендерной точки зрения — и в космос женщины летают, и в армии служат. Сейчас мир стал своего рода «унисекс».

5

Я не считал, сколько у меня сейчас ролей в кино (около сорока, — КР), знаю, что сниматься буду и дальше, если позволит рабочий график. Мне интересно, этот мир мне близок.

Фото: Иван Куринной

К наградам и званиям отношусь с уважением

6

Картина «Как я провел этим летом» попала в конкурс Берлинале. Мы приехали в Берлин, представили фильм и уехали. А позже нас вызвали обратно — мы с Григорием Добрыгиным получили по «Серебряному медведю» за лучшую мужскую роль, а Павел Костомаров — за операторскую работу. Я старался ровно к этому относиться. Но чем дальше это событие отодвигается, тем больше понимаю его значимость. Хотя для меня ничего не поменялось — работали честно, спасибо, что оценили работу Алексея Попогребского.

7

Звания дают вес в обществе, ведь все равно встречают по одежке. Если имеешь награды, звания, можно претендовать на деньги для других проектов. Единственное, от чего я предостерегаю своих молодых товарищей, — это от испытания «медными трубами». На них, к сожалению, многие ломаются.

Режиссером я комфортнее себя чувствовал

8

Как режиссер я стал пробовать себя, еще будучи официально артистом Саратовского ТЮЗа. И со временем почувствовал, что перестаю получать удовольствие от работы на сцене в качестве актера. Начал ставить спектакли, а в Саратов как раз приехал Петр Наумович Фоменко. Я попросился к нему на курс в ГИТИС, он дал мне тестовое задание. Видимо, ему понравилась моя работа, меня приняли сразу на 2-й курс режиссерского факультета.

9

Фоменко любил жизнь, своих учеников и все человечество, верил в каждого сверх меры. Иногда я в себе сомневался, думал, что никакой я не режиссер. А Петр Наумович добился того, чтобы мои профессиональные недостатки превратились в достоинства, и научил доверять интуиции.

10

После ГИТИСа ставил спектакли по всей России — от столицы до Петропавловска-Камчатского. Работал и в Театре-студии Табакова, и в «Современнике», и в старейшем в России — Драматическом театре им. Волкова в Ярославле. Сейчас я репетирую в Театре Олега Табакова спектакль «Русская война Пекторалиса» по рассказу Николая Лескова «Железная воля». Очень актуальная вещь — об интеграции иностранцев в нашу русскую действительность.

Главное, чтобы было интересно

11

Когда Эдуарда Боякова призвали возглавить МХАТ, у него родилась идея прийти туда с единомышленниками. Он обратился ко мне и к Захару Прилепину, мы согласились. Моя официальная должность — заместитель художественного руководителя МХАТ им. Горького по творческой работе, а главное направление — обеспечивать труппу работой, заниматься поиском других творческих команд и сотрудничество с ними.

12

Что нужно сделать, чтобы люди стремились в театр, чтобы он был на слуху? Ставить яркие, значимые спектакли. Чтобы будоражили душу, радовали сердце. Будем использовать в сценографии все современные средства, если это понадобится для решения главной задачи — донести свои мысли до зрителя.

13

Наша первая премьера — «Сцены из супружеской жизни» по сценарию Бергмана в постановке Андрея Кончаловского. Следом талантливый режиссер Руслан Маликов, известный своими работами в Театре Наций, «Практика» и «Театр.doc», ставит «Последнего героя» драматурга Ивана Крепостного.

14

Потом будет мой спектакль «Последний срок» по повести Валентина Распутина. Эта история давно греет мне сердце. Тема вечная — преемственность, тонкая грань между пониманием истины и истиной как таковой. Постараемся использовать инсценировку, которую сам Распутин написал для МХАТа еще в 1970-е, но что-то хотим добавить с учетом нашего времени.

15

Я уважительно отношусь к зрителям и не хочу эпатировать обнаженной натурой или нецензурной лексикой, что сейчас в театрах происходит довольно часто. Я берусь за постановки, если автор меня не отпускает, хочу этим поделиться со зрителями.

Надо жить во благо других

16

Я по-прежнему живу в Железноводске. Пришла идея сделать там международный кинофестиваль «Герой и Время» вместе со своими друзьями Эдуардом Бояковым и Захаром Прилепиным. Местные власти нас поддержали. В программе — 12 игровых и 12 документальных полнометражных лент, из них треть — российские. Все будет как положено — жюри, призы. Надеемся, что приедут и зарубежные звезды, сейчас ведем переговоры. Уже и с датами определились — с 25 мая по 2 июня, фестиваль откроет курортный сезон.

17

Жизнь нам дана для того, чтобы устраивать ее лучшим образом не только для себя, но и для окружающих — наверное, в этом миссия человека. Надо жить так, чтобы оставить после себя добрую память. Жизнь вечная продолжается, пока о тебе помнят. И я верю в Божий суд.

18

Что бы я сделал в первую очередь, если бы мне было дано право что-то изменить в жизни страны? Восстановил бы Советский Союз. Может быть, на других условиях, без возрождения той системы. Потому что вижу, что многим куда хуже, чем тогда, когда мы были вместе. Так что я за добровольный союз тех, кто к этому готов. Я — за империю.

Читайте также

Анна Пармас о «Давай разведемся», изменах, счастье и реакции Михалкова на смелый финал ее фильма Интервью
24 июня 2019

Анна Пармас о «Давай разведемся», изменах, счастье и реакции Михалкова на смелый финал ее фильма

«КиноРепортер» поговорил с создательницей «Осторожно, модерн!» и клипов «Ленинграда» о ее новой комедии, получившей две награды на «Кинотавре».

Катерина Шпица: «Я не грустная, просто умная» Интервью
17 июня 2019

Катерина Шпица: «Я не грустная, просто умная»

Одна из самых успешных и востребованных актрис российского кино давно завоевала сердца миллионов зрителей, она на обложках глянцевых изданий и в главных ролях десятков проектов. Но Катерине этого мало! Чего ей недостает для полного счастья — она рассказала «КиноРепортеру» в эксклюзивном интервью.

Анна Пескова: «Мой актерский азарт — это «мой пламенный мотор» Интервью
15 июня 2019

Анна Пескова: «Мой актерский азарт — это «мой пламенный мотор»

В прокат вышел новый проект Рената Давлетьярова «Донбасс. Окраина», посвященный вооруженному конфликту на Украине. Одну из главных героинь этого фильма – девушку Оксану, сочувствующую бандеровцам – играет Анна Пескова. «КиноРепортер» поговорил с актрисой о съемках во время беременности, профессии продюсера и планах на будущее.

Регина Тодоренко: «На телеканалах цензура, а мне не хочется себя ограничивать. В сети можно говорить со всеми и обо всем» Интервью
14 июня 2019

Регина Тодоренко: «На телеканалах цензура, а мне не хочется себя ограничивать. В сети можно говорить со всеми и обо всем»

К 29 годам она успела объездить мир, стать режиссером, придумать и спродюсировать успешное ток-шоу, найти любовь и родить сына. Ко дню рождения «КиноРепортер» обсудил с Региной цензуру на ТВ и как стать «типичной мамочкой», не потеряв зрителей.