Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors
Search in posts
Search in pages
Слушать подкаст
|
КиноРепортер > Кино > Почему дефибриллятор не запускает сердце, а глушители на самом деле не такие тихие

Почему дефибриллятор не запускает сердце, а глушители на самом деле не такие тихие

6 июля 2023 /
Почему дефибриллятор не запускает сердце, а глушители на самом деле не такие тихие
Кадр из фильма «Казино Рояль»

Рассказываем о самых известных мифах кинематографа.

Кино – фикция. Эффектный и интригующий обман, порой лишь частично основанный на реальной жизни. Но, как ни странно, многие вещи, которые зрители видят в фильмах повсеместно, стали приниматься за чистую монету. «КиноРепортер» взял на себя роль «разрушителя мифов» и объяснил, почему глушитель бесполезен в шпионских боевиках, сколько нужно времени, чтобы подействовал хлороформ, и как взрывная волна может разорвать внутренние органы. 

Один из самых распространенных киномифов – это, разумеется, применение дефибриллятора для запуска сердца. Сколько мы видели фильмов, когда герой терял сознание, и единственным способом его спасти становился злополучный медицинский прибор. Добавление подобной сцены в повествование обусловлено необходимостью сделать эпизод более драматичным и эффектным. Но это имеет мало общего с реальной жизнью. Когда сердце человека перестает биться, ему, скорее всего, потребуется искусственное дыхание и непрямой массаж органа, а не удар током. Более того, применение дефибриллятора может и вовсе быть вредным для пациента.

Прибор крайне редко используется в реанимационных целях. Электрический разряд нужен для «перезагрузки» сердца, когда медики зафиксировали у человека хаотический ритм. В таком случае именно дефибриллятор, грубо говоря, вернет все к заводским настройкам. Темп и ритм сердца нормализуются, и больной должен будет вернуться в сознание. А если у человека нет пульса, то в дефибрилляторе нет никакого смысла.

Врачи, обеспокоенные неправильной демонстрацией медицинских процессов, изучили 32 фильма, вышедшие в период с 2003 по 2012 год. Дефибриллятор использовался для реанимации в 29 (87%) эпизодах, но при этом уместно его применяли только в пяти (28%) сценах при желудочковой тахикардии или фибрилляции желудочков. Так что если вы вдруг станете свидетелем, как человек потеряет сознание в результате остановки сердца, а рядом чудесным образом окажется «спасительный» прибор, не применяйте его!

Другой распространенный миф, которым нас систематически пичкают кинематографисты, – пафосный уход от взрыва. Причем сам герой с брутальном лицом должен делать это максимально медленно. Правда же заключается в том, что человек вряд ли останется невредимым рядом с эпицентром взрыва. Даже если его не настигнут огонь и осколки, то почти наверняка заденет взрывная волна. Например, взрыв C-4 происходит практически мгновенно: газы выбрасываются со сверхвысокой скоростью (чуть более 8000 м/с), сметая все на своем пути.

Но представим, что руки, ноги и голова остались на месте. Опасности больше нет? Как бы не так! Из-за разницы давления, вызванной взрывом, между внешней средой и телом человека он может получить баротравму. Это повреждение внутренних органов, которые с большей долей вероятности либо начнут кровоточить, либо отекут, либо вовсе разорвутся. В любом случае урон будет нанесен. Миф со взрывом забавно высмеяли в фильме «Копы в глубоком запасе». Практически наглядная демонстрация того, что с вами произойдет, если вы вздумаете повторять за героями боевиков. Беспощадная физика.

В кино довольно своеобразно относятся ко взрывам в целом. И все нижеперечисленные элементы тоже не соответствует действительности. Гранаты, которые оставляют после себя столп огня и разбрасывают тела на несколько метров вокруг, взрыв машины после выстрела в бензобак или падения с обрыва, звук щелчка при наступлении на мину. Все это классические киношные клише, которые создавались только для того, чтобы зритель на звуковом и визуальном уровне понимал, что творится на экране и к каким последствиям приведут поступки персонажей. Ну и, конечно, для усиления зрелищности происходящего.

В чем еще нас обманывают фильмы? В способах нейтрализации героев, например. Так, практически в любом шпионском боевике действующие лица используют оружие с глушителем, чтобы никто не услышал выстрелов. Да, в реальной жизни устройство действительно делает пальбу менее громкой, но не до такой абсурдной степени. Глушитель больше предназначен для защиты слуха стреляющего (наравне с берушами). Также он поглощает пламя и искры от выстрела. Даже если вы наденете на оружие самый лучший глушитель, уровень звука все равно может колебаться от 100 до 150 децибел. Для сравнения, подобный показатель у столичного метро варьируется от 60 до 100 децибел. Вот как на самом деле звучит выстрел с глушителем.

Какой универсальный метод предпочитают маньяки и похитители в кино, чтобы быстро усыпить жертву? Разумеется, хлороформ. Его часто используют и зарубежные кинематографисты, и наши специалисты. Вспомним хотя бы известную сцену «Как пройти в библиотеку?» из гайдаевского шедевра «Операция «Ы». На самом деле хлороформ действительно может усыпить человека, но для этого потребуется удерживать платок или тряпку как минимум несколько минут. В середине XIX века жидкость применяли в качестве анестезии, но позже от нее отказались в пользу эфира, который был безопаснее и практически не имел побочных эффектов.

Отдельная история – ранения от ножей и стрел. Во многих лентах нам показывают, как герои, превозмогая боль, вытаскивают из раны инородный предмет, а затем еще несколько часов ходят без какой-либо медицинской помощи. Просто наложив бинт или тряпку на поврежденный участок кожи. На практике самостоятельное удаление ножа или стрелы из раны только усугубит травму. Находясь внутри тела, они закупоривают отверстие и не дают человеку истечь кровью. А если предмет сразу удалить, то пострадавшему надо молиться, чтобы рядом оказался врач.

Ничто не делает героя боевиков более брутальным, чем выдергивание чеки гранаты зубами. Правда, в реальной жизни бойцу пришлось бы раскошелиться на стоматолога, потому что отсоединить колечко не так-то просто. Чека спроектирована таким образом, чтобы избежать несчастных случаев. Например, если она вдруг зацепится за снаряжение или ветку. Существует много типов гранат с собственными правилами извлечения, но если мы говорим о стандартных припасах без ухищрений, то для выдергивания чеки бросающему нужно приложить усилие в 3–8 кг. Должно быть, звезды боевиков питаются исключительно кальцием.

Кадр из фильма «Коммандос»
Кадр из фильма «Коммандос»

Перейдем от насилия к более обыденным вещам. Иногда персонажам приходится разговаривать друг с другом не только на земле, но и в воздухе, когда они прыгают с парашютом. И в немалом количестве подобных сцен диалог протекает практически спокойно, хотя в реальности люди бы и двух слов не расслышали. Во время свободного падения скорость ветра может достигать 190 км/ч, поэтому в ушах будет стоять гул. Ни о каких разговорах и речи не идет.

Парашютисты, как и дайверы, общаются посредством жестов. Единственный человек, который в подобных условиях способен побеседовать с вами, – это инструктор, закрепленный вплотную у вас за спиной. Но даже так словесная коммуникация удается далеко не всегда. Сейчас создатели фильмов стали надевать на героев специальные закрытые шлемы и маски, позволяющие общаться по рации с коллегами-прыгунами или людьми на земле. Учатся на своих ошибках.

Компьютерные гении и хакеры – уникальная каста персонажей. Если герои сталкиваются с какой-то технической проблемой, то обязательно обращаются к IT-специалистам. Например, им нужно узнать номер машины по фотографии, сделанной за 100 км от снимающего. И, разумеется, спец будет увеличивать картинку до бесконечности, параллельно улучшая ее качество. На самом деле, даже сейчас практически невозможно визуально считать информацию с изображения с низким разрешением и зернистостью. Цифровые инструменты, включая нейросети, способны подчистить фотографию, но в разумных пределах. В большинстве случаев подобные процессы не дают весомых результатов.

Кадр из фильма «Хакеры»
Кадр из фильма «Хакеры»

Космос. Сколько же с ним связано киномифов, начиная от звуков, которых там быть просто не может, и заканчивая возможностью выжить без скафандра и не получить практически никакого урона. Но мы поговорим о другом. Режиссеры космических проектов порой любят показать, как персонажи героически преодолевают (или нет) пояса астероидов. В реальности они расположены друг к другу не так плотно, как нам обычно демонстрируют на экране. Если быть точным, то, по данным НАСА, среднее расстояние между астероидами составляет более 2 млн км. Нужно быть очень плохим пилотом, чтобы врезаться в небесное тело.

Лазеры – еще одна неотъемлемая часть многих фильмов про космос. Пушки, световые мечи, инженерные и медицинские приборы. Все эти разноцветные лучи делают повествование поистине захватывающим. Особенно если речь идет о «Звездных войнах». Но лазеры (и снова спасибо физике) работают совсем иначе. Чтобы их увидеть, нужно учитывать три фактора: интенсивность луча, длина его волны и количество твердых частиц в воздухе. В космосе лазерные лучи были бы полностью невидимы, поскольку там нет атмосферы. А значит, следуя логической цепочке, нет и частиц, которые могут рассеивать свет. Шах и мат, ЗВ-шники!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Комментарии  

Комментарии

Загрузка....
Вы все прочитали

Next page

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: