Кино

«Пиноккио» Роберта Земекиса: Кукольный театр инклюзивности

2022 год по праву принадлежит Пиноккио, легендарной кукле из шедевра Карло Коллоди. В феврале в нашем прокате появился российский мультик «Пиноккио. Правдивая история». В декабре Netflix выпустит «Пиноккио Гильермо дель Торо», переосмысление кукольной фантазии от великого мрачного сказочника. Между этими вариациями на тему затесалась еще одна, «Пиноккио» Роберта Земекиса, которая тоже вроде бы выглядела многообещающе.

Пускай злопыхатели сетуют, что режиссер «Форреста Гампа» в последние годы не тот, но детское кино он всегда снимал мастерски. За «Полярный экспресс» и «Рождественскую историю» мы готовы вечно носить маэстро на руках. А тут к его услугам еще и Том Хэнкс в роли столяра Джеппетто, и сверчок Джимини, без умолку болтающий голосом Джозефа Гордон-Левитта, и колоритный Люк Эванс в образе инфернального Кучера… В общем, «Пиноккио» внушал определенные надежды даже после релиза трейлера, по которому стало понятно, что дизайн куклы далек от совершенства (мягко говоря). Но 8 сентября фильм официально вышел – и надежды эти мигом рассыпались, словно новогоднее конфетти.

В принципе, можно сформулировать рабочую теорию, почему «Пиноккио» не удался. Представить, например, что Роберта Земекиса похитили пришельцы, посадив в режиссерское кресло гостя с планеты Инклюзия и поручив ему снять самое политкорректное кино на свете. Но в реальности Земекиса поработили не интервенты из далекой-далекой галактики, а злодейская корпорация Disney, которая на протяжении многих лет с поразительным упорством придает «актуальное звучание» классическим работам Уолта Диснея. Теперь под раздачу попал и «Пиноккио»: свежая версия дважды оскароносного мультфильма 1940 года – это почти покадровый ремейк оригинала, только с ужасным CGI и резким смещением ключевых сюжетных акцентов.

В сказке Коллоди Пиноккио вообще ожил случайно. Строгал, значит, Джеппетто деревяшку, а та возьми да и начни моргать, рожи корчить, язык высовывать. В мультике обстоятельства слегка изменились – Пиноккио оживила фея, просто потому, что Джеппетто этого захотел. Опять-таки без всякой задней мысли. В новом «Пиноккио» же за первые 10 минут нас несколько раз буквально носом тычут в трагические подробности из прошлого столяра. Оказывается, когда-то он был счастливым семьянином с женой и сыном. А затем они скончались, и Джеппетто решил сделать куклу, чтобы та заменила ему умершего мальчика. С одной стороны, эти биографические детали придают действиям старичка логику. С другой – сходу убивают дух волшебства, поскольку сказка должна функционировать по своим законам, и грешно вторгаться в них с позиций холодной рациональности.

Дальше – больше. Вскоре на экране появляется темнокожая фея (Синтия Эриво), которая, собственно, и оживляет куклу, а заодно читает ей лекцию об инклюзивности. Не важно, дескать, как ты выглядишь. Главное – что у тебя на сердце. Чуть позже аналогичную линию гнет девочка-инвалид Фабиана (Кианн Ламайя), мечтающая стать балериной, но волею судеб выступающая в бродячем цирке Стромболи (прототип Карабаса-Барабаса). Она же, кстати, управляет темнокожей куклой Сабиной, которая оказывается для Пиноккио подобием… романтического интереса. Сказка, конечно, ложь, да намеки в ней притаились весьма очевидные. Намеки на BLM, новую этику и прочие радости, которые слепо запихивают во все подряд, совершенно не заботясь, к какому эффекту это приведет. Во главе угла – сам факт такого послания.

С подобным техническим заданием авторы и приступали к созданию «Пиноккио», ставшего отличным рупором для оглашения общественно важных слоганов по модной повестке. В этом отношении диснеевские мультики, героями которых часто были откровенные фрики, сейчас идеально приходятся ко двору, ибо их по щелчку пальцев можно осовременить, воздвигнув памятник всеобщему равенству и братству. Но такой подход уничтожает неповторимое своеобразие произведений, магию, если хотите, делая из них выхолощенные, безобидные, прямолинейные агитки.

Классический «Пиноккио» отталкивается от идеи, что деревянный мальчик неполноценен. Иначе зачем ему мечтать о превращении в мальчика настоящего, из плоти и крови. И когда он этого заслуживает, происходит чудесное преображение, до сих пор заставляющее сердце радостно трепетать. Был, как говорится, поленом, стал мальчишкой, обзавелся умной книжкой. А знаете, чем кончается фильм Земекиса? С учетом вышеизложенного вы могли бы и сами догадаться, но мы на всякий случай подскажем. Пиноккио так и остается деревянным! Поскольку мы живем в XXI веке, где людей и кукол следует принимать такими, какие они есть, не пытаясь перекроить по навязанным со стороны стандартам. И каждый сучок на его теле – пардон, стволе – Джеппетто готов расцеловать.

Короче говоря, детей к этому нельзя и на пушечный выстрел подпускать. Все равно ничего не поймут. Даже единственную удачную шутку, где лис Честный Джон (Кигэн-Майкл Ки) придумывает Пиноккио сценический псевдоним, останавливается на варианте Крис Пайн, а потом резко отметает его с ремаркой, что «все равно никогда не сработает». Взрослым же лучше освежить в памяти выдающегося «Пиноккио» Маттео Гарроне, который и сам по себе прекрасен, а рядом с недоразумением Земекиса вообще выглядит эдаким «Гражданином Кейном».

В одной из сцен «Пиноккио», примерно одинаковой во всех версиях, коварный Кучер заманивает юных балбесов на Остров Развлечений, где превращает в ослов. Видимо, в Disney решили, что их фильм – тоже аналогичный Остров. И нужно лишь поманить пальчиком, чтобы зрители принялись восторженно реветь да хвостами помахивать. Но, кажется, ослиные уши отрастили не те, кто смотрел эту картину, а те, кто ее снимал.  

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

Акция «Бессмертный полк» пройдет в память о кинематографистах-фронтовиках

Ко Дню Победы телеканал «Мосфильм. Золотая коллекция» и Общероссийское общественное гражданско-патриотическое движение «Бессмертный полк России» проводят в телеэфире и соцсетях,…

4 часа назад

Важные люди. Магия монтажа

Монтаж – настоящее таинство, в процессе которого сотни и тысячи кусочков отснятого материала собираются в единый кинопазл. Техник и приемов,…

6 часов назад

«Отцы и дети» в Театре наций

20 и 21 мая на основной сцене Театра наций состоится премьера спектакля по роману Ивана Тургенева «Отцы и дети». Режиссером…

7 часов назад

Просто Мария: Почему Аронову обожают зрители

Эффектная, смешная, суровая, трогательная и сильная – Мария Аронова соткана из противоречий. Она может заставить плакать в трагедии и тут…

11 часов назад

Спектакль-мираж «Долгая счастливая жизнь» покажут в СТИ

Премьера постановки Сергея Тонышева «Долгая счастливая жизнь» состоится в мае в Студии театрального искусства Сергея Женовача. Создатели характеризуют свой новый…

1 день назад

Одри Хепберн: Элегантная простота

Одри Хепберн навсегда вошла в историю не только кино, но и моды – свою роль сыграли как красота и безупречный…

1 день назад