Свое 40-летие 19 июня отмечает Пол Дано, артист потрясающе многогранный и страшно недооцененный. Дано – мастер и фриковатых, и вполне классических драматических ролей, но ни одна из них не принесла ему престижных наград. Он ни разу не номинировался на «Оскара», а на «Эмми» и «Золотой глобус» замахивался лишь однажды. И все равно проиграл. Будто для тех, кто присуждает почетные премии, его просто не существует. Что не мешает нам восхищаться его талантом и делиться этим восхищением с вами – в рассказе о маленьких и больших ролях Дано, которые невозможно забыть.
К середине 2000-х Пол Дано засветился в нескольких известных фильмах («Забирая жизни», «Соседка») и сыграл приятеля Эй Джея в двух эпизодах «Сопрано». Но реальная популярность прикатила к нему в желтом фургончике из «Маленькой мисс Счастье», душевной драмеди о девчушке, которая отправилась на конкурс красоты в компании незадачливых родственников. Ее братом Дуэйном и стал Дано, затмивший здесь вообще всех. Кроме, разве что, самой девчушки – юной Эбигейл Бреслин. Да, Алана Аркина в роли деда-хулигана Пол тоже затмил. With all due respect. Хотя «Оскара» завоевал именно Аркин, а Дано даже номинацией не удостоили.
Но как же хорош этот мрачный подросток с эмострижкой, который в свободное время отжимается и читает Ницше, а вдобавок дает обет молчания до поступления в летную школу. Дуэйн – замкнутый нелюдим без девушки и друзей, логичным образом обретающий соулмэйта в дядюшке-суициднике (бородатый Стив Карелл). Пока он молчит, в нем копятся ярость и злость. А потом бешенство закипает в надрывном эпизоде, подтверждающем девиз Дуэйна: I hate people. И одновременно намекающем, что на одной ненависти далеко не уедешь. Мало-помалу в черноволосом дединсайде пробуждается жизнь, а в нас – вера в то, что Пол Дано может быть не только фриком, но и вполне дружелюбным племянником, братом и сыном.
В эпической трагедии Пола Томаса Андерсона «Нефть» Дэниэл Дэй-Льюис исполнил, возможно, лучшую мужскую роль в кино XXI века. Настолько неотразимо ужасным вышел сыгранный им жестокий нефтяной магнат Дэниэл Плэйнвью. Рядом с такой глыбой никто не посмел бы схалтурить. И Пол Дано в роли близнецов Илая и Пола Сандей не просто не схалтурил, но искусно перевоплотился в двух людей, каждый из которых по-разному взаимодействует с Плэйнвью. Сперва Пол приходит к нему, дабы поведать о нефтяном месторождении на дешевой земле. А затем Илай, алчный и скользкий тип (даром что проповедник), становится его злейшим врагом – вплоть до убийственного во всех смыслах финала.
Достаточно посмотреть один эпизод с проповедью Илая, чтобы убедиться, как разрывает Дано. За его монологом, перерастающим в приступ религиозного фанатизма, с горящими глазами наблюдает Плэйнвью – словно не понимая, как к этому относиться. Да и нам, зрителям, только и остается, что наблюдать да диву даваться. А ведь Дано вообще не должен был превращаться в Илая. Изначально Андерсон отвел ему лишь скромную роль Пола Сандея. Но вскоре оригинального Илая, актера Кела О’Нила, попросили на выход, а Дано за четыре (!) дня с пугающей самоотдачей влился в образ Илая. Итог – «Оскар», «Золотой глобус», BAFTA и куча других призов для Дэй-Льюиса. А для Пола Дано – дырка от бублика.
Дени Вильнев может наснимать сколько угодно «Дюн», но с изрядной долей вероятности лучшим его фильмом так и останутся «Пленницы». Энергичный и беспощадный триллер о бездне, что таится в душе каждого родителя, чьему ребенку могут навредить. А уж если ребенок вдруг исчезает, отцу и с катушек слететь недолго. Неважно, что играет этого отца добряк Хью Джекман: с теми, на кого падает подозрение, он не церемонится. И без раздумий похищает тихоню-очкарика Алекса в исполнении Пола Дано, решая пытать его, калечить, да хоть насмерть забить – но выяснить, куда делась его дочурка.
Во многих героях Дано прячутся деструктивные, маньячные нотки. И чем безобиднее они выглядят внешне, тем большие страсти бушуют в их (нередко порочных) сердцах. Келлер, персонаж Джекмана, убежден: Алекс что-то знает. Но мы его уверенности не разделяем. И недоумеваем, как воспринимать муки, выпадающие на его долю. Если Алекс виновен – любые ли средства хороши, чтобы докопаться до правды? А если нет – выходит, растерзанный горем отец тут главный злодей? Почти во всех сценах с участием Дано на него орут (в лучшем случае сурово допрашивают), истязают, унижают физически и психологически – такого инфернального Джекмана вы больше нигде не увидите. Ну а заслуга Пола не только в том, что он позволяет демонам Хью вырваться из клетки, но и в поддержании густого, как нефть, саспенса.
В «Пленницах» все мучили Пола Дано, а в «12 лет рабства» мучителем заделался он сам. Заточенная под «Оскара» (и получившая три статуэтки) история беглого раба сильна не столько центральным сюжетом, который весьма предсказуем, сколько вставками с голливудскими звездами от Майкла Фассбендера до Брэда Питта, играющими как откровенных негодяев, так и нормальных ребят. Дано – из первых. Его герой Тиббитс работает плотником у плантатора Форда (Бенедикт Камбербэтч), требует называть себя господином, гаденько улыбается и напевает оскорбительную песню про чернокожих. Это, пожалуй, самый омерзительный персонаж «12 лет рабства», с которым так и подмывает сделать то же, что Келлер делал с Алексом в «Пленницах».
Вот и главный герой Соломон (Чиветель Эджиофор) не вытерпел. И проучил подонка, когда тот его до ручки довел. Дано шутил, что у него слишком беззащитная физиономия, поэтому чуть ли не в каждом фильме он огребает. Маленькая, но врезающаяся в память роль садиста-расиста по традиции не принесла актеру крупных наград, но в очередной раз доказала: нет такого вызова, который он не отважился бы принять. Играя Тиббитса, Пол пришел к выводу, что родители по-скотски обращались с ним, ни в чьем обществе он не имел авторитета и в результате стал вымещать обиду на тех, кто не смел огрызнуться: «Исполнить песню перед чернокожими мужчинами, одетыми в лохмотья, не было пределом моих мечтаний. Но ты убеждаешь себя в обратном, а затем просто идешь и делаешь это».
Не самая известная лента с Полом Дано – и одна из тончайших его ролей. В печальной драме «Любовь и милосердие» Дано создал хрупкий образ Брайана Уилсона, лидера знаменитых The Beach Boys. В середине 1960-х они выпустили эпохальную пластинку Pet Sounds и сингл Good Vibrations, наверняка знакомый даже тем, кто с роком на вы. Брайан был гениальным новатором и эксцентричным товарищем, который мог писать музыку в песочнице и проводить деловые встречи в бассейне. Его терзала масса психических расстройств, он злоупотреблял веществами, бродил по шоссе в одном халате, напяливал на голову аквариум на глазах Пола МакКартни, но при этом дожил до преклонных годов. Сейчас Брайану 81, правда, у него деменция, а заботятся о нем дети и опекуны.
Действие «Любви и милосердия» разворачивается в двух временных плоскостях. В 1960-х мы видим, как молодой Уилсон (Дано) сочинял, страдал и терял связь с реальностью. В 1980-х зрелый Уилсон (Джон Кьюсак) продолжает страдать и сочинять, но в итоге счастливо женится, а в 2004-м завершает альбом-долгострой Smile. По сути, фильм кончается хеппи-эндом, что ему совсем не идет. Но та часть, где Пол Дано валяется на травке и в одиночестве смотрит на закат, растворяясь в своих грезах, замечательна и пронзительна. Реальные прототипы часто ворчат, что на экране их светлый образ возмутительно искажен. Однако Брайан Уилсон рассыпался в похвалах актерам и поразился, «как близко Дано подобрался к изображению его личности».
В 2015 году, как и в 2013-м, вышло сразу две классных картины, украшенных присутствием Пола Дано. Но если «Любовь и милосердие» подарила ему главную роль, то «Молодость» Паоло Соррентино – второстепенную (в центре внимания, если помните, дуэт великих стариков Майкла Кейна и Харви Кейтеля, сыгравших друзей-пенсионеров на отдыхе). Усатый Дано, успешный, но неудовлетворенный артист Джимми Три, уже на девятой минуте ведет размеренный диалог с героем Кейна и сетует на бремя своей вирусной роли – робота по имени мистер Кью. Это, дескать, мешает публике воспринимать его как гения перевоплощений, кем он себя считает. То есть Пол превратился в своего полного антипода, начиная с характера и заканчивая стилем одежды.
Точнее, именно одежда-то и стала точкой отсчета. Получив от Соррентино предложение спустя месяц после оскаровской церемонии, Дано первым делом занялся шопингом: «Мне предстояло купить более элегантную одежду, найти ожерелье, которое бы меня устроило, солнечные очки и шляпу… Что я почувствую, надев кожаные ботинки вместо кроссовок?»В итоге Джимми Три решает сыграть Гитлера – в отчаянной попытке избавиться от шлейфа мистера Кью. А в очередной беседе обнажает свое творческое кредо, которое легко могло бы стать кредо самого Дано: показывать чистую, невозможную, аморальную страсть, делающую нас живыми.
Ричард Линклейтер. Пол Томас Андерсон. Спайк Джонс. Энг Ли. Джеймс Мэнголд. Дени Вильнев. Стив МакКуин. Паоло Соррентино. Пон Джун-хо. Нет, перед вами не просто список крутых режиссеров современности. А список крутых режиссеров современности, у которых снимался Пол Дано. В 2022-м в эту впечатляющую компанию добавился еще и Стивен Спилберг, доверивший Полу одну из ведущих ролей в киноманском романе взросления «Фабельманы» – не лучшего на свете отца главного героя. Фабельман-старший, Берт, вечно ругается с экранной женой (Мишель Уильямс), перевозит семью с место на место и честно пытается, но не всегда преуспевает в том, чтобы поддерживать в доме гармонию.
На фоне армии предыдущих чудиков это, вероятно, самый спокойный и зрелый персонаж Пола Дано. Ближе к концу они с Гэбриелем ЛаБеллем, юным Сэмми Фабельманом, на двоих разыгрывают трогательнейшую сцену между отцом и сыном за последние годы. А в глазах Дано в кои-то веки читается не злоба, страх или грусть, а человеческое тепло. Чуткость. Понимание. Надежда на то, что сыну повезет больше, чем папе, который не смог удержать семейство от распада. «Фабельманы» – автобиографическое кино, и Сэмми многое взял от молодого Спилберга. Дано, соответственно, изображал его родителя. И уже на третьем созвоне с Полом по Zoom Спилберг, сидя с незажженной сигарой во рту, наградил его высшим комплиментом, на который тот мог рассчитывать: «Думаю, мой отец бы гордился тобой».
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…