Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors
Search in posts
Search in pages
Слушать подкаст
|
КиноРепортер > Кино > Пальчики оближешь: Культ еды в аниме

Пальчики оближешь: Культ еды в аниме

26 февраля 2024 /
Пальчики оближешь: Культ еды в аниме
Кадр из аниме «Дитя погоды» (2019)

Объясняем, почему японские аниматоры так одержимы кулинарными темами.

В конце 2013 года ЮНЕСКО внесла в список Нематериального культурного наследия традиционную японскую кухню – васёку. Это решение подчеркнуло важность культуры питания для жителей Страны восходящего солнца. Васёку – это не только древняя традиция, передающаяся от поколения к поколению, но и, как отметили в ЮНЕСКО, «отражение японской духовности, которая включает в себя почтение к природе».

Традиционная кухня акцентирует особое внимание на разнообразии и свежести ингредиентов, сбалансированном здоровом питании, связи с ежегодными праздниками и отражении окружающей красоты. Оттого совсем неудивительно, что любовь японцев к еде отчетливо прослеживается в самых разных аниме, от романтических историй до хорроров.

При просмотре японской анимации вы наверняка ловили себя на мысли, что нарисованная пища выглядит очень реалистично и аппетитно. Даже чересчур. В западной анимации еда обычно рассматривается как фоновый элемент в кадре, поэтому на ее отрисовку тратится меньше усилий. Японцы, наоборот, рисуют пищу с максимальным тщанием и точностью. Это один из неотъемлемых визуальных приемов японских аниматоров, которые отточили этот навык до совершенства. Пар, поднимающийся из тарелки горячего рамэна, мягкая блестящая текстура омурайсе, шкворчащий на сковороде бекон, дополненный яичницей, – все это не только ради красоты кадра и уважения к традициям. Настолько детализированная еда позволяет добавить сцене чувство теплоты, уюта и сентиментальности.

Эмоциональная связь, которая выстраивается между зрителями и персонажами, распространяется и на еду, усиливая вовлеченность. Вспомнить хотя бы короткий отрывок из аниме «Лапута: Небесный замок». Несущественный, казалось бы, эпизод с тостом и яйцом прекрасно демонстрирует, как приготовление несложного блюда из двух ингредиентов может сделать сцену более убедительной и эмоциональной. Одновременная простота и многогранность мультипликационной кулинарии – это часть романтизации еды как важного для японцев процесса, где приготовление пищи почти всегда носит исключительно положительный и приятный характер. Для аниматоров и их героев готовка – сродни важному ритуалу, корни которого тянутся к традиционным обычаям и правилам их кулинарной культуры.

Религия – еще один фактор, лежащий в основе чрезмерного внимания японцев к еде в аниме. Наравне с буддизмом в Стране восходящего солнца исповедуют синтоизм, так называемую веру в духов, при которой человек должен жить в согласии с природой и другими людьми. Божества, согласно этой религии, обитают в окружении, в том числе и в отдельных вещах. И если вы каким-то образом «загрязнили» себя (аналог христианского греха), то для очищения вам потребуется провести ритуал и совершить подношение. Добиться милости духов можно благодаря еде и напиткам. Учитывая такое религиозное значение, приписываемое пище, неудивительно, что аниматоры прилагают огромные усилия для совершенствования визуальных эффектов яств, а также любых эмоций, связанных с кухней.

Именно поэтому кулинария в аниме может выступать и как связующее звено между реальностью и фэнтези, и как проводник в мир сверхъестественного. Вспомним, как родители главной героини «Унесенных призраками» в самом начале фильма превращаются в свиней – самоуверенный и недалекий отец буквально как животное накидывается на ломящийся от еды стол, также подталкивая к беспардонному поведению супругу. Не соблюдая обычаи и демонстрируя явное неуважение к предоставленной трапезе (дар духов), папа и мама девочки получают заслуженное наказание (чревоугодие как грех).

У японских аниме есть жанры на любой вкус, и было бы странно, если бы у них не было отдельной кулинарной категории. Она так и называется – «гурман», а ее основополагающий элемент – освещение темы разнообразной еды, ее приготовления и дегустации. И даже в этих проектах имеется собственное ключевое направление. Так, в «Поваре-бойце Соме» зрители наблюдают за эпическими кулинарными соревнованиями, выполненными в лучших традициях аниме-сражений. А вот в проекте «Дуэт и вспышка молнии» еда играет трогательную роль – она служит инструментом сближения дочери с отцом и укрепления их отношений. По сюжету, у главного героя умирает жена, и ему приходится в одиночку воспитывать ребенка.

В последнее время жанр «гурман» все больше наращивает популярность. Не только потому, что от аппетитных аниме-блюд у зрителей моментально урчит живот, а запахи будто проникают в комнату через экран. Но и потому, что подобные проекты нередко включают в себя технические инструкции о кухонном процессе. Эпизод аниме может содержать реальный рецепт упомянутого в сюжете блюда, которое любой желающий способен приготовить дома (или хотя бы попробовать). Этакий интерактивный элемент, сопряженный с повествованием.

Приготовление блюд из любимых аниме – тоже большой тренд. Поклонники с энтузиазмом бегут на кухню, чтобы потом сразу же поделиться фотографиями собственноручно сделанных блюд из разных проектов: рамэн из «Наруто», гедза из «Дорохэдоро», панкейки-суфле из «Твоего имени», данго из «Самурая Чамплу» и т.д. Подобным образом фанатам гораздо легче ассоциировать себя с любимыми персонажами. Кроме того, это дает возможность хотя бы на некоторое время очутиться в мультипликационной вселенной благодаря гастрономическим свершениям. Сравнительные фотографии еды из аниме и приготовленного блюда также способствуют тому, что пользователи, никогда не испытывавшие интерес к этому жанру, неожиданно увлекаются им.

Поскольку кулинарные эпизоды запоминаются ничуть не хуже, чем эмоциональные или романтические сцены (а иногда даже лучше), то японские студии, принимая во внимание этот факт, радуют аудиторию сопутствующими товарами. Например, кулинарными книгами по мотивам. Причем это необязательно одна большая книга рецептов – авторы подобных изданий дополняют гастрономический сборник тематическими рисунками, скетчами или даже рассказами известных поваров об истории и секретах японской кухни.

Если кулинарных навыков у вас не имеется, но вы очень хотите попробовать увиденную на экране еду, то милости просим в заведения для гиков и фанатов аниме. По мере того как жанр все больше переходит из малозаметной ниши в глобальное увлечение, подобные тематические места по всему миру становятся все популярнее. Причем не только среди целевой аудитории. Владельцы подобных заведений, оформленных в стиле аниме и манга, стремятся воплотить в жизнь набирающий популярность мир гиперреалистичной еды.

«Мы наблюдаем растущий интерес нашей аудитории к поиску еды, которую они видят на экране, и даруем уникальные гастрономические впечатления, которые удовлетворяют спрос поклонников аниме», – объясняет лондонский ресторатор Анду Ава.

По его мнению, важная функция еды в аниме заключается в том, что она показывает персонажей более привлекательными для аудитории. Как, например, в том же «Наруто». Ава подчеркивает, что любовь главного героя к рамэну и то, как он получает удовольствие от еды в целом, – это аспекты его личности, которые могут быть понятны многим зрителям. Что, в свою очередь, очеловечивает персонажа и делает более доступным. Озвученный ресторатором ассоциативный ряд, разумеется, применим и ко всем остальным аниме-героям.

Роль еды в японской анимации – мультифункциональная. Она обеспечивает дополнительное погружение зрителей в повествование, может характеризовать персонажей, содержать скрытое послание, олицетворять нечто сверхъестественное, а смысловая нагрузка демонстрации пищи включает и уважение к традициям своей культуры. Культ еды в аниме постепенно выходит за пределы экранов, собирая вокруг себя все больше последователей гастрономического визуального очарования.   

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Комментарии  

Комментарии

Загрузка....
Вы все прочитали

Next page

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: