Военная служба – это не только боевые задания, секретные миссии и борьба с врагом не на жизнь, а на смерть. В честь Дня защитника Отечества «КиноРепортер» собрал 8 фильмов об обычных армейских буднях.
И не стоит забывать, что у Родины есть и защитники, и защитницы: в нашей подборке также нашлось место лентам о женщинах-военнослужащих.
Существует отдельный жанр советского патриотического кино об армии, снятого с неизменной бравурной интонацией. Режиссер нетипичной для советского кинематографа драмы о подростковой любви «Школьный вальс» Павел Любимов и об армии снял нетипично: здесь задают вопросы и не всегда спешат выполнять приказы. Оба главных героя – люди, думающие за пределами уставов и шаблонов: и опытный сержант, и попавшийся ему «трудный» призывник, сыгранные молодыми и одухотворенными Александром Фатюшиным и Игорем Костолевским. Фильм поставлен по сценарию Александра Миндадзе, создавшего в тандеме с режиссером Вадимом Абдрашитовым одни из лучших образцов перестроечного кино, поэтому каждый марш на плацу наполнен здесь осмысленностью и глубиной.
Блондинка вышла за богатого, а попала в армию – звучит как начало анекдота. Довольно долго именно таким фильм и выглядит: бестолковая героиня Голди Хоун, которую занесло в казармы, хлопает накрашенными ресницами и, собирая на скорость огнемет, портит дорогой маникюр. Анекдотических ситуаций тоже немало, причем некоторые вызвали бы сейчас серьезное недовольство: в одной из сцен героиню собирается изнасиловать офицер из старшего состава, и ей приходится прыгать из самолета, чтобы этого избежать. Хорошо хоть парашют раскрылся.
Но если заглянуть за неполиткорректность 1980-х, можно увидеть, что это фильм о пресловутом женском усилении. Блондинка не превращается в терминаторшу, одной левой уделывающей врагов, но армейская школа все-таки приводит ее на жизненный путь, который она теперь и без богатого мужа прекрасно одолеет.
Это скоростное, мчащееся на всех парах кино об элитной школе ВМС США – один из самых американских фильмов за всю историю. Том Круз сверкает ослепительной голливудской улыбкой, женщина-астрофизик – золотыми локонами «калифорнийской» блондинки, Вэл Килмер – безупречным торсом, ну а на самолеты и виражи, которые на них выделывают молодые пилоты, насмотреться невозможно. «Мы – самые лучшие», – не устают повторять тут каждые пять минут. Быстрее, выше, сильнее! Небо здесь синее-синее, облачка – белые-белые, почти как зубы Круза, и все девушки – красавицы, а парни – молодцы. Американская мечта на земле и в воздухе.
В самом конце войны, в 1945 году, Юджина Морриса отправляют в военный лагерь. Там будет жесткая муштра и несъедобная еда, неприятные люди вокруг и чокнутый сержант с садистскими наклонностями (один из лучших экранных психопатов Кристофер Уокен). Но много лет спустя Юджин будет вспоминать об этом как о счастливейшем времени в своей жизни.
Автобиографическую пьесу Нила Саймона до сих пор ставят в театре, в том числе в России. От большинства работ, которые затрагивают тему Второй мировой войны, она отличается тем, что лишена торжественной мрачности. Ребята попали под самый финал, их так и не отправили на фронт. Но готовили к этому, и в финале Юджин говорит: мы всегда будем думать об этом. И о тех, кто не вернулся. Они успели пройти по тонкой красной линии, хотя и не ступили за нее, но, кажется, одна только близость к глобальной катастрофе должна навсегда оставить свой след.
После позорного увольнения из рекламного агентства Билл (Дэнни ДеВито на пике комической формы) вынужден пойти в тренировочный армейский лагерь, чтобы преподавать местным дуболомам… хоть что-нибудь. У него просто есть университетский диплом, значит, к преподаванию годен, больше все равно никуда не берут. Дуболомы оказываются живыми людьми – ребятами из непривилегированных семей, которые никогда не слышали о Шекспире. И Билл постепенно проникается отеческими чувствами к своим ученикам. Здесь можно предсказать каждый поворот нехитрого сюжета, но все искупает обаяние ДеВито, общая человечность и, чего греха таить, рэп, который ученики Билла сочиняют по «Гамлету».
Глядя на смуглых красоток из «Роты добрых услуг», то есть секс-службы, организованной для перуанских военных, многими месяцами находящихся в джунглях, можно решить, что перед вами – эротическая комедия. Ничего подобного: это экранизация сатирического романа Нобелевского лауреата Марио Варгаса Льосы. И если поначалу комедийных элементов в фильме хватает, то ближе к финалу история поворачивается драматической стороной.
Армию писатель, безусловно, недолюбливает, и это вполне ясно по его сатире. Но он ни в чем не винит простых служащих, скорее уж саму человеческую агрессию, жестокость и лицемерие. Очень трогательна финальная речь главного героя, который признается, что может быть только военным, в этом – его жизнь. Такую искренность даже суровый сатирик Льоса не берется осуждать.
Две восемнадцатилетние служащие израильской армии остаются наедине друг с другом и иерусалимскими улицами, которые их поставили патрулировать. Совсем не похожие между собой, девушки поначалу огрызаются, но после того, как они оказываются свидетельницами взрыва на улице, между ними завязывается дружба.
Фильмы о женщинах в армии по-прежнему редки, поэтому заслуживают внимания, особенно когда предлагают такой честный взгляд «изнутри». Военная служба выглядит тяжелой рутинной работой, от которой у молодых свободолюбивых женщин запросто может «снести крышу», даже если по вечерам они возвращаются домой. Это крепкое независимое кино с непрофессиональными актрисами получило премию на Берлинском кинофестивале и внесло достойный вклад в копилку историй о девушках в военной форме.
Вернувшись домой после очередного срока службы, врач американской армии обнаруживает, что ей проще разрешать критические ситуации на войне, чем налаживать отношения с маленьким сыном, который долгое время прожил у ее бывшего мужа. Существует немало фильмов о мужчинах, теряющих связь со своими детьми, но в картине Клаудии Майерс с такой ситуацией сталкивается женщина. Восстановление контактов и адаптация к мирной жизни даются ей ничуть не легче. К тому же давление общества сильнее, в глазах каждого она может прочитать убийственный упрек: «Ты же мать!»
Героиня Мишель Монахэн поначалу выбирает армейский подход: резкие действия и строгие оклики, скрывающие растерянность и испуг от того, что сын ее даже не узнает. Чувствуется и ее боязнь «размякнуть», перестать быть стойким оловянным солдатом, который потеряет уважение коллег. В фильме ей удается найти способ остаться и матерью, и военнослужащей, которая искренне верит: есть такая профессия – Родину защищать.
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…