Женитьбы, разводы и война: 10 главных фильмов нового израильского кино | КиноРепортер
КиноРепортер > Статьи > Женитьбы, разводы и война: 10 главных фильмов нового израильского кино

Женитьбы, разводы и война: 10 главных фильмов нового израильского кино

26 апреля 2019 /
Женитьбы, разводы и война: 10 главных фильмов нового израильского кино

В связи с выходом «Синонимов» Надава Лапида рассказываем о еще десяти израильских фильмах XXI века, которые точно стоит посмотреть.

«Поздняя женитьба»

Реж. Довер Кошашвили (2001)

Фильм, с момента выхода которого принято отсчитывать начало «золотой эпохи» нового израильского кино, которая длится по сей день.

Главному герою фильма, Зазе, 31 год, он учится в докторантуре и — стыдно признаться — все еще не женат. Его семья сватает его к местной юной красавице, но Заза ненавязчиво отказывается. Скоро семейство, используя пристойные и непристойные методы, добивается правды — выясняется, что Заза крутит роман с 34-летней красоткой, которую играет звезда израильского кино Ронит Элькабец. У нее есть дочка, она в разводе, а значит, совсем не подходит на роль благопристойной жены. Но сердцу не прикажешь — и даже самые отпетые религиозные фанатики из семейства Зазы прекрасно это понимают.

Комедия Кошашвили буквально возродила израильский кинематограф из пепла — на фоне всего остального кино, снимавшегося в то время в стране, его фильм был пронзительно смешным и бил по болевым точкам израильтян — крайней религиозности и ультраконсервативному институту брака. Спустя почти 20 лет фильм все еще смотрится на одном дыхании.

«Визит оркестра»

Реж. Эран Колирин (2007)

Первый полный метр нетривиального и самобытного израильского режиссера Эрана Колирина — по сути кино о визите из ниоткуда в никуда. Египетский оркестр приезжает в израильскую глубинку на открытие арабского культурного центра. Но вот незадача — кажется, о его существовании никто из местных жителей не слышал, да и местных жителей раз два — и обчелся. Самые предприимчивые из музыкантов находят ночлег у местной владелицы забегаловки, все той же Ронит Элькабец. История любви и одиночества, рассказанная через полночные прогулки и диалоги, история дружбы и поиск смыслов, полная смеха сквозь слезы.

«Обмен»

Реж. Эран Колирин (2011)

Еще один фильм Колирина, который обязательно должен быть в этом списке, получил номинацию на «Золотого льва» на Венецианском кинофестивале в 2011 году.

У главного героя по имени Одед есть отличная работа и красивая молодая жена. Его жизнь — это спокойствие и стабильность. Утром — к студентам, вечером — на ужин к жене. И так изо дня в день. Но неожиданно стабильность дает сбой, и его реальность начинает разваливаться на части. Или скорее начинает выпадать из реальности он сам. Вот старые соседи, старая дорога на работу, привычные студентки с привычными диссертациями… Но Одеду начинает казаться, что он сходит с ума. Интересный взгляд на то, как каждый из нас живет в своей раковине. Нас охватывает ужас от самой идеи свернуть с проторенного пути, который гарантирует консервацию и безопасность.

«Воспитательница»

Реж. Надав Лапид (2014)

Мало кто знает, что картина «Воспитательница» Сары Коланджело с Мэгги Джилленхолл, шедшая в российских кинотеатрах в прошлом году — это ремейк предыдущей одноименной работы Надава Лапида. И это незнание — досадное упущение. Несмотря на то что американская «Воспитательница» сделана максимально складно и сюжетно повторяет оригинальный фильм, а лапидовская картина шероховата и далеко не всегда продумана, она все же полна ярких и самобытных сцен. А маленький мальчик-поэт из израильского фильма оказывается естественнее в роли настоящего творца, способного в свои пять лет писать гениальные строки про лунный свет и первую любовь.

«Фокстрот»

Реж. Самуэль Маоз (2017)

Что будет, если вдруг семье принесут вести о мертвом сыне? А что будет, если сын окажется жив? Это пришлось пережить Михаэлю и Дафне, когда на пороге их модной квартиры в центре Тель-Авива появляется военный эскорт, принесший печальные новости. Но если сын все-таки жив, то где он и что делает? Их сын на забытом богом КПП выполняет никому не нужный долг. Но его смерть, как и смерть тысяч таких же молодых ребят, в отчетах, конечно, будет приравнена к доблестной гибели, даже если она — лишь результат досадной и страшной ошибки.

Фильм Маоза, получивший множество призов на Венецианском кинофестивале, продолжает препарировать арабо-израильский конфликт, но превращает рядовой сюжет о военных действиях в нечто большее.

«Заполнить пустоту»

Реж. Рама Бурштейн (2012)

История странной и страстной любви в крайне религиозной семье хасидов. Эстер и Шира — сестры; старшая, Эстер, замужем за Йохаем, они ждут ребенка. Страшная трагедия переворачивает с ног на голову жизнь всего семейства: Эстер умирает во время родов, оставив живое дитя. По законам иудаизма Йохаю после должного траура положено жениться снова, чтобы найти достойную мать для своего чада. Подходящая кандидатура есть, но ради нее придется переехать в Бельгию. Но мать Ширы не может допустить разлуки с внуком, поэтому в ее голове зреет план свести младшую дочь и Йохая, несмотря на религиозные запреты. Это психологически тонко сделанный фильм, который показывает все оттенки зарождающего и в то же время глубоко сокрытого чувства, которое эволюционирует в сердцах сведенных вместе героев. На крайне любвеобильном (как вы уже могли догадаться) по отношению к израильскому кино Венецианском фестивале фильм заработал особое упоминание и приз Вольпи за лучшую женскую роль для Хадас Ярон (впервые в истории кинематографа Израиля).

«Гет»

Реж. Ронит и Шломи Элькабец (2014)

Этот фильм — третья часть трилогии режиссеров Ронит и Шломи Элькабец о женщине по имени Вивиан Амсалем (первые две «И взять себе жену» и «Семь дней»). Ронит  была не только крайне успешной актрисой новой волны израильского кинематографа, но и режиссером с пытливым взглядом, самобытно преломляющим реальность. Все свои фильмы она поставила вместе с братом.

Вивиан и Элиша — муж и жена, но она давно не любит его и хочет получить развод, но даже раввинатский суд не может заставить мужа его подписать, если он не пожелает сам. Этот официальный документ, способный навсегда освободить ее, и носит название «гет». Бюрократические проволочки в израильском госучреждении тянутся месяцами, и, по сути, в фильме не происходит ничего, кроме одного судебного разбирательства. Пока оно идет, Вивиан проходит все стадии горя — от полного отрицания до принятия, но в конце, кажется, все-таки получает бумагу путем нечеловеческих страданий длиной в пять лет. «Кажется» — потому что финал разбирательства так и остается для нас за закрытой дверью. «Гет» — это «Развод Надера и Симин», но на израильский лад и с критикой бюрократических и социальных устоев страны.

«Мое сокровище»

Реж. Керен Едайя (2004)

 

Этот ужасно грустный и трогательный фильм сняла очень важная женщина в израильском кино — Керен Едайя. Ее имя, наряду с именами Ронит Элькабец и Рамы Бурштейн, составляет костяк израильского женского кино сегодня.

Фильм «Мое сокровище» — это дочки-матери наоборот, печальная попытка спасения дочерью падшей матери, оборачивающаяся спуском самой дочери в тот же ад. Ор — школьница, но ей с детства приходится тащить на себе тяжелый груз. Она работает в местной забегаловке посудомойкой, пока ее мать Рути — в прошлом уличная проститутка — лежит в больнице с депрессией. Но как только Рути покидает лечебницу, она тут же возвращается к старому ремеслу, так как убеждена, что по-другому жить не может. Ор всеми силами пытается вытащить мать из болота отвращения к самой себе.

Кино Керен Едайя не уступает зрелым работами братьев Дарденн и социальному кинематографу Кена Лоуча — именно поэтому обидно, что этих кинематографистов знают гораздо лучше, чем израильтянку. Ее фильм снискал 5 наград на Каннском кинофестивале 2004 года, включая «Золотую камеру» за лучший дебют и приз молодых кинокритиков.

«Вальс с Баширом»

Реж. Ари Фольман (2008)

Ари Фольману, без имени которого не обходится ни одно упоминание о новом израильском кино, удалось, используя достижения анимации, рассказать историю, которая является основополагающей для сознания современного израильтянина — травматичные последствия Ливанской войны. До Фольмана это, конечно, уже делали, и иногда весьма талантливо — взять тот же фильм «Ливан» Самуэля Маоза. Но Фольман избирает для привычной темы непривычную форму — и рассказывает о страшной человеческой мясорубке, не показывая ее буквально. Его герой — это он сам, прошедший через ад военных действий и решивший поведать свою историю от первого лица.

«Примечание»

Реж. Йосеф Седар (2011)

Два профессора Школьника — отец и сын, известные исследователи Талмуда. Отца почитают коллеги, но главную научную премию за исследование длиной в целую жизнь ему все еще не вручили. И вот раздается долгожданный звонок — кажется, все эти годы прошли не зря. Произошло то, что должно было случиться. Но нет — комиссия ошиблась, награду на самом деле решили дать сыну, и теперь тому нужно волшебным образом разрулить «научную» трагедию с отцом, чтобы не приобрести в его лице заклятого врага.

Фильм Йосефа Сезара — настоящая удача в жанре семейной драмы, как бы между прочим вскрывающая всю израильскую бюрократическую подноготную. Но главная заслуга «Примечания» — весьма оригинальный и полный едкого юмора взгляд на вечный конфликт отцов и детей, в котором представители тех и других не спорят о традиционных ценностях, а соревнуются в погоне за славой. Приз в Каннах за лучший сценарий и номинация на «Оскар» в копилке этого фильма — приятный бонус и формальное признание его несомненных достоинств.

Читать также: Найди себя в словаре: Рецензия на фильм «Синонимы»

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Next page

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: