Первые станции московского метрополитена заработали в 1935 году. Тогда же под землю спустилась команда Григория Александрова, прихватив с собой кинокамеру. Результатом стала музыкальная комедия «Цирк», в одном из эпизодов которой герой напрасно борется с эскалатором.
Лента увидела свет в 1936-м. С того момента во множестве фильмов и сериалов подземка играла важную, а иногда и сугубо практическую роль. В метро встречались и расставались, убивали и сражались со злом. Специально для этого материала «КиноРепортер» проанализировал сотню картин и теперь пересказывает краткую историю столичной подземки на экранах.
За гэг-сценкой из «Цирка», обыгрывающей вечную тему «поспешишь – людей насмешишь», последовали две монументальные работы: неигровая и в полной мере пропагандистская «Колыбельная» (1937) Дзиги Вертова и эксцентрично-фарсовая «Новая Москва» (1938) Александра Медведкина – о провинциале, который задумал грандиозную реконструкцию столицы, но случайно запустил живую модель города в обратную сторону.
Оба фильма были запрещены к показу, однако архивы сохранили вполне себе футуристические виды Москвы конца 1930-х. И если Вертов под землю не спускался (в кадр попал только знаменитый Смоленский метромост через Москву-реку), то Медведкин с соответствующим оборудованием побывал на «Киевской», «Курской» и «Театральной». Где и запечатлел виды, которые жители и гости столицы могут наблюдать и сегодня.
После была война, и красивые станции использовали как бомбоубежища. Эти страшные эпизоды найдут отражение в фильмах последующего десятилетия: например, Вероника из «Летят журавли» (1957) пережидает под землей бомбежку, которая уносит жизнь ее родителей. Съемки проходили на станции «Александровский сад», в то время закрытой для пассажиров.
Послевоенное развитие города шло быстро, а достижения советских рабочих широко освещались в том числе в детско-юношеском кино. В фильме «Алеша Птицын вырабатывает характер» (1953) юный герой ведет новых знакомых в метро, чтобы проехаться по еще не замкнутой кольцевой линии: в кадр попадают «Курская» и «Комсомольская». Конечно, все дивятся роскошным подземным дворцам.
Подвигу строителей первой линии метрополитена посвящена картина «Добровольцы» (1958) – здесь отражение находит и строительство тоннелей, и бои против фашистов в Испании, и бомбардировки Москвы (ее персонажи пережидают на станции «Охотный ряд»). А героем ленты «Разбудите Мухина!» (1967) стал машинист, случайно заснувший на лекции по литературе. Привиделись ему самые разные небылицы – вплоть до гладиаторов во главе со Спартаком, которого пришлось утихомиривать советской милиции.
Оттепельные интонации особенно сильны в шедеврах той эпохи – «Я шагаю по Москве» (1964) Георгия Данелии и «Мне двадцать лет» (1965) Марлена Хуциева. Первый начинается и заканчивается сценами в метро: герои знакомятся на «Студенческой», а прощаются на «Университете». Там же юный Никита Михалков напевает незабвенную песню. Поначалу дежурная его останавливает, но затем воодушевленно просит продолжать. Станция тогда была конечной: в кадре даже горит надпись «Посадки нет», что не мешает одному из персонажей сесть на уходящий в никуда поезд.
В картине «Мне двадцать лет» метро тоже играет важную роль. В начале один из героев никак не решается познакомиться с красивой девушкой и в итоге провожает ее до дома – в какой-то момент они едут в одном вагоне. Потом на той же «Курской» троица друзей ссорится, приходя к мысли, что у них разные взгляды на жизнь. В третий раз подземка возникает в финале – помирившиеся приятели заходят в вестибюль «Чистых прудов», тогда еще «Кировской».
А еще именно в 1960-е советские кинодеятели начали сотрудничать с иностранными коллегами. На заре десятилетия вышла копродукция с Францией «Леон Гаррос ищет друга» (1960), герои которой побывали на «Киевской». Кольцевую линию тогда действительно снимали чаще всего: помимо упомянутых станций, в кадре светились «Добрынинская», «Белорусская» и «Таганская».
Также в фокус нередко попадала «красная» ветка, на которой расположены «Красные ворота», «Чистые пруды», «Кропоткинская» и «Лубянка», «зеленая» («Сокол» и «Павелецкая») и «рыжая» («Академическая» и «Новые Черемушки»).
Постепенно кинематографисты стали заходить все дальше. Особенно им понравились «Воробьевы горы» – уникальная станция находится в нижнем ярусе Лужнецкого метромоста, прямо над Москвой-рекой. Там снимали «Моего младшего брата» (1962) с Олегом Ефремовым и Александром Збруевым, «Дорогу к морю» (1965) с Олегом Табаковым и «Человека, которого я люблю» (1966) с Георгием Жженовым.
Итальянцы тоже не смогли пройти мимо этого места: по знаменитому эскалатору спускалась Софи Лорен в «Подсолнухах» (1970) – ее героиня приехала в столицу разыскивать возлюбленного. Не остались в стороне и японцы: в фильме Александра Митты и Кэндзи Есиды «Москва, любовь моя» (1974) по пустой станции гуляют главные герои в исполнении Олега Видова и Комаки Курихары.
Советские режиссеры тем временем переключились на «синюю» и «голубую» ветки: в кадр то и дело попадала «Площадь революции», чуть реже спускались на «Кутузовскую», «Студенческую», «Измайловскую» и «Филевский парк». На «Маяковской» оказались разве что Олег Даль и Ирина Печерникова из приключенческого детектива «Вариант «Омега» (1975). И то ненадолго.
К концу десятилетия вышла двухсерийная картина «Москва слезам не верит» (1979), где станцию «Охотный ряд» подменяла «Новослободская». Тогда же стартовал детективный сериал «Место встречи изменить нельзя» (1979) – метро там мелькало единожды, да и то только вестибюль «Сокольников». Но это была предтеча дальнейшего жанрового бума: оборот набирали как драмы про жизнь рядовых граждан, так и остросюжетные детективы.
Романтических историй, связанных с метро, в прокате тоже хватало. Персонажи мелодрамы «Влюблен по собственному желанию» (1983) познакомились на «Парке культуры», откуда пьяного героя Олега Янковского с позором изгнала советская милиция. На той же станции Иван Мирошников из «Курьера» (1986) встречает своего друга Николая Базина – вместе они едут до «Октябрьской», а затем магическим образом оказываются на Воробьевых горах.
Но жанровых историй в подземном антураже в 1980-х стало заметно больше. Юрий Озеров во втором фильме «Битвы за Москву» (1985) реконструировал речь Сталина на заседании Моссовета – ее он произнес на «Маяковской» накануне знаменательного парада 7 ноября 1941-го. Посвящением строителям и инженерам стала сага «Город над головой», вышедшая в том же году.
Тогда же герой «Змеелова» (1985) – криминальной драмы про незаконную торговлю и подосланных убийц – возвращался в город после тюремного срока и активно пользовался благами цивилизации. Позднее преступления начнут происходить и на самих станциях. Апофеозом станет «Научная секция пилотов», но до ее выхода остается еще десять лет.
Параллельно фактурой подземки охотно пользуются фантасты: вестибюль станции «Ботанический сад» выдают за Московский институт времени в «Гостье из будущего» (1985), а Георгий Данелия снимает «Кин-дза-дзу!» (1986) в перегоне между «Боровицкой» и «Добрынинской», где только идет строительство «Полянки».
А для экранизации «Листа Мебиуса» (1988), одноименного рассказа американского астронома Армина Дейча, Свердловская киностудия занимает «Чеховскую», «Боровицкую», «Алексеевскую» и «Ботанический сад». Хотя в самой ленте все они получили новые, вымышленные названия.
Точечно снимались и мультфильмы. И пускай они были не совсем про метро, жизненные реалии художники передавали довольно верно. Так, в 1982 году вышла «Старая пластинка» Вячеслава Котеночкина с песнями Леонида Утесова. Почти в самом конце можно увидеть станцию «Парк культуры», на этот раз радиальную. Правда, движение поездов почему-то левостороннее.
Ярким примером перестроечного кино, в котором метро используется в метафорическом смысле, может служить «Астенический синдром» Киры Муратовой (1989). Отголоски времени в нем звучали громко – он стал первой советской лентой с нецензурной бранью. Ругаться было на что, вот героиня первой новеллы и существует на грани нервного срыва, а персонаж второй засыпает в самых неподходящих ситуациях.
Одна из них, разумеется, – поездка в метро. Хотя не заснуть посреди вяло бредущей толпы сложно: мужчина едва переживает переход между двумя ветками, «зеленой» и «фиолетовой», а на «Новослободской» (объявленной по традиции иначе – как «Чертановская») падает без чувств. Его пытаются привести в сознание другие пассажиры и милиционер, но все без толку. В финале героя, вновь бесчувственного и покинутого даже подругой, поглощает темный тоннель.
В числе прочих драм эпохи – «Настя» (1993) все того же Данелии: героиня становится миллиардной пассажиркой метро, и в ее честь устраивают банкет (снова «Университет»).
Периодически характер лент оказывался кровожадным и криминальным. Так, в картине «…По прозвищу «Зверь» (1990) афганцы соседствуют с бандитами и содержанками, в «Волкодаве» (1991) по разные стороны баррикад оказываются детдомовские приятели, а герой «Луна-парка» руководит радикальной группировкой, пока не узнает страшный семейный секрет.
И если в этих фильмах подземка является лишь частью суровой действительности, то в упомянутой «Научной секции пилотов» (1996) на станциях московского метрополитена происходят убийства. Кровавый путь ведет от «Динамо» и «Маяковской» до «Пушкинской» и «Смоленской». А развязка со стрельбой снималась на «Комсомольской» – в общем, самая настоящая карта.
В лихолетье находится место и для комедий: в фильме «Мой муж – инопланетянин» (1990) жена главного героя, неожиданно пропавшего из дома, видит двойника супруга именно в метро. И продолжает его преследовать, создавая вокруг сущую неразбериху. А для «Президента и его внучки» (1999) Дина Корзун и маленькая Надежда Михалкова спускались на «Новослободскую».
Наконец, обороты набрала копродукция – совместно с коллегами из ФРГ (фантасмагорически кошмарный «Десять лет без права переписки», 1990) и Франции («Прорва» с Сергеем Маковецким, 1992). Пускали под землю и американцев: в 1990-м на «Киевскую» спускались Шон Коннери и Мишель Пфайффер («Русский дом» по роману Джона Ле Карре), а четыре года спустя западные партнеры снимали на «Новослободской» сцену из «Полицейской академии: Миссия в Москве». Уже в 2002-м на другой «Киевской», радиальной, побывал Харрисон Форд из «К-19».
В нулевые и десятые метро окончательно закрепило за собой мистический статус: рядом с толпами обычных людей затаилось нечто потустороннее. Пример из палаты мер и весов – это, конечно, «Ночной дозор» (2004), важные сцены которого разворачиваются на «рыжей» ветке, между «ВДНХ», «Ботаническим садом» и «Свиблово». В сиквеле место действия то же. Только вот съемки проходили в петербургской подземке – Константин Хабенский эпично влетал в вагон на «Политехнической».
Наряду с мастерами прошлого – в метро так или иначе оказывались герои «Старых кляч» (2000) Эльдара Рязанова и «Лузера» (2007) Александра Абдулова – за локацию ухватились хоррормейкеры. Ужастик «Путевой обходчик» (2007) снимали на законсервированных путях недалеко от «Достоевской», а вот фильм-катастрофу Антона Мегердичева «Метро» (2012) почти полностью отсняли в самарской подземке.
В числе других необычных примеров – драма Владимира Машкова «Папа» (2004), ради съемок которой на «Киевской» меняли привычное освещение, и российско-японский мультфильм «Первый отряд» (2009), в котором нарисовали погоню на «Маяковской». Анимационная «Площадь революции» появилась год спустя – в «Белке и стрелке» (2010).
В список зарубежных проектов тем временем добавились фантастический боевик «Фантом» (2011, «Маяковская») и пятая «Обитель зла» (2012), где герои на роллс-ройсе через узнаваемый вестибюль въезжают на «Арбатскую», которой притворяется канадская станция Bay.
И конечно, появилось огромное количество всевозможных ромкомов и альманахов вроде «Москва, я люблю тебя» (2010). Были и исключения – более авторские картины. Скажем, черно-белая лента Николая Хомерики «Сердца бумеранг» (2011), главный герой которой – помощник машиниста с больным сердцем (Александр Яценко). Но по большей части в XXI веке метро снова становилось местом встреч и крупнейшей транспортной артерией, перемещающей персонажей из района в район.
Под землей снимали Наталья Кудряшова («Пионеры-герои», 2015) и Анна Меликян («Про любовь», 2015 и «Фея», 2019). Валерий Тодоровский («Оттепель», 2013 и «Гипноз», 2019) и Жора Крыжовников («Звоните ДиКаприо!», 2018). Андрей Зайцев («14+», 2015) и Клим Шипенко («Текст», 2019). Федор Бондарчук («Притяжение, 2017») и Карен Оганесян («Игра на выживание», 2020).
География съемок меж тем простиралась все дальше – до «Делового центра» и «Савеловской» на БКЛ до Шелепихи. А пространства часто обыгрывались с социальным подтекстом. Например, герой ромкома «Любовь с ограничениями» (2017) притворяется инвалидом, чтобы завоевать девушку своей мечты, и передвигается в коляске. Которая, разумеется, не проходит через турникет старого образца. Сейчас такое – редкость. Возможно, именно потому, что когда-то кинодиалог с дежурной, посоветовавшей дома сидеть и не напрягать никого, тронул многих.
Блокбастерного лоска подземные дворцы тоже не растеряли. В бессовестно-абсурдных «Ночных стражах» (2016) там устроили целый пункт по истреблению нечисти, а одноглазый Леонид Ярмольник расстреливал вампиров из пулемета, установленного в подвижном составе. Под что бы вы думали? Конечно, под «Бывает все на свете хорошо».
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…