Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors
Search in posts
Search in pages
Слушать подкаст
|
КиноРепортер > Кино > Спасительная бездна: Фильмы-катастрофы на страже душевного равновесия

Спасительная бездна: Фильмы-катастрофы на страже душевного равновесия

6 мая 2023 /
Спасительная бездна: Фильмы-катастрофы на страже душевного равновесия
«Пик Данте» (1997)

Блокбастеры с Константином Хабенским, Сергеем Пускепалисом и Пирсом Броснаном как неожиданный источник умиротворения.

Это может показаться странным, но фильмы-катастрофы – особенно старенькие, тридцатилетней выдержки – здорово умиротворяют. В кадре всякие катаклизмы могут случаться. То вулкан извергается. То водоемы из берегов выходят. То комета к нашей многострадальной планете несется. Но каждый раз непременно объявляется герой, который в трудную минуту и добрым словом поддержит, и советом дельным поможет, и ребенка из пламени вытащит… Совершит, в общем, невероятный подвиг и всех торжественно спасет.

И это на самом деле утешает: приятно, что кто-то вот так о нас, грешных, заботится. Как минимум – в вымышленных художественных произведениях. Да и вообще пускай все природные (и не только) бедствия лишь на экране и остаются. 8 мая известной картине «Столкновение с бездной» с Робертом Дюваллом, Морганом Фриманом и юным Элайджей Вудом исполнится 25 лет. Ну а мы вспоминаем еще несколько классических и современных фильмов-катастроф, как отечественного, так и зарубежного производства, которые парадоксальным образом оказывают терапевтический, успокаивающий эффект.

«Смерч» (1996)

Лихой аттракцион Яна де Бонта, оператора культовых лент Пола Верховена и режиссера неудержимой «Скорости» с Киану Ривзом и Сандрой Буллок. Персонаж Билла Пэкстона, метеоролог Билл Хардинг, доказывает, что старые привычки не умирают. И тихой семейной жизни с новой дамой сердца он предпочитает погоню за штормом в компании без пяти минут бывшей супруги Джо (Хелен Хант), с которой он никак не может развестись, да группы неугомонных дружков. Одного из них играет покойный гений Филип Сеймур Хоффман: образ неунывающего балабола в цветастом балахоне ему чертовски к лицу.

В центре сюжета – мощный торнадо, который вот-вот накроет Оклахому. Специалисты пока не научились заранее оповещать граждан о приближении напасти, что регулярно приводит к жертвам и разрушениям. Поэтому герои и намерены выпустить в самое сердце смерча особые датчики, дабы снять показания и потом использовать их в борьбе с бушующей стихией. Страшно? А то. Опасно? Еще бы. Но почему-то не сомневаешься, что у этих сорвиголов все на мази. И шторм они изучат, и трещины в личной жизни залатают, и товарищей крепко к груди прижмут. Пройдет пора ненастная, солнце взойдет!

«Пик Данте» (1997)

Пирсу Броснану не привыкать к роли спасителя рода человеческого: недаром оттрубил столько лет на службе Ее Величества в элегантном костюмчике агента 007. Поэтому само его присутствие на экране сродни успокоительному: глянешь в эти честные глаза – и мигом уверенностью проникнешься, что лучшее, конечно, впереди. Хотя «Пик Данте» всеми силами нагнетает трагизм. Безмятежной жизни крохотного городка в штате Вашингтон угрожает вулкан, который ни с того ни с сего решил пробудиться. И поскольку предупреждениям броснановского Гарри Далтона, матерого вулканолога, никто не внял, остается делать ноги, пока слишком поздно не стало.

А мэра городка играет Линда Хэмилтон – воплощение образа сильной и независимой. Можно ли хоть на секунду поверить, что Джеймс Бонд и Сара Коннор дадут слабину, сдрейфят, забьются в панических конвульсиях? Ответ очевиден. Тем не менее, любо-дорого смотреть, как мастеровито и хладнокровно отважные мужчина и женщина предпринимают необходимые меры, чтобы минимизировать ущерб от извержения и скрыться от лавы в огнеопасном финале. Наблюдаешь за ними – и душа радуется. Хорошо, когда профи за дело берутся. Хотя спасти абсолютно всех, к сожалению, даже Бонду не под силу.

«Метро» (2012)

Один из главных отечественных фильмов-катастроф снял тогда еще не шибко опытный Антон Мегердичев. Это потом он отметится блокбастерами «Движение вверх» и «Сердце пармы» – до «Метро» же режиссер мог «похвастаться» лишь ненужным сиквелом «Боя с тенью» да нелепым фэнтези «Темный мир в 3D». Но наэлектризованная лента с Сергеем Пускепалисом, Анатолием Белым и Светланой Ходченковой доказала, что потенциал у Мегердичева знатный. Не каждый сможет так лихо сплести разрушительный экшен и чисто диалоговую драму о любовном треугольнике.

Ирина (Ходченкова) изменяет супругу-врачу Андрею (Пускепалис) с бизнесменом Владом (Белый). Супруг-врач обо всем догадывается, не дурак, но истерик не устраивает. Однако тайное неминуемо станет явным, когда муж и ухажер столкнутся в затопленном вагоне: из-за алчных застройщиков, утыкавших всю Москву человейниками, в тоннеле образуется трещина, и в метро устремляются потоки воды. Андрей первым делом должен защитить дочурку. Но и на других пассажиров ему не плевать – в отличие от эгоистичного Влада.

Все в «Метро» ладно: и клиповая эстетика уместна, и каст метко подобран, и эффекты на загляденье созданы. А держатся эти и прочие элементы на широких плечах замечательного Пускепалиса, за которым даже по ту сторону экрана как за каменной стеной себя ощущаешь. Воплощение мужества, человечности и готовности к самопожертвованию. Пускай душу самого героя и царапают негативные чувства, разбавляющие классический вроде бы хэппи-энд меланхоличными нотками.

«Разлом» (2018)

Норвежский «Разлом» – сиквел «Волны» 2015 года, которая вдвое окупила производственный бюджет, могла номинироваться на «Оскара» (пусть и осталась лишь в числе претендентов) и выписала постановщику Роару Утхаугу путевку в Голливуд. Правда, о «Ларе Крофт» с субтильной Алисией Викандер он вряд ли с гордостью расскажет внукам. Зато его преемник Йон Андреас Андерсен работу над «Разломом» обязан записать себе в актив.

Знакомиться с этим фильмом вполне можно и без «Волны», хотя уныние центрального персонажа, геолога Кристиана (Кристоффер Йонер), благодаря оригиналу понятнее будет. Он страдает от ПТСР из-за того, что не сумел спасти от цунами всех жителей поселка Гейрангер, подолгу таращится в пустоту и не жалует своими визитами парикмахера. Но вскоре ему выпадает шанс вновь блеснуть профессиональными навыками и совершить пару геройских поступков. В Осло, куда переезжает его семья, землетрясение происходит. И домочадцы Кристиана, естественно, оказываются в самых опасных местах, откуда их нужно срочно вызволять.

Кадры с крушением небоскребов здесь на порядок внушительнее сцен с наводнением из предыдущей картины. Так и не скажешь, что на съемки «Разлома» потратили около $6 млн: «Разлом Сан-Андреас» (2015) с Дуэйном Джонсоном, например, обошелся создателям в $110 млн, а выглядит он не сильно эффектнее. Но главное – Кристиан, в отличие от того же броснановского Далтона, бросается на выручку пострадавшим с куда меньшим хладнокровием. Он сомневается, тревожится, боится, но именно поэтому его поступки так впечатляют. И утешают – не только, представьте себе, голливудские звезды могут быть настоящими (супер)героями.

«Огонь» (2020)

А вот еще один пример того, как обычные, казалось бы, мужики в критический момент демонстрируют невероятную храбрость и стойкость. Фильм-катастрофа Алексея Нужного отправляет зрителей в Карелию, где разбушевавшиеся пожары угрожают не только сохранности лесов, но и благополучию жителей местных сел. Бригаду по их спасению возглавляет суровый, но справедливый Алексей Соколов (Константин Хабенский), на одного из своих подопечных взирающий с крайним неодобрением: дерзкий Роман Ильин (Иван Янковский) заделался бойфрендом его любимой дочурки (Стася Милославская).

Однако перед столкновением с общим врагом – неотвратимо надвигающемся пламенем – пожарным предстоит преодолеть разногласия и действовать как единое целое. «Огонь» – редкий пример картины, которая впечатывает в кресло взрывоопасным саспенсом, но не забывает о главном: отношениях между людьми. Которые получились по-настоящему одушевленными, колоритными, со своими узнаваемыми фишками. Балагур Максим (Тихон Жизневский) тренькает на гитаре, пилот вертолета Акопыч (Виктор Сухоруков) нежно зовет свою машину Ларисой Ивановной, суровый Петр (Виктор Добронравов) замыкается в себе после гибели беременной супруги… Фильм-катастрофа с человеческим лицом, который убедительно напоминает: истинные герои живут среди нас.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Комментарии  

Комментарии

Загрузка....
Вы все прочитали

Next page

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: