Статьи

Монстры, паразиты, убийства и социалка: 8 фильмов Пон Джун-хо

Оскароносному постановщику Пон Джун-хо исполняется 55 лет. Пока друзья и коллеги поздравляют живого классика с юбилеем, «КиноРепортер» вспоминает его самые яркие проекты.

«Лающие собаки никогда не кусают» (2000)

Безработный академик бесконечно сидит дома и бесится, что в одной из квартир его высотки противно лает собака. Он похищает подозреваемую им ши-тсу и прячет ее в подвале, где чуть позже собачку съедает пожилой управдом с традиционными кулинарными вкусами. Выясняется, что тявканье вообще исходило от совсем другой псины – питомца одинокой соседки-старушки. Параллельно юная бухгалтер из местного ЖЭКа начнет расследовать исчезновение собак в многоквартирнике, мечтая, что ее покажут по телевизору.

Дебют Пон Джун-хо провалился в южнокорейском прокате и не привлек внимания критиков. Уже тут можно разглядеть главные компоненты всех фильмов корейца, хотя их пропорции еще не выработаны. Добро и зло, смех и слезы, циничность и наивность сосуществуют вместе; в сюжете фигурирует и подвал, образ, которого будет присутствовать в «Возвращении монстра» и «Паразитах». Именно в спрятанных от посторонних глаз помещениях у Пон Джун-хо едят собак, прячут тайны, убивают женщин и собирают жертв. Социальная критика также присутствует: главный герой должен заплатить взятку, чтобы стать профессором и получить работу.

«Воспоминания об убийстве» (2003)

Трое детективов разной степени бестолковости – адепт физиогномики (Сон Кан-хо), столичный выскочка (Ким Сан-ген) и туповатый драчун (Ким Рве-ха) – ищут серийного убийцу, который насилует и убивает девушек в глухой южнокорейской провинции в конце 1980-х. От большинства триллеров про поиски маньяка «Воспоминания об убийстве» отличают крайне недалекие и неправильные копы, которые выбивают фиктивное признание из местного дурачка-подозреваемого и фальсифицируют улики, и отсутствие катарсиса: в финале ожидания зрителей, как и героев, будут жестоко обмануты.

Как и вышедший спустя 4 года «Зодиак» Дэвида Финчера, это история одержимости и неразрешенной загадки. Пон Джун-хо проводит рифму между реальными убийствами, происходившими в Хвасоне в конце 1980-х, и кровопролитным переходом Южной Кореи от авторитаризма к демократии. Представители власти в фильмах режиссера никогда не помогают и чаще мешают.

«Вторжение динозавра» (2006)

В этом фильме Пон Джун-хо мешает элементы хоррора, триллера, семейной комедии, политической сатиры и мелодрамы. «Вторжение динозавра» (в оригинале кино называется «Хозяин») – это крайне необычная лента о монстре-амфибии, который завелся в Хангане после того, как американский патологоанатом вылил в реку литры формальдегида (реальный случай экологической безалаберности американских военных в Корее).

Когда гигантская помесь лягушки с демогоргоном уносит девочку Хен Со к себе в канализационное логово, ее многочисленные лузеры-родственники во главе с тормознутым папашей (снова потрясающий Сон Кан-хо, только перекрашенный в блондина) отправляются вызволять подростка, несмотря на мешающих представителей власти. В интервью Пон Джун-хо отмечал, что вдохновлялся американскими фильмами «Челюсти» и «Знаки», однако сам фильм содержит явный антиамериканский подтекст, продиктованный вмешательством США в политику Южной Кореи.

«Токио!» (2008)

Для альманаха, где Мишель Гондри рассказывает о превращающейся в стул девушке, а Леос Каракс – об агрессивном социопате господине Дерьмо (он вернется в полнометражном фильме француза «Корпорация «Святые моторы»), Пон Джун-хо снял короткометражку «Токиотрясение». В центре сюжета – японец-хикикомори по имени Теруюку, который полностью отказался от социализации и уже десять лет как не выходит из дома, живя на иждивении отца. Его единственные гости – курьеры, на которых герой не в силах поднять глаза.

Однажды во время землетрясения Теруюку все-таки встречается взглядом с юной доставщицей пиццы и тут же влюбляется в девушку. Самый незамысловатый фильм, как правило, сложносочиненного южнокорейца рассказывает о силе чувств, отчуждении и том, что иногда редкие патологии незаметно становятся мейнстримом.

«Мать» (2009)

Безымянная вдова живет с глуповатым и несамостоятельным сынком Дочжуном в небольшом городишке, занимаясь продажей медицинских трав и нелегальной акупунктурой. Когда в городе происходит первое за долгие годы убийство, все улики указывают на Дочжуна. Полиция (как тщательно она работает, мы знаем из «Воспоминаний об убийстве») сажает парня в тюрьму, и его пожилая мать начинает собственное расследование.

С «Матерью» Пон Джун-хо использует рецепт своего второго фильма: снова провинция, расследование убийства, деревенский дурачок в качестве подозреваемого, бесполезные копы, ошибочные умозаключения и финальный твист, выбивающий почву из-под ног зрителей. Однако фильм работает так изящно, что обвинить Пон Джун-хо во вторичности язык не поворачивается.

«Сквозь снег» (2013)

Первый англоязычный проект Пон Джун-хо – чешско-корейская экранизация французского графического романа Le Transperceneige Жака Лоба и Жан-Марка Рошетта про мир, где наступил новый Ледниковый период, а единственные выжившие обитают на длинном поезде, который мчится без остановок по кругосветной железнодорожной магистрали. В хвосте живут низшие слои населения, питающиеся протеиновыми батончиками из насекомых. Ближе к локомотиву – элита, которой доступны развлечения, рестораны и здравоохранение.

Предводитель бедняков Кертис (Крис «Капитан Америка» Эванс) поднимает восстание в надежде добраться до обитающего в первом вагоне магната и изобретателя Уилфорда и свергнуть его кровавый режим. Разумеется, в финале обнаружится, что пока существует сама система, революция ничего не меняет. Помимо Эванса, в фильме также играют любимец режиссера Сон Кан-хо в роли электрика-наркомана, Тильда Суинтон со вставными зубами, Джейми Белл, Эд Харрис и Джон Херт.

«Окча» (2017)

Для стриминга Netflix Пон Джун-хо снял эко-сказку про злые корпорации. Девочка Миджа живет в южнокорейской деревушке вместе с дедушкой и гигантской свиньей Окчей, похожей на гиппопотама с мордой ламантина. Когда-то Окчу создала корпорация Mirando, ради красивой PR-истории желавшая показать, как здорово живет их генетически модифицированный скот. Однако Окча выросла, и теперь псевдоэнвайронменталистка Люси Мирандо (Тильда Суинтон продолжает создавать для Пон Джун-хо мерзких злодеек) хочет пустить добродушную свинку на котлеты.

На стороне зла – карикатурный телеведущий и зоолог Джейк Джилленхол, на стороне добра – «Фронт освобождения животных» (Пол Дано, Лили Коллинз и Стивен Ян). Очередной сатирический жанровый микс корейца, в котором мелодраматичный слэпстик смешивается с хоррором об ужасах скотобоен, принес ему первую номинацию на главный приз Каннского фестиваля и, вероятно, превратил особо впечатлительных зрителей в вегетарианцев.

«Паразиты» (2019)

С этим хитовым триллером Пон Джун-хо вернулся на родину и тут же принес Южной Корее первую в ее истории «Золотую пальмовую ветвь». «Паразиты» рассказывают о семьях Кимов и Паков. Первые обитают в полуподвальной квартире, где зарабатывают на жизнь сборкой картонных коробок для пиццы и ловят под потолком соседский Wi-Fi. Вторые ведут полную привилегий жизнь в красивом богатом доме. Судьбы семейств пересекаются, когда младший Ким, показав поддельный диплом, устраивается к Пакам репетитором английского, а затем перетаскивает к ним в дом под видом прислуги всю свою семью: отец становится водителем, сестра – арт-терапевтом, а мама – экономкой.

«Пон Джун-хо» здесь окончательно превратился в отдельный жанр: из семейной комедии «Паразиты» трансформируются в социальный хоррор а-ля «Мы», а затем в полновесную драму о невозможности классового роста в стиле японских «Магазинных воришек». В отличие от Хирокадзу Корээы, кореец, правда, не занимается морализаторством и не встает на чью-либо сторону, иронически относясь к вечному неравенству. Впрочем, для него это скорее закрепление старых тем, нежели проработка новых: горизонтальная метафора классового неравенства из «Сквозь снег» сменилась вертикальной. Теперь бедняки лезут не из последнего вагона, а снизу, из самого любимого пространства режиссера – подвала. Сон Кан-хо на месте в роли отца-шофера, чувствующего презрение богачей.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

В «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится премьера спектакля «На дне»

13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…

9 часов назад

«УничтоЖанна»: Супергероика категории Ы

Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…

10 часов назад

В Театре Мимики и Жеста премьера – инклюзивный спектакль «Итак, мы начинаем!»

В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…

12 часов назад

Сокровища Урала в новом российском кино. Часть 2

В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…

14 часов назад

Объявлены лауреаты премии «МедиаБренд»

20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…

16 часов назад

Назови меня своим именем: Как телевидение завоевывает интернет

Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…

19 часов назад