Ко Дню спойлера «КиноРепортер» выяснил, как сохранить секреты фильма до проката.
Спойлерами называют сюжетные подробности, которые портят сюрприз – и, как следствие, удовольствие от внезапных поворотов повествования. Истерия вокруг этого явления, пожалуй, достигла своего апогея в 2019 году, совпав с завершением циклов сразу трех культурных феноменов – «Игры престолов», «Мстителей» и «Звездных войн».
Зажмуриваются и затыкают уши не только фанаты – иногда узнать лишнее боятся даже актеры и авторы проекта. А фразой «Только без спойлеров!» можно свести в могилу любого кинокритика. Кажется, скоро маленьких детей будут пугать не бабайками, а спойлерами к любимым мультикам. Да что там, любой взрослый покрывается липким потом, если зачитать ему зловещим голосом выжимки из слитого сценария к ожидаемому блокбастеру.
Древние спойлеры
Отношение к повествовательным превратностям не всегда носило столь трепетный характер. Древнегреческие трагедии нередко уже в прологе анонсировали грядущие события, и зрители не ерепенились. Пьесы Уильяма Шекспира строились на историческом материале и сюжетах, хорошо знакомых его аудитории. Многие романы XVIII и XIX веков безбожно раскрывали содержание прямо в названиях глав.
Впрочем, чем большее значение в произведении играла интрига, тем сильнее авторы окутывали фабулу мраком. Викторианский писатель Уилки Коллинз опубликовал свой детектив «Женщина в белом» кусками, создавая ажиотаж вокруг каждого выпуска. Когда книга вышла целиком, он увещевал критиков, чтобы те не разбалтывали ее секретов.
Любители кино долгое время не видели драмы в анонсе коллизий, однако проливать свет на нюансы остросюжетных картин всегда считалось дурным тоном. Альфред Хичкок еще в 1960-м попросил журналистов подписать документы о неразглашении шокирующих поворотов в «Психо», что теперь является стандартной практикой для многих пресс-показов. За год до выхода первых «Звездных войн» Джордж Лукас сам растрепал The New York Times все сочные детали своей космооперы, зато вокруг сенсационного сиквела в 1980-м он уже вовсю напускал тумана.
Первые предупреждения о возможных спойлерах появились в компьютерной сети для общения «Юзнет» в 1980-е, а в 1990-е с распространением интернета ситуация только усугубилась. В целом приличные люди старались уважать секреты фильмов хотя бы пару недель после старта проката. В 2007-м началась эра стриминга, благодаря которой кино и сериалы стали доступны в любое время. Теперь публика постоянно остерегается нежелательных подробностей. Вокруг долгоиграющих проектов годами растут фан-базы, болезненно реагирующие на малейшую крупицу сведений о подробностях обожаемых произведений.
Это касается не только кино, но и спортивных трансляций. Поклонники футбола, хоккея, тенниса, бокса, баскетбола и т.д. предпочитают смотреть игры в прямом эфире, опасаясь, что в противном случае могут случайно узнать исход поединка и удовольствие будет уже совсем не то.
Чудеса науки
Народные массы опасаются спойлеров, полагая, что это смажет им впечатление от всего произведения. С 2011 года проводятся всевозможные исследования в попытках разобраться в психологии этой проблемы. Сначала профессоры Калифорнийского университета Николас Кристенфельд и Джонатан Ливитт пришли к выводу, что знание исхода, наоборот, только способствует дополнительному наслаждению.
В последующих опытах ученые Джудит Розенбаум и Бенджамин Джонсон пришли к более противоречивым выводам и объясняют их результаты разницей в понимании и измерении удовольствия. Дело в том, что предпочтения людей индивидуальны. Некоторые нетерпеливы и заглядывают в конец книги, но дочитывают их с неугасающим интересом.
Кое-кто из фанатов, слишком переживающих за судьбу какого-то персонажа, специально разыскивают данные о его будущем и продолжают просмотр уже со спокойным сердцем. В ужастиках осведомленность о надвигающейся беде только способствует нарастанию напряжения и удовлетворению от процесса. Иногда спойлеры даже помогают лучше разобраться в сюжетных перипетиях.
Тем не менее эмоционально вовлеченные зрители, бесспорно, испытывают меньше радости из-за испорченных сюрпризов. Другое дело, что пагубность данного эффекта сильно преувеличена. Даже когда все известно наперед, люди все равно испытывают весь спектр чувств: смеются над шутками, плачут в грустные моменты, поражаются коварству, ахают над экшеном и т.д. Не зря же к выдающимся творениям поклонники возвращаются снова и снова. Исследователи приходят к консенсусу, что спойлеры хоть и влияют на восприятие, но незначительно.
Под грифом «секретно»
Ушлым киношникам только на руку растущая паранойя. Страх нарваться на непрошеные околичности провоцирует зрителей раскупать билеты на первые сеансы, а фильмы собирают кассу. В результате студии прибегают к изощренным махинациям, чтобы нагнетать атмосферу секретности вокруг новинок. Режиссер ленты «Терминатор: Да придет спаситель» МакДжи вбрасывал заведомо ложные данные с целью замаскировать правду о фильме. Для «Игры престолов» даже снимали фальшивые сцены, дабы сбить со следа папарацци.
В Marvel приняли беспрецедентные меры для сохранения в тайне весьма предсказуемого сюжета «Мстителей: Финал». Сценарий дали прочитать целиком только проверенным бойцам Крису Эвансу и Роберту Дауни-мл., остальные довольствовались обрывками и фейковыми версиями накануне съемок. В результате большинство актеров весьма смутно представляли развитие линий своих героев.
Тяжелее всех пришлось Тому Холланду, играющему Человека-паука. В прошлом его язык без костей не раз подставлял маркетологов, поэтому трепачу подавали только его реплики и даже не рассказывали, что происходит в сцене и с кем он сражается. В пресс-турах за ним следил строгий Бенедикт Камбербэтч.
Подобные съемки «за железным занавесом» кажутся уже крайностью: рано или поздно это может плохо сказаться на их художественности. В интернете Marvel развернула отдельный фронт борьбы со спойлерами – режиссеры братья Руссо и звезды киновселенной наперебой взывали к общественности держать рот на замке после просмотра фильма. В ход шли видеообращения, пассажи в твиттере и т.д.
За нечаянно бьют отчаянно
Впрочем, от спойлеров нигде не укрыться: они подстерегают своих жертв не только в неосторожных заголовках, но и в соцсетях, мемах, на афишах кинотеатров. Даже невинное видео со смешными котами может таить в себе злостные откровения о новинках.
Иногда вредителям воздается за их грехи. Один наглец в Гонконге громко декламировал сюжетные ходы последних «Мстителей» у входа в кинозал и даже не подозревал, что его за это побьют.
С «Мстителями» связана и другая история мести. Один парень потратил год, чтобы подружиться с сетевым троллем, который заспойлерил ему «Войну бесконечности». Втеревшись в доверие к неприятелю, он сфотографировал ключевые моменты «Мстителей: Финал» и отправил их обидчику с подписью «Мы никогда не были друзьями».
Многие фанаты даже самоустраняются из интернета, пока не посмотрят запланированное. Существуют разные приложения и расширения, призванные защитить впечатлительных особ вроде Spoler Shield, Tweetdeck, BlockTube и т.д., которые используют специальные алгоритмы и блокировку по ключевым словам в качестве мер безопасности.
Медиаиздания проповедуют свою этику: тексты, раскрывающие сюжет, предваряются предупреждениями о спойлерах (только «Википедия» держится выше этого). На форумах запретные сведения можно скрывать за специальными тегами в сообщениях. Все эти предосторожности направлены на то, чтобы защитить право людей не знать того, чего они не хотят, раньше времени. А заодно, чтобы продюсеры не волновались, что разочарованные поклонники не купят билет на их эпики.
Жизнь без спойлеров
Дошло до того, что даже промоматериалы видятся спойлерами (хотя иногда это и правда так – взять хотя бы постеры к «Кловерфилд, 10» и «Терминатору: Генезис»). Возможно, со временем человечество научится проще относиться к поворотам сюжета – в конце концов, это лишь малая часть того, что делает кино искусством.
Если в спорте главное – счет на табло, то в кино важнее атмосфера, актерское исполнение, операторское мастерство и другие эстетические стороны. Неожиданность не должна быть самоцелью, что бы по этому поводу ни думал М. Найт Шьямалан. Согласно легендарному писателю и театроведу Жоржу Польти, количество драматических ситуаций все равно исчерпывается 36 штуками. Так что было бы чему удивляться…
Комментарии