Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors
Search in posts
Search in pages
Слушать подкаст
|
КиноРепортер > Кино > ММКФ-2024: Самые яркие внеконкурсные показы

ММКФ-2024: Самые яркие внеконкурсные показы

27 апреля 2024 /
ММКФ-2024: Самые яркие внеконкурсные показы

Нарисованный снежный барс из Тибета, анимационная антиутопия из Южной Америки и научно-мистический сериал из России.

На этой неделе «КиноРепортер» подробно рассказывал о ярких фильмах 46-го ММКФ из основного конкурса, секций «Русские премьеры» и «Дикие ночи». А в этом материале речь пойдет о любопытных лентах, которые показали во внеконкурсных программах. Их число в 2024 году приблизилось к двум десяткам (не считая короткого метра!), так что выбор был непростым.

Разнообразие жанров на нем тоже сказалось, поэтому в нашей подборке можно найти семь самых неожиданных проектов – от игрового фильма, который притворяется документальным, и участника Венецианской биеннале до анимационной копродукции Колумбии и Бразилии и российского сериала, чей релиз состоится в этом году.

«Снежный барс»

Программа: «Путь в тысячу ли»

Золотой ворон. «Снежный барс»

Снежный барс забирается в загон, расположенный в тибетских горах, где убивает сразу девять баранов и падает без сил, напившись свежей крови. Обезумевший от горя пастух жаждет забить зверя до смерти – его не пугают ни местная телевизионная группа, случайно оказавшаяся в деревне, ни тюремный срок, предусмотренный за подобное преступление. Образумить героя пытаются пожилой отец и брат-монах, но тот и слышать ничего не хочет. 

Это последняя картина известного фестивального режиссера Пема Цедена, которую с разницей в несколько часов показали сразу на двух российских смотрах – «Золотом вороне» и ММКФ. Охотиться за ней действительно стоило – из-за операторской работы, визуальных эффектов и режиссерского подхода. Конфликт простейший: жизнь против смерти. Но на протяжении полутора часов он только набирает обороты. Ситуация усугубляется, когда рядом с загоном появляется голодный котенок, который жалобно зовет мать.

«Снежный барс» оборачивается то напряженной семейной драмой (пастух ругается так яростно, что из его легких выходит весь воздух), то документальной лентой (герои, снятые на фоне безупречных пейзажей, иногда путают камеры и ненамеренно ломают четвертую стену), то экранизацией древнего как сама земля мифа. Ирбисы здесь нарисованы, но это оправданный подход: он позволяет зрителю в мельчайших деталях рассмотреть каждую шерстинку, а авторам – сконструировать почти невозможную реальность. Кроме того, в картину сюжетно включены и настоящие видеозаписи. В обоих случаях от величественных животных невозможно отвести взгляд.

К слову, снежный барс стал героем и другого фильма, показанного на ММКФ, – в конкурсном доке «Территория» режиссер-испанец и герой-серб отправлялись в горы Киргизии, чтобы поймать неуловимого зверя. Хотя бы в объектив камеры. 

«Идеальный лжец»

Программа: «Рецепт успеха»

«Идеальный лжец»

Безымянный плут (Питер Сарсгаард) в самый разгар испанки, свирепствующей в Соединенных Штатах, пробирается на изолированный остров для богачей, где под видом шеф-повара Флойда Монка нанимается в семью известного журналиста Дж. К. Хортона (Билли Магнуссен). Тот яростно обличает действующего президента под видом заботы о населении, но предусмотрительно делает это с безопасного расстояния. При этом совсем ужасным человеком Хортона не назвать: он заботится о прислуге, позволяет жене заниматься тем, к чему лежит душа, и даже животных не убивает – питается исключительно вегетарианскими продуктами.

Вот только Монк быстро перевернет этот спокойный мирок с ног на голову – не зря в оригинале картина называется «Переворот». Государственный, правда, но разница в смыслах не такая большая. Российская локализация, впрочем, оказывается точнее: отпетыми лжецами предстают оба героя, между которыми мгновенно вспыхивает соперничество – за удобства, красивый дом и даже женщину. Разумеется, матерому Монку борьба дается куда легче – он загоняет Хортона прямиком в ловушку (чему способствует обусловленная эпидемией изоляция), а остальных завоевывает шармом, которому невозможно противостоять.

«Лжец», будучи по жанру костюмной черной комедией, оказывается неожиданно масштабным проектом – и сюжетно, и визуально. Здесь много смысловых пластов, выразительного символизма и лихих шуток. Отдельный вид удовольствия – наблюдать за тем, как все развешанные на стенах ружья стреляют без осечек. И, конечно, за тем, как меняются герои. Кто-то преодолевает собственную слабохарактерность, а кто-то, напротив, падает в пучины вседозволенности.

«Брюс Ли: Выход клонов»

Программа: «Дикие ночи»

«Брюс Ли: Выход клонов»

«КиноРепортер» не смог пройти мимо ленты «Брюс Ли: Выход клонов», которая стала первым в истории документальным проектом в программе «Дикие ночи». И не зря – это исчерпывающая во всех отношениях картина рассказывает не только о легенде восточных боевиков и феномене его популярности, но и золотом веке гонконгского кино.

В фильм вошли интервью с самыми известными двойниками Брюса Ли, режиссерами и продюсерами, своими руками творившими историю, критиками и киноведами из европейских стран, куда азиатское кино активно экспортировалось. А также отрывки из самых безумных фильмов, стилизованных под боевики с Брюсом Ли. Список действительно обширный – по подсчетам специалистов, за несколько десятилетий вышло почти две сотни профессиональных и любительских лент. От супергеройских мэшапов и подделок под бондиану до фривольных, почти порнографических картин.

Архивных кадров тоже много – от проб 24-летнего Ли в очередной проект до съемки его похорон. Ритм очень плотный, однако зрительское внимание не рассеивается благодаря грамотному монтажу. Авторы подмечают, насколько безумным было время, когда мировые хиты создавались исключительно на энтузиазме съемочной команды, а продюсеры по всей Азии так сильно хотели заработать, что были готовы преступать закон. Есть и любопытные приветы из прошлого – например, «Выход клонов» затрагивает старт карьеры Джеки Чана, который «был всем, чем не желал быть Брюс Ли». 

«Другая форма»

Программа: «Мультвселенная»

«Другая форма»

Питер Пресс одержим желанием оказаться на поверхности Луны, где человечество построило искусственный рай. Однако попасть туда могут только те, кто довел себя до своеобразного идеала: добровольно деформировал части тела или даже пожертвовал ими во имя мечты. Процесс болезненный, занимает годы – неудивительно, что Питер был счастлив, когда почти добился своей цели. Однако неожиданный инцидент вынудил его избавиться от зловещего приспособления и увидеть мир в совершенно ином виде.

Над «Другой формой» работали две страны – Колумбия и Бразилия,  однако понять картину без труда смогут в любой точке планеты. Во-первых, в полнометражном мультфильме нет ни одного диалога – герои общаются разве что междометиями. Во-вторых, визуал здесь настолько броский, что слова попросту не нужны. По стилистике лента напоминает аниме 1980-х и 1990-х – отчасти деформированными, изуродованными телами, возможными только в нарисованном мире. Отчасти – проработкой высокотехнологичного мира, в котором нет места счастью. В общем, классический High Tech Low Life.

Разумеется, элементы антиутопии тоже на месте: мир вокруг в буквальном смысле разваливается на части, герои носят причудливые приборы, напоминающие орудия пыток, а визуал периодически становится откровенно психоделическим. При этом цельности «Другая форма» не теряет – в этом безусловно авторском высказывании находится место и параллельным сюжетам (в паре моментов чрезмерно подробным), и метафорам, которые можно трактовать самыми разными способами.

Подробнее о мультипликационной программе ММКФ читайте здесь

«Прометей»

Программа: «Первая серия»

«Прометей»

К дерзкой и бескомпромиссной журналистке Анне, которая потеряла работу из-за того, что перешла дорогу не тем людям, обращается бывший сотрудник спецслужб Владимир Шапошников. Он занимается секретным расследованием дела об исчезновении пассажирского самолета, летевшего из Барнаула в Москву. В 1998 году воздушное судно пропало с радаров, но в 2022-м в одной из столичных квартир раздался неожиданный звонок из прошлого – на связь вышел один из пассажиров злополучного рейса.

Несмотря на то, что «Прометей» – первый сериал студии «Централ Партнершип», ажиотаж вокруг проекта огромный. Во-первых, из-за звездного актерского состава. Во-вторых, из-за сложносочиненной и интригующей истории – здесь и научная фантастика с путешествиями в прошлое, и лихо закрученная семейная драма, и явное заигрывание с мистическими началами. Как минимум в первой серии герои выдвигают несколько версий произошедшего, в числе которых, например, проделки местных шаманов  – частых гостей современного российского кино. 

Первые 45 минут пролетают незаметно: в программе таинственный Филипп Янковский, бесцеремонная Любовь Аксенова с необычной стрижкой, славный физик Дмитрий Чеботарев и другие колоритные персонажи. Картинка приглушенно-мрачная, интрига повисает в воздухе: обрывается эпизод, как водится, на самом интересном месте, что несколько роднит «Прометея» с «Калимбой», где тоже все очень интересно, но ничего не понятно. Однако, судя по всему, на возникшие вопросы создатели ответят честно. Остается только дождаться премьеры.

«Смотри на меня»

Программа: «Специальные показы»

«Смотри на меня». ММКФ

Владимир Грамматиков, автор таких культовых картин, как «Усатый нянь» и «Мио, мой Мио», снял фильм-посвящение своему послевоенному детству. В 1948 году бывшая оперная певица Нина Левицкая арендует товарный вагон, грузит туда нехитрый скарб (самое ценное – пианино и корова Милка) и вместе с четырьмя детьми отправляется из Свердловска в Москву, где предположительно должен находится отец семейства. Будучи горным инженером, он уже год не подает о себе известий, но героиня все равно надеется на лучшее. Тот же строгий наказ она дает и детям. 

Путь занимает почти две недели, но на экране – пять насыщенных дней. За это время большая семья встретит немало колоритных личностей, среди которых – особист с непростым характером и страстью к музыке (Семен Шкаликов), беспокойная диспетчер (Ольга Лапшина) и даже беглая заключенная (Евгения Симонова), когда-то спасшая самого Сталина. Лубянка, впрочем, всегда будет где-то «там»: в кадре останутся только свет и доброта. Главный их источник, конечно, – сама Нина, ни на секунду не теряющая достоинства. Ее глубоко, со всеми нужными акцентами играет Александра Урсуляк. Она же, кстати, и сама поет в кадре – музыкальная канва фильма наполнена колыбельными, романсами и даже маршами.

Дети только следуют примеру матери, хотя и без шалостей не обходится. То младшие без спросу возьмут деньги и сбегут за шоколадными конфетами, где нарвутся на хулиганов. То старшие начнут показывать характер. «Смотри на меня» соткан из личных, почти интимных, переживаний – автору принадлежит и взрослая, ретроспективная точка зрения на реальные события, и юный, максимально открытый и честный взгляд на мир. Они парадоксально сочетаются, не вступая друг с другом в противоречие, из-за чего долгожданный для Владимира Грамматикова проект превращается в действительно большое художественное высказывание.

«Огненный лис»

Программа: «Свободная мысль. Программа документального кино»

«Огненный лис»

Лисенок-последыш Ветер родился таким слабым, что поначалу едва мог держаться на ногах под натиском камчатских ветров. Поэтому его и назвали Ветром – герою предстояло вырасти таким же сильным и свободным. А еще найти на бескрайних просторах любовь всей своей жизни: ей стала пушистая красавица с подходящим для огненной лисицы именем Лава. 

Лента Дмитрия Шпиленка, автора проектов «Медведи Камчатки. Начало жизни» и «Нерка. Рыба красная», продолжает документальный рассказ о Дальнем Востоке. Дмитрий и его жена Анна, сценарист и сопродюсер картины, 26 месяцев прожили в Кроноцком заповеднике, где наблюдали за огненными лисами. Скрупулезный подход открыл перед ними небывалые возможности: животные начали настолько доверять людям, что подпускали их на минимальное расстояние. Возможно, именно поэтому история получилась такой личной.

А может, все дело в особом авторском подходе: шарм ленте придает повествование от первого лица. Историю своей жизни Ветер рассказывает сам, а на экране возникают яркие иллюстрации к его словам, написанные самой жизнью. Порой они умилительные, порой страшные – все-таки природа сурова, и смертельная опасность может подстерегать на каждом шагу. А наш герой отчаян настолько, что и сам бросается на соперников куда больше и сильнее его. Впрочем, это еще одно доказательство, что любой страх можно победить.

Насладиться красотами Камчатки во всей полноте можно будет с 18 мая, когда «Огненный лис» окажется в прокате. 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Комментарии  

Комментарии

Загрузка....
Вы все прочитали

Next page

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: