Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors
Search in posts
Search in pages
Слушать подкаст
|
КиноРепортер > Кино > «Марс Экспресс»: Сумбурная фантастика о рабстве и свободе

«Марс Экспресс»: Сумбурная фантастика о рабстве и свободе

27 апреля 2024 /
«Марс Экспресс»: Сумбурная фантастика о рабстве и свободе
Кадр из мультфильма «Марс Экспресс» (2023)

Французский мультфильм, попытавшийся вобрать в себя все лучшее из жанра.

Блок анимации на ММКФ с каждым годом совершенствуется, привлекая к себе все больше внимания. И, конечно, приятно, когда на фестиваль привозят фильмы, побывавшие в Каннах. В этом году на смотр приехала французская фантастика «Марс Экспресс», рассказывающая об андроидах, космической колонизации и будущих потенциальных проблемах людей. «КиноРепортер» посмотрел это футурологическое высказывание, но не нашел в нем чего-то революционного. Впрочем, обо всем по порядку.

На дворе 2200 год. Человечество не только освоило космические полеты, но и успешно колонизировало Марс. Мера была не столько революционная, сколько необходимая для выживания. Земля оказалась захламленной и погрязшей в безработице из-за развития робототехники. Марс, напротив, позиционировался как новый райский уголок, где можно начать новую жизнь. Правда, роботы и андроиды и там никуда не делись. Но кому-то же нужно делать за людей грязную работу.

Главным героям, частному детективу Алин и ее механическому напарнику с человеческим разумом Карлосу, поручают поиски девушки-хакера. Расследование приводит парочку на место преступления – соседку пропавшей жестоко убили, а сама она будто испарилась. Следуя за уликами, частные сыщики понимают, что столкнулись с масштабным заговором.

«Марс Экспресс»

Завязка ничего не напоминает? Да это же практически копия начала фильма «Я, робот» с Уиллом Смитом. На самом деле, не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы увидеть, чем вдохновлялись авторы мультфильма. То тут, тот там постоянно замечаешь референсы, пасхалки и цитаты из самых разных произведений культовых фантастов: Филип Дик, Станислав Лем, Рей Брэдбери, Олдос Хаксли. Если вы хоть немного знакомы с творчеством этих авторов, просмотр «Марс Экспресс» вызовет у вас чувство дежавю, некой вторичности повествования. Вплоть до того, что все клиффхэнгеры, любезно подготовленные создателями мультфильма, считываются практически моментально.

С другой стороны, французскую анимацию ни в коем случае нельзя назвать плагиатом. Опираясь на классику научной фантастики, авторы создали достаточно правдоподобную картину будущего, разнообразив ее уместными элементами неонуара и киберпанка. Развитие нейротехнологий и искусственного интеллекта, симбиоз органики и сложных механизмов, покорение космоса – все это по состоянию на 2024 год либо недостаточно развито, либо находится в зачаточном состоянии.

Но видение будущего здесь смотрится аутентично, поскольку в каждом элементе всевозможных хайтек-примочек легко узнаются знакомые нам сегодняшние технологии. А о том, как изящно авторы решили проблему с тремя законами Азимова, хочется трубить во все уста. С футурологической точки зрения «Марс Экспресс» выглядит убедительно, чему также способствует хоть и стандартная, но богатая деталями анимация.

«Марс Экспресс»

Сюжетно же путешествие на Красную планету сопровождается поломками двигателя, системы навигации и прочих деталей космического корабля. Сначала создатели буквально выплескивают подробности, дезориентируя не подготовленного к массиву информации зрителя. А после сажают его в гоночный болид, чтобы стремглав пронестись по нарративу к финалу, периодически делая перерывы на красивые кадры и забавные шутки.

В результате из-за подобной спешки «Марс Экспресс» не может в полной мере раскрыться ни как интересный неонуар, ни как увлекательный киберпанк. Любопытная история кидается из крайности в крайность, то заставляя тебя прилипнуть к экрану, то не вызывая ничего, кроме зевоты. Если сравнивать ощущения по количеству сцен, статистика явно будет не в пользу первых. Это досадное упущение, поскольку потенциала у мультфильма было предостаточно. Увы, отлично проработав визуал и лор, авторы не отдали должного внимания наполнению.

«Марс Экспресс»

Детективная история в итоге скатывается в обсуждение высокотехнологичных философских материй, вроде «мечтают ли андроиды об электроовцах». Какое уже по счету фантастическое произведение строит повествование вокруг ущемления прав андроидов, механического рабства и вечного вопроса о том, можно ли считать искусственный интеллект живым созданием?

И ладно, если бы создатели «Марс Экспресс» привнесли в футурологические дискуссии свежие и креативные мысли. Но, к сожалению, все это мы видели десятки раз. Выставляя корпорации как вселенское зло, богатых потребителей – как их приспешников, а андроидов – как угнетенный народ, мультфильм заканчивается ровно в той же точке, с которой он стартовал. Практически дословном заимствовании из «Я, робот».

Ключевая проблема «Марс Экспресс» заключается в плотной атмосфере вторичности. Систематические заимствования работают как в положительную сторону, так и в отрицательную. Несмотря на наличие интересных решений, мультфильму остро не хватает самобытности. Нуарной, киберпанковской, фантастической, даже чисто французской. Смешав авторскую и коммерческую анимацию, создатели «Марс Экспресс» представили зрителям странный полуфабрикат, который те должны самостоятельно докрутить в своей голове. Поклонникам фантастики и мультипликации проект вполне зайдет, однако остальные, скорее всего, не смогут разглядеть его достоинств, скрытых за хаотичным повествованием, футурологической моралью и напыщенным напутствием человечеству.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Комментарии  

Комментарии

Загрузка....
Вы все прочитали

Next page

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: