Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors
Search in posts
Search in pages
Слушать подкаст
|
КиноРепортер > Кино > Мультвселенная ММКФ: Критика капитализма, трудности взросления и блокадный Ленинград

Мультвселенная ММКФ: Критика капитализма, трудности взросления и блокадный Ленинград

26 апреля 2024 /
Мультвселенная ММКФ: Критика капитализма, трудности взросления и блокадный Ленинград
Кадр из мультфильма «Кума»

Рассказываем о ярких анимационных короткометражках Московского кинофестиваля.

Вот уже третий год подряд ММКФ предлагает своим гостям познакомиться не только с киноновинками, но и с проектами из мира анимации. В рамках отдельной программы организаторы показывают самые яркие работы, созданные мультипликаторами со всех уголков света. В этом году блок мультфильмов для взрослых получился очень насыщенным и любопытным. Среди анимационных короткометражек ММКФ – экологическое предостережение, встреча Сергея Эйзенштейна с собственными персонажами и проникновенная притча о жизни и смерти в условиях войны.

«Выдра» (2023)

Оригинальное название этой короткометражки – «Каваусо», что в переводе на русский язык означает «японская речная выдра». На протяжении XX века популяция хищных млекопитающих постепенно уменьшалась, к началу нынешнего тысячелетия достигнув катастрофических значений. В 2012 году Министерство окружающей среды Японии официально признало вид вымершим.

Водевилист Уваносукэ Сорагоро так поразился этому факту, что даже посвятил одну из своих песен японской речной выдре. Музыкального произведения для творца оказалось мало, поэтому он обратился к анимационной студии Studio Mangosteen c просьбой сделать небольшой мультфильм по его сюжету.

Так получилась «Выдра», хтоническое карандашное предостережение о хрупкости матушки-природы и крик экологического отчаяния. По сюжету, девочка встречает речную выдру и пытается наладить с ней контакт, но каждое их взаимодействие заходит в тупик. Когда человек и выдра все-таки находят общий язык, случается необратимая катастрофа. Их «дружба» оказывается погребена под бесчисленным потребительским мусором, жертвой которого в будущем может стать и сам Homo Sapiens.

Девочка в мультфильме олицетворяет образ обеспокоенной общественности, лишенной «голоса» и вынужденной смиренно наблюдать за неотвратимой трагедией. Ключевые элементы «Выдры» – тлен, чувство безнадеги и нарочитая тягучесть, создающие печальный портрет пессимистичного будущего.

«Девочка, которая жила в уборной» (2024)

Мультвселенная ММКФ. «Девочка, которая жила в уборной»

Главная тема творчества индийского аниматора Субарны Даш – проблемы современных женщин. Нет, это не та навязчивая и безыдейная повесточная жвачка, которой долго и упорно пытается нас кормить Голливуд. Посредством простенькой рисовки Даш откровенно и доходчиво рассуждает о роли женщин в обществе, а также о том, как они и социум влияют друг на друга. В дебютной работе «Мать» постановщица обратилась к теме женского обрезания. В This is TMI Даш исследовала дискурс о размерах груди. А в своем последнем мультфильме она затронула тему женского взросления.

Уборная в мультфильме – это аллегория убежищ, которые девочки собственноручно выстраивают вокруг себя, пытаясь защититься от угроз внешнего мира. В своей безопасной и обособленной «комнатке» они свободны от критики, правил и навязчивой родни. Однако удобная, но замкнутая жизнь ничем не лучше воздушных замков – иллюзия счастья разрушается вдребезги, когда чувство одиночества становится невыносимым, а взросление приводит к росту потребностей.

И вот «уборная» уже не в силах обеспечить комфортную жизнь, и логичным решением проблемы становится выход из зоны комфорта. Открывая дверь в хаотичный, громкий и порой враждебный мир, девочки учатся с ним взаимодействовать, становятся открытыми к помощи и развивают свой потенциал.

«Пчела и муха» (2023)

Если бы Крылов писал сатирические басни сегодня (а еще и анимировал их), то выглядели бы они именно так. «Пчела и муха» – это комедия абсурда о приключениях двух насекомых. Невинная Пчела перебирается в большой город, где опытная Муха берет ее под крыло.

Свое место под солнцем они находят на голове у лысеющего коррумпированного чиновника, у которого в жизни уже все устроено. Ему рукоплещут массы, его лицо печатают на товарах, женщины от него без ума, а изысканной еде и алкоголю не видно ни конца ни края. С таким человеком, как считает Муха, жизнь всегда будет сладкой. Поначалу обеспокоенная таким существованием, Пчела со временем свыкается с роскошью и становится таким же паразитом, как и Муха.

В «Пчеле и мухе» отчетливо прослеживается критика капитализма и погрязшей во взятках системы. Подобные правила игры ставят человека перед непростым выбором – тяжелое и честное существование либо праздная и коррумпированная жизнь. Гуманность в мультфильме противопоставляется приспособленчеству, упорный труд – инерции, а совесть – сибаритству.

Финал при этом подчеркивает бесполезность борьбы с подобной философией – на место одного продажного начальника всегда придет другой, который будет совсем не против «приютить» обездоленных паразитов. Стилистическим лейтмотивом является дуализм, отображенный через цветовой контраст (синий и красный цвета), комбинированные кадры (разделенный экран) и полярные взгляды главных героев в начале.

«Пианино» (2024)

«Пианино»

Проникновенное антивоенное высказывание иранского аниматора Марджана Кешани. Немало людей придерживается философии «умей радоваться мелочам». Но что делать, когда путь даже к маленьким радостям оказывается тернист и беспощаден? Главный герой мультфильма – нищий молодой человек, с самого детства мечтающий о пианино.

Юноша медленно, но верно копит деньги на свою цель, но в тот момент, когда нужная сумма собрана, его родину охватывает война. В результате очередной бомбежки магазин музыкальных инструментов оказывается разрушенным, оставляя угнетенного героя наблюдать за крушением своей мечты.

Отчасти «Пианино» напоминает «Разбитое окно», анимационную работу, которую привозили на ММКФ в прошлом году. Через призму обыденности там тоже показывают последствия войны, с которыми сталкиваются обычные люди. Мечтам не всегда суждено сбываться так, как мы хотим. Именно поэтому иранский аниматор указывает на важность надежды как источника силы и постоянства в нашем нестабильном мире. Цепляясь за такие, казалось бы, мелочи, как пианино, люди сохраняют волю и интерес к жизни. И даже финансовые трудности и низкое социальное положение не могут лишить их маленьких радостей.

«Кума» (2024)

«Кума»

Российский режиссер Василий Васильев рассмотрел войну под другим углом, прибегнув к несвойственному для темы формату. «Кума» – это анимационная сказка для взрослых о блокадном Ленинграде, выполненная в минималистичном, но притягательном живописном стиле. По сценарию Вадима Михайлова, главная героиня, маленькая девочка, стоит в очереди за пайкой хлеба. Получив желаемое и пребывая в красочных мечтах о грядущей трапезе, бедняжка случайно теряет свою еду. В этот момент на улицах Ленинграда появляется бледная старушка в черном балахоне и с ножницами в руках.

Так девочка впервые знакомится со Смертью, которая неотступно следует своей жатвенной миссии. Но, собирая урожай из людских жизней, старушка неожиданно оказывается обезоружена добротой главной героини. Идя наперекор себе, Смерть спасает юную жизнь, еще не готовую проститься с миром живых.

Если и снимать анимацию о Великой Отечественной войне, то, несомненно, только такую. Самобытную, эмоциональную, бьющую в самый нерв. «Кума» заостряет внимание на подвиге, силе и упорстве человеческого духа в самых невыносимых условиях. Детские образы (например, шарик с веревочкой как символ жизни) смешиваются с суровыми реалиями, усиливая эмоциональную вовлеченность зрителя.

Мораль сей сказки – всегда оставаться человеком, даже перед лицом смерти. Ведь именно невинность детского мировоззрения, еще не отравленного жизненной желчью, становится для героини спасением.

«Эйзенштейн и калавера» (2023)

Сергей Эйзенштейн – безусловно, важная кинофигура. Причем как для мировой киноиндустрии, так и для самого ММКФ. Эйзенштейн был первым председателем жюри фестиваля, и в этом году он в несколько необычной форме вернулся на родной смотр.

Режиссер Алена Куликова подготовила милую и очаровательную 3D-работу, в которой прославленный постановщик сталкивается лицом к лицу с плодами своего творчества. По сюжету, Эйзенштейн отсматривает снятый материал, но неожиданно героиня его фильма принимает образ калаверы и утягивает режиссера внутрь его произведения.

Короткая анимация основана на одной из новелл неоконченного фильма Эйзенштейна «Да здравствует Мексика!». В нем девушка оплакивает убитого молодого человека, вступившегося за честь любимой. Авторы мультфильма решили сделать своеобразное продолжение, в котором пара влюбленных в образах духов все-таки находит счастье после смерти. И Сергей Михайлович играет в этой истории ключевую роль, выступая в образе этакого Амура.

Неожиданный романтический финал пробудит самые приятные воспоминания у поклонников «Тайны Коко», референсы к которой видны невооруженным глазом.

«Кроткая» (2024)

В основу «Кроткой» легла одноименная повесть Федора Достоевского, но с небольшими коррективами. Режиссер Анна Смирнова слегка осовременила сюжет, оставив неизменной суть произведения. В центре истории – скорбящий закладчик, потерявший жену. Девушка покончила с собой, выбросившись из окна. Теперь герой предается рефлексии, пытаясь разобраться в причинах трагедии.

Произведения Достоевского погружают читателя в природу человеческих страданий. «Кроткая» исследует абьюзивные отношения ростовщика (в оригинальной повести у него была именно такая профессия) и его супруги, которые стремились к лучшей жизни. Анимационная адаптация будто бы вторит стилю Достоевского, перенося зрителей в темное сознание великого писателя.

Посредством обрывистых образов из воспоминаний главного героя зритель погружается в историю то ли любви, то ли ненависти. Особый интерес также представляет «эклерный» метод анимации (техника ротоскопирования) с элементами Squigglevision, который идеально подходит депрессивному тону повествования.

«Жизнь после смерти» (2023)

Претендент на звание лучшего пилота для потенциально успешного мультсериала. Если вы когда-нибудь задумывались, что будет, если скрестить «Гравити Фолз» с «Риком и Морти», то вот ответ – бразильский мультфильм «Жизнь после смерти».

Короткометражка рассказывает о привидении по имени Гектор Плазма, запускающем документальное шоу про знаменитый особняк с призраками. Но прямо во время съемок один из членов группы неожиданно умирает. Гектор решает воспользоваться моментом, чтобы познакомить с тайнами поместья и своих зрителей, и почившего звукооператора, для которого рабочая локация станет вечным домом.

«Жизнь после смерти» – остроумная и динамичная анимация для взрослых, у которой имеются все шансы стать чем-то большим, нежели фестивальный короткий метр. При должной проработке у авторов может получиться прекрасный псевдодокументальный анимационный ситком в лучших традициях «Офиса» и «Реальных упырей». Завязка выглядит одновременно тривиально и свежо, персонажи получились запоминающимися и харизматичными, а юмор отлично балансирует между ярким креативом, комедийными клише и фривольностью.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Комментарии  

Комментарии

Загрузка....
Вы все прочитали

Next page

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: