Сегодня исполняется 100 лет со дня рождения народного артиста СССР Владимира Басова. Он запомнился прежде всего своими небольшими, но блистательными ролями, пропитанными невероятной энергетикой. В один ряд с Басовым можно поставить и Савелия Крамарова, и Георгия Буркова, и Георгия Милляра. Не говоря уже о талантливых артистках вроде Рины Зеленой и Марии Виноградовой. Однако «КиноРепортер» решил рассказать о других советских «королях эпизода», чьих имен массовый зритель может не знать, но абсолютно точно знаком с их ярким творчеством.
За всю карьеру Борислав Брондуков исполнил лишь пару-тройку крупных ролей (одна из них – инспектор Лестрейд в «Приключениях Шерлока Холмса»), но артиста все равно знала вся страна. Как алкоголика, которому должен рубль сантехник-собутыльник. Как несчастного жениха, который не может уехать к невесте из-за собрания членов кооперативов, переросшего в забастовку. Как директора турбазы, помогающего туристам найти счастливый билет лотереи. Брондуков был блестящим мастером эпизода. Каждое его появление на экране отпечатывалось в памяти зрителей благодаря харизме артиста и удачным фразам его персонажей, моментально уходившим в народ.
Его карьера началась довольно поздно. Получив строительное образование и проработав прорабом, Брондуков неожиданно открыл в себе актерский талант в заводском театре. В 23 года он поступил на кинофакультет, а уже через год дебютировал на широком экране в ленте «Цветок на камне» (1962). Через несколько лет Брондуков сыграл в своем первом значимом проекте – драме «Каменный крест» (1968), где он воплотил образ безымянного вора. Однако никто не спешил давать артисту главные роли. А Брондуков и не расстраивался – он стойко переносил тяготы и лишения актерской службы, оттачивая мастерство в различных эпизодах. И сейчас отечественный зритель ценит и любит его не меньше, чем больших советских кинозвезд.
Сергея Филиппова к сцене тянуло с ранних лет. Сначала подвижный юноша с врожденным чувством ритма увлекся балетом. Однако перенесенный сердечный приступ поставил крест на его хореографической карьере. Любой мог опустить руки в этот момент, но только не Филиппов: ведь инфаркт никак не повлиял на его талант. В 1930-х артист начал служить в Ленинградском театре комедии, а в конце десятилетия ему уже предлагали роли в кино. Сергей стал постепенно обретать всенародную славу. Его работы были небольшими, но запоминающимися.
В 1950-х вышли сразу три картины с Филипповым: «Укротительница тигров» (1954), «Карнавальная ночь» (1956) и «Девушка без адреса» (1957). Они-то и предопределили дальнейшую судьбу артиста – его творческим призванием стало амплуа «короля эпизодов». Филиппов пытался бороться с этим, всячески пробуя выбраться из эпизодической актерской ловушки. И однажды ему выпал заветный шанс – «12 стульев» Леонида Гайдая должны были перезапустить карьеру Филиппова.
Блистательное исполнение роли Кисы Воробьянинова до сих пор остается предметом дискуссии между поклонниками двух разных по форме и стилю экранизаций романа Ильфа и Петрова. Но чуда, к сожалению, не произошло. Филиппов продолжил сниматься в небольших ролях как у Гайдая, так и у других режиссеров, а роль предводителя дворянства и «отца русской демократии» так и осталась пиком карьеры талантливого артиста.
Нет, Роман Филиппов – не родственник Сергея Николаевича, но он также является одним из самых ярких советских мастеров эпизода. Высокий рост, басистый голос, крепкое телосложение и колоритная, почти бандитская внешность стали для него и даром, и проклятием. Ему доставались небольшие роли то простоватых мужиков, то отпетых рецидивистов, то грузных начальников и стариков. А в мультфильмах за ним прочно закрепился образ медведя.
В жизни Филиппов был полной противоположностью экранных версий себя. Однокурсники, друзья и коллеги отзывались о нем как об очень добром и заботливом человеке. Этакий великан с сердцем ребенка. Актер говорил на нескольких языках (и использовал это умение в некоторых постановках), неплохо играл в шахматы и фехтовал. А еще на протяжении 20 лет он оставался главным Дедом Морозом Советского Союза, о чем немногие знают. Если вы, ваши родители или бабушки с дедушками посещали кремлевские елки в 1970–1980-х, то почти наверняка видели его в расшитом костюме и с бородой из ваты.
Карьера Готлиба Ронинсона стартовала довольно поздно. Вскоре после Великой Отечественной войны, в возрасте 29 лет, он окончил «Щуку», а через год начал служить в Театре на Таганке (и играл в нем до самой смерти). Больше всего Ронинсона ценили именно на сцене – актер с грустным взглядом и печальным лицом мастерски отыгрывал любую роль, даже незначительную, причем особенно ему удавались комические образы. На протяжении 20 лет артист отдавал всю свободное время театру, лишь изредка появляясь на широком экране.
Все изменилось в 1966 году. В советских кинотеатрах вышел легендарный фильм Эльдара Рязанова «Берегись автомобиля», где Ронинсон сыграл запоминающегося начальника главного героя Деточкина. Актера наконец-то приметили кинематографисты, и он стал чаще появляться в художественных лентах. За следующее десятилетие Ронинсон снялся в более чем 15 картинах, причем многие образы стали его визитными карточками: вечно напуганный председатель Кислярский в «12 стульях», незадачливый пассажир из Красноярска в «Иронии судьбы», астроном в «Афоне» и хмурый гость в «Не может быть». Короткие, но яркие и узнаваемые роли, с которыми Ронинсон ассоциировался у зрителей все оставшуюся жизнь.
Кто-то всю жизнь играет преступников, кто-то ассоциируется у публики с образом комичного пьяницы, а кто-то из-за внешности и физических данных не может отделаться от ролей чиновников и начальников. В последнюю категорию и входил Николай Парфенов, за которым в кино закрепилось амплуа «маленького человека». Впрочем, периодически он исполнял роли обычных советских граждан, от соседа до электромонтера, виртуозно демонстрируя узнаваемый типаж человека из народа.
У Николая Парфенова просто колоссальная фильмография – более сотни лент. Однако всеобщую любовь и славу он завоевал благодаря «Фитилю», культовому сатирическому киножурналу. Парфенов остается рекордсменом по количеству съемок и своеобразным символом злободневного киножурнала. Запоминающиеся кинообразы артиста оказались полезными для проекта, главной целью которого было высмеивание пороков общества. Парфенов лучше прочих коллег понимал, как именно подать того или иного персонажа, чтобы вызвать у зрителя нужный отклик.
Борис Новиков – еще одна звезда «Фитиля», а также «Ералаша». Он был разноплановым королем эпизода, которому подходила любая роль, будь то милиционер или хулиган, бригадир или шофер, генерал или школьный завхоз. Зрители видели Новикова на экране чаще, чем ведущих артистов страны, но конвейерный подход к творчеству не наскучивал и не отталкивал, а, наоборот, вызывал большую симпатию, которая постепенно переросла в народную любовь.
Артист самозабвенно отдавался любой роли, и ему было совсем неважно, сколько экранного времени будет у его героя. Благодаря этому образы Новикова получались пронзительными и притягательными. Талантливый актер работал не покладая рук – наряду с кино Новиков активно играл на сцене (сначала в Театре имени Моссовета, затем в Театре сатиры) и озвучивал мультфильмы. Для многих зрителей он стал настоящим голосом детства, приняв участие в создании порядка 50 анимационных проектов, главным из которых, разумеется, стало «Простоквашино». Именно Новиков озвучил почтальона Печкина и подарил ему собственное неповторимое очарование.
Алексей Смирнов был из той категории артистов, которые органично смотрелись и в комедийных, и в драматических ролях. Но с последними актеру не везло. Из-за простоватой внешности и богатой мимики режиссеры видели Смирнова исключительно в юмористических эпизодах. В историческом «Кочубее» он появился в роли буржуйчика (единственном комедийном образе в фильме). В киноновелле «Вождь краснокожих» над его персонажем Биллом всячески издевался хулиганистый мальчишка. А про Федю из «Операции Ы» и говорить не нужно – Смирнов столь удачно вписался в образ тунеядца, что в дальнейшем ассоциировался у зрителей лишь с этим отрицательным героем.
Другой актер радовался бы подобной славе, но только не Алексей Макарович. Он мечтал раскрыться с иной, драматической стороны, но долгое время ему это не удавалось. Пока однажды коллеги по цеху не вспомнили о его военном прошлом. Будучи 21-летним крепким молодым человеком, Смирнов в 1941 году ушел на фронт и в итоге получил 11 наград за вклад в победу Красной Армии.
Именно этот опыт помог ему получить роли в лентах «Разведчики» и «В бой идут одни старики», где актер снимался со своим другом Леонидом Быковым. Возможно, Смирнов так и будет ассоциироваться у массового зрителя чисто с эпизодическими комедийными образами. Но стоит хотя бы раз увидеть его в роли механика Макарыча, и тут же осознаешь, какого великого драматического артиста потеряло советское кино.
Группа подростков решает отметить выпускной на всю катушку – они арендуют роскошный коттедж, устраивают ужин при свечах и распивают элитный…
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…