Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Search in posts
Search in pages
Слушать подкаст
|
КиноРепортер > Статьи > Страшные и прекрасные танцы: 8 фильмов про балет

Страшные и прекрасные танцы: 8 фильмов про балет

24 апреля 2019 /
Страшные и прекрасные танцы: 8 фильмов про балет

В прокат вышел новый фильм Рэйфа Файнса «Нуреев. Белый ворон». Известный поклонник русской культуры, Файнс снял фильм о легендарном балетном танцовщике, бежавшем из Советского Союза. Вспоминаем еще восемь лент о балете, то страшных, то веселых, и часто связанных с историей России.

«Солистка балета»

Реж. Александр Ивановский, 1947

Как и другие виды классического искусства, балет в поздний период правления Сталина должен был утверждать величие новой империи и нового человека. Потому среди работ, снятых в эпоху «малокартинья», оказался и балетный фильм Александра Ивановского. До войны режиссер закончил лирическую комедию «Антон Иванович сердится» о жизни композиторов и музыкантов. Герой «Солистки» также композитор, влюбленный в юную балерину. На фоне их влюбленности происходит становление танцовщицы (ее играет известная балерина Мира Редина) как исполнительницы каноничной, выверенной, идеологически верной партии в балете Чайковского. Фильм лишен настоящего конфликта: любовь героев после некоторых досадных недоразумений придет к хэппи-энду, а завистливая подруга и последние «старорежимные» интеллектуалы не могут угрожать благополучию изображаемого мира. Соответственно этой борьбе лучшего с хорошим, и балетные сцены в «Солистке» будто лишены динамики и драматизма. Кажется, балерины готовы застыть, подобно монументам ансамбля сталинского ампира. Вместе с тем, этот документ эпохи смотреть по-своему приятно, как несмотря ни на что светлый фильм о бескорыстной любви к искусству.

«Красные башмачки»

Реж. Майкл Пауэлл и Эмерик Прессбургер, 1948

Вышедший годом позже цветной фильм британского дуэта Пауэлла и Прессбургера — своеобразный антипод сталинистской солистки. Чуть ли не все главные герои, кроме английского варианта пары композитор-танцовщица, здесь русские, но «белые», эмигранты. Это несколько архаичные носители высокой культуры, которой нанесли серьезный урон катастрофы первой половины века. Среди них демонический руководитель труппы Лермонтов и танцовщик Гриша (в его роли — танцор Дягилева Леонид Мясин).

Героиня, вступив в труппу, совершает роковой выбор между любовью и балетом, герой не может ее спасти. «Красные башмачки» — придуманный для фильма балет по страшной сказке Андерсена о девочке, которая не могла прекратить танец и доплясалась до смерти. Хореография Мясина слилась с постановкой режиссеров: балерина со сцены вырывается в мистическое пространство пустынь, морей, бальных залов и сумрачных мистерий. В этих образах предстают скрытые мысли и чувства балерины, ее любовь и драма ее творчества. Визионерские съемки повлияли на весь последующий кинематограф. Прежде всего, это касается голливудского киномюзикла и, конечно, фильмов о балете. Красота балета на экране отныне стала также ассоциироваться с тревогой и обреченностью.

«Я вас любил…»

Реж. Илья Фрэз, 1967

Балет врывается в мир школ и новостроек шестидесятых годов. Простой пацан «с нашего двора» вдруг влюбляется в девочку не от мира сего, в отличницу балетной школы. Оглушенный чувством, он увлекается искусством, читает Пушкина, а также пьет вино и пляшет рок-н-ролл. А главное перерождается, через восторг влюбленности и через боль расставания. В фильме есть балет традиционный и экспериментальный — новый, шестидесятнический. Герои также сами постоянно пританцовывают, в танце на экране будто участвуют и машины, и аттракционы, и дома. Такова юношеская энергия обновления, которой захвачены герои фильма Фрэза. Однако лента была снята уже на излете «оттепели», оттого в нее проникло чувство печали — по былой любви и былым надеждам.

«Поворотный пункт»

Реж. Герберт Росс, 1977

Две подруги, одна из которых оставила балетную карьеру ради детей, а другая получила свои годы славы в прошлом и печальное настоящее стареющей примы. Каждая считает свою жизнь печальной и завидует другой. Поворотный же пункт наступает в жизни дочери первой героини, молодой балерины, которая должна выбирать между той или иной судьбой. Две женщины соперничают и ревнуют друг к другу девочку, девочке разбивает сердце легкомысленный русский гений Юрий Копейкин, но непостижимым образом все кончается хорошо. Возможно, из всех картин «Поворотный пункт» лучше всего преподносит балет массовой аудитории.

«Пункт» собрал в 1977 одиннадцать номинаций на «Оскар», но не получил ни одной награды, что само по себе рекорд. Среди номинированных был и Михаил Барышников, сыгравший, конечно, Копейкина. Дальнейшая его работа в кино, включая главные роли, оказалась в целом провальной. Однако первое появление танцора в Голливуде, где он с гитарой поет «Родники мои серебряные» своего друга Владимира Высоцкого, забыть невозможно.

«Суспирия»

Реж. Дарио Ардженто, 1977

Классический итальянский хоррор-«джалло» рассказывает о страшных событиях в балетной школе. Не считая нескольких эпизодов с тренировками, в фильме мало танца как такового. Героини «Суспирии» играют в спектакле, но только в спектакле театра ужаса. Завораживающе-кровавые сцены здесь — это пляска смерти. Однако обращение Ардженто именно к балету также не случайно. Он эксплуатирует образ балерины как чистой, непорочной девушки, которая, сделав неверное движение, летит в черную пропасть. И, между прочим, здесь также, ха-ха, не обошлось без русского следа: заведующие школой ведьмы-сатанистки очевидно прилетели как раз из России.

«Суспирия» стала последним фильмом снятым в «Техниколоре», что подчеркивает его связь с «Красными башмачками». Ардженто акцентирует темы, на которые в фильме 1940-х лишь намекали, выкручивает все ручки до максимума. В результате безотчетная тревога превращается в вопящий ужас, онейрические пейзажи — в пространство кошмарного сна.

«Валентино»

Реж. Кен Расселл, 1977

Здесь нет классического балета как такового, зато в главной роли — сам Рудольф Нуреев. Великий танцор играет своего тезку, идола ранних лет Голливуда Рудольфа Валентино. Последний начинал танцовщиком кабаре, но учился хореографии во Франции. В фантазии Кена Рассела есть сцена, где Валентино восхищается талантом «своего друга Нижинского» и даже танцует с ним страстное танго. Вообще, пластика Нуреева превращает все главные сцены в танцевальные номера. Степ на барной стойке, объятия со знойными женщинами и красивая смерть перед камерой, обреченный боксерский матч, метания в тюремной клетке и пьяный шаг под заведенную «O, sole mio».

Этот фильм провалился в США, с чего начался закат популярности Кена Рассела. Однако иначе он смотрится в контексте смерти самого Нуреева, а также трагического мифа о балете и творчестве.

«Черный лебедь»

Реж. Даррен Аронофски, 2010

Как и «Красные башмачки», фильм Аронофски наполнен страшными предзнаменованиями, и видениями. Желание принести жизнь в жертву искусству здесь также исполняется буквально, а равно и преображение в лебедя. Бытовое, как сперва кажется, соперничество двух танцовщиц перерастает в схватку героини с доппельгангером. Вся эта драма, как и метание балерины между двумя подавляющими фигурами, матери и режиссера, сильно завязана на подавленных сексуальных переживаниях. Балет предстает здесь самым тоталитарным из всех жанров искусства, подчиняющим, уродующим тело и душу. Его классическая хореография подменяет чувственность танца «возвышенной» красотой. Но загнанные в подсознание демоны иногда просыпаются, и смерть лебедя под музыку Чайковского оборачивается очередным dance macabre.

«Бриллианты. Воровство»

Реж. Рустам Хамдамов, 2010

Эстетский короткометражный фильм возможно самого таинственного русского режиссера. Балет возвращается в Россию и в Петербург. Танцовщица Диана Вишнева крадет брошь в ювелирном магазине, чтобы передать ее другой балерине, пока кордебалет танцует сцену из «Баядерки». За всем этим наблюдает, просунув острый бумажный нос в магически-музыкальное пространство за динамиком радиолы, Рената Литвинова. Рассыпавшиеся жемчужины танцуют на бетонном полу, черный воздушный шар приплясывает на фоне петербургского неба. Здесь балерина прямо сравнивается с бриллиантом, ее движение в танце открывает постепенно новые грани совершенства. Бродский называл балет «замком красоты», куда мы заглядываем издалека и украдкой, как героиня Литвиновой. Но такой замок — и сам Петербург, куда явилась прекрасной воровкой героиня Вишневой. Впрочем, пытаться истолковать щедрый на образы фильм Хамдамова можно сколько угодно. Сам режиссер прямо заявил, что его «Бриллианты», прежде всего, о любви и доброте. Что и делает их одним из самых человечных фильмов данной подборки.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Комментарии  

Комментарии

Загрузка....
Вы все прочитали

Next page

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: