Захватывающие истории для двух актеров от Никиты Михалкова, Альфонсо Куарона, Романа Полански и других.
5 февраля на Netflix выходит черно-белая драма Сэма Левинсона «Малкольм и Мари». В ней играют только два актера – Зендея и Джон Дэвид Вашингтон, а действие разворачивается в одной локации, куда герои возвращаются после премьеры их нового фильма. Критики, посмотревшие ленту, уже прочат ей награды. В ожидании премьеры «КиноРепортер» собрал еще 8 камерных фильмов, которые не оставят равнодушными.
«Без свидетелей» (1983)
Щемящая камерная драма Никиты Михалкова, снятая по пьесе Софьи Прокофьевой «Беседа без свидетеля» и получившая приз ФИПРЕССИ на ММКФ, рассказывает о запутанных отношениях двух некогда близких людей. Когда-то мужчина (Михаил Ульянов) оставил любимую женщину (Ирина Купченко) и сына, чтобы заключить более выгодный брак и обеспечить себе безоблачное будущее. У прекрасного далеко оказалась и обратная сторона: теперь его бывшая жена выходит замуж за человека, который может разрушить карьеру героя. В страхе он решает выяснить, что теперь его ждет.
Завязавшийся разговор в итоге касается не только прошлого, но и более вневременных вещей: эгоизма, страха, оппортунизма, ненависти и любви. Из-за ограниченности пространства на первый план выходят актеры, которым на каком-то сверхъестественном уровне удается сыграть и обычных людей, и воплощения древнейших архетипов, знакомых каждому.
«Страна в шкафу» (1990)
«Страна в шкафу» – по-прежнему недооцененный фильм, главные роли в котором исполнили Алан Рикман и Мэделин Стоу. В неназванном тоталитарном государстве молодую писательницу среди ночи допрашивает сотрудник тайной полиции. В написанных ею детских книгах якобы нашли антигосударственные лозунги, и теперь ее любыми способами пытаются заставить признать вину.
Рада Бхарадвадж сняла историю, в которой на метафизическом уровне сплетаются детские страхи и реалии современного мира. «Страна в шкафу» – шокирующий, выбивающий почву из-под ног и вызывающий головокружение фильм, который навсегда вошел в анналы истории. В том числе и за счет выдающейся, безупречной работы Алана Рикмана.
«Джерри» (2002)
Экстравагантное кино от Гаса Ван Сента о двух парнях (Мэтт Дэймон и Кейси Аффлек), которые потерялись в пустыне. Со временем запасы еды, воды и терпения у них истощились. Вдохновением для фильма послужил реальный инцидент, о котором услышал постановщик. Тогда два лучших друга потерялись в пустыне, и один в конечном итоге убил другого. К счастью, режиссер вдохновился завязкой, а вот дополнительной информации о том случае избегал всеми силами.
Впрочем, необычным подходом к работе отличилась вся троица: накануне съемок они сожгли сценарий, и в итоге Аффлек и Дэймон все время импровизировали перед камерой (не сказать, чтобы много). Кроме того, на съемках появился концепт, согласно которому молчание называлось «версией диалога». Как эксперимент фильм вполне имеет право на жизнь, тем более что он стал основой для целой трилогии.
«Вечерний экспресс «Сансет Лимитед» (2011)
Третий по счету режиссерский проект Томми Ли Джонса не выходил на большие экраны, однако все равно обрел любовь публики и признание критиков. В основу фильма «Вечерний экспресс «Сансет Лимитед» легла экранизация одноименной пьесы лауреата Пулитцеровской премии Кормака МакКарти, которую адаптировал сам автор.
Действие происходит в квартире бывшего заключенного (Сэмюэл Л. Джексон) после того, как тот предотвращает попытку случайного прохожего (Томми Ли Джонс) броситься под поезд. Между безымянными героями завязывается беседа о смысле жизни, в которой первый пытается переубедить второго покончить с собой. Напряженная и эмоциональная драма поднимает немало важных вопросов, в том числе и о том, где заканчивается свобода – слова, выбора, воли – одного и начинается свобода другого.
«Бархатное утро» (2013)
Адвокат Фред (Стэнли Туччи) заявляется с чемоданом на порог особняка своей молодой любовницы Вельвет (Элис Ив). Та недовольна визитом и приходит в еще большее негодование, когда узнает, что юрист наконец-то решил порвать с женой и переехать к ней. Желание Фреда быть с Вельвет перерастает в одержимость, а в разговоре всплывают мрачные тайны обоих.
Фильм Нила ЛаБута наполнен искрящим напряжением, которое в итоге выливается в сцену насилия, продуманными диалогами и великолепной актерской игрой. Немало очков картине может добавить и неожиданная развязка, которая не только не оставит зрителей равнодушными, но и разведет их по разные стороны баррикад.
«Гравитация» (2013)
Технотриллер Альфонсо Куарона вошел в список лучших фильмов 2013 года, сорвал бурные овации на Венецианском кинофестивале и взял семь «Оскаров». Действие разворачивается в космосе, где астронавты Райан Стоун (Сандра Буллок) и Мэтт Ковальски (Джордж Клуни) в результате катастрофы оказываются на орбите без шансов вернуться на землю.
Воздух заканчивается, связи с Землей нет, спрятаться негде, а помощи ждать неоткуда – призрачные шансы на спасение тают с каждой секундой, заставляя зрителя нервно ерзать и ждать развязки. Пожалуй, это тот редкий случай, когда в фильме о космосе на первый план выходят не экшен-сцены, а эмоциональный катарсис героев, бросающих все внутренние силы на то, чтобы выжить.
«Венера в мехах» (2013)
«Венера в мехах» Леопольда фон Захер-Мазоха давно стала поп-культурным феноменом. Произведение не только активно обсуждалось, но и трансформировалось во что-то абсолютно новое и неожиданное. Американский драматург Дэвид Айвз написал пьесу о режиссере, жаждущем поставить «Венеру в мехах» на сцене, и вульгарной актрисе, претендующей на главную роль. Настоящая рекурсия, если вдуматься.
В постановке (а «Венеру в мехах» можно назвать произведением искусства на стыке театра и кино) Романа Полански эту историю блестяще разыгрывают Матье Амальрик и Эммануэль Сенье, и это надо видеть и слышать, желательно в оригинале. Дразнящий, электрический, полный дохристианских аллюзий и отсылок на культуру всего мира проект с налетом мистерии. Критики одобряют: фильм был выдвинут на семь премий «Сезар» и получил статуэтку «Люмьер» за лучший сценарий.
«Затерянные во льдах» (2018)
Полная психологизма драма о выживании «Затерянные во льдах» Джо Пенны являет собой редкий пример картины, которой удается удерживать зрительское внимание на протяжении полутора часов, несмотря на практически полное отсутствие диалогов между героями. В центре сюжета оказывается пилот потерпевшего крушение самолета Хаксли Овергард (Мадс Миккельсен), который находит в арктической пустыне другой разбившийся самолет с серьезно раненной девушкой (Мария Тельма Смарадоттир).
Понимая, что помощи ждать неоткуда, он отправляется с ней в опасный путь на метеостанцию. Несмотря на то что героиня практически все время находится без сознания, даже в таком виде она играет роль своеобразного морального компаса – Хаксли постоянно обращается к ней, думает о близких девушки (крохотная фотография при отсутствии прочих элементов оказывает мощнейшее впечатление), да и в целом действует с оглядкой на ее состояние. Когда же героиня приходит в себя, полноценно общаться им мешает языковой барьер – но на качество фильма это нисколько не влияет.
Комментарии