Рецензии

Сериал «Мерзлая земля»: Народ против Светланы Ходченковой

В холодном неприветливом приморском городе на берегу в камышах обнаруживается труп девушки. Для поимки убийцы из самой столицы направляют специального человека – важного, сердитого и в костюме. Тот назначает основным подозреваемым таксиста, который в роковую ночь был на смене и якобы убитую подвозил. Даже целую серию подобных преступлений ему пришить норовит. Тем временем сожительница таксиста и его коллега по совместительству в виновность своего ненаглядного верить категорически отказывается и решает сама до истины докопаться.

«Мерзлая земля» Оксаны Карас («Хороший мальчик», «Доктор Лиза») вcя соткана из нестыковок и противоречий, что заметно уже с первых кадров. В открывающих титрах нам на протяжении минуты показывают темную поверхность какого-то водоема, по которой под тягучую музыку плавают многочисленные льдины. А затем вдруг возникает надпись «Мерзлая земля», вызывающая неожиданный диссонанс. Какая земля, в самом деле, если вода была только что? При чем здесь земля вообще? Непонятно.

Дальше диссонанса меньше не становится. По синопсису можно подумать, будто это еще один хмурый триллер про маньяка, коих у нас за последнее время нормально так расплодилось: «Фишер» недавно завершился, немногим ранее «Замерзшие» были, и так далее. Но нет. То есть да, но не совсем. «Мерзлая земля» – это не столько триллер про маньяка, сколько помесь теледрамы с чернухой про ужасы российской провинции.

Трудно пока сказать, есть ли вообще в сериале какой-то маньяк. Наличие оного, с одной стороны, подразумевается. С другой стороны, никак он после завязки себя не проявляет, и никто его толком не ищет. Важный человек из столицы (Юрий Чурсин), который, по идее, должен этим заниматься, особо в том направлении не чешется, а только строит хмурые гримасы и распекает местных следователей за некомпетентность. Главной героине (Светлана Ходченкова) тоже не до маньяка. Ее в первую очередь интересует, как бы вытащить из тюрьмы возлюбленного (Антон Филипенко). Для чего она мотается по городу и сталкивается с разными людьми, включая бывшего мужа (Андрей Бурковский), которые оказываются как на подбор тупыми агрессивными уродами.

Потребность в маньяке, соответственно, сама собой отпадает, и злодейские функции переходят к собирательному образу обитателей российской периферии. Все встречные, за редким исключением, тычут в героиню Ходченковой пальцем, гонят ее, хамят, чуть ли не в лицо плюют, шарахаются от нее, как от чумной. Словно она непосредственно причастна к тому, в чем ее кавалера обвиняет полиция. При этом сами, естественно, не особо праведный образ жизни ведут, у каждого в шкафу по скелету.

Сознательно ли создатели «Мерзлой земли» простых россиян выставляют сплошь мракобесами и мерзкими фарисеями? Пожалуй, вряд ли. Хотя время сейчас такое, всякое может быть. Тем более в списке сценаристов числится Мария Изюмова, которая прежде, среди прочего, работала над такого же плана чернухой – весьма тенденциозной картиной «Мама, я дома» одного из учеников Сокурова.

Однако, судя по общему уровню исполнения, ничего такого создатели «Мерзлой землей» не имели в виду. А банально не удосужились хоть немного усилий приложить, и поэтому получилось то, что получилось. Так здесь все откровенно вполноги написано, вполноги поставлено и вполноги сыграно, как в типовом поточном опусе для эфирного ТВ. Вплоть до того, что одним из многочисленных сюжетных костылей служит бомж, который спит на автобусной остановке с включенным мобильным телефоном в руке. А тут как раз будущей жертве маньяка, мимо прогуливающейся, очень надо позвонить. Ничего себе совпадение. Вот настолько всем причастным было наплевать, понимаете?

Всем, кроме художника по костюмам (слава ему!), нарядившего персонажа Максима Стоянова в шикарнейший, непостижимо уродливый свитер с огромным портретом медведя. Воистину луч света благородного коричневого оттенка в сером царстве унылого проходняка. Серьезно, на небе только и разговоров, что об этом свитере, как он бесконечно прекрасен. Вся художественная ценность сериала «Мерзлая земля» целиком в нем заключена. Иных причин смотреть его нет. Но ни с чем не сравнимое удовольствие от созерцания свитера с медведем однозначно стоит того, чтобы потерпеть бесплодные метания истеричной героини Ходченковой по однообразным пасмурным локациям.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

В «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится премьера спектакля «На дне»

13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…

5 часов назад

«УничтоЖанна»: Супергероика категории Ы

Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…

7 часов назад

В Театре Мимики и Жеста премьера – инклюзивный спектакль «Итак, мы начинаем!»

В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…

8 часов назад

Сокровища Урала в новом российском кино. Часть 2

В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…

10 часов назад

Объявлены лауреаты премии «МедиаБренд»

20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…

13 часов назад

Назови меня своим именем: Как телевидение завоевывает интернет

Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…

15 часов назад