На этой неделе в прокат вышла драма «Так сказал Чарли», рассказывающая о «девушках Мэнсона», до сих пор отбывающих пожизненный срок за резонансное убийство актрисы Шэрон Тейт и ее гостей, а также супругов Ла-Бьянка. Картину поставила Мэри Хэррон, в фильмографии которой нашлось место и ярким женским образам («Я стреляла в Энди Уорхола», «Непристойная Бетти Пейдж», мини-сериал «Она же Грэйс»), и серийным убийцам («Американский психопат»). «КиноРепортер» поговорил с постановщицей о разнице между Патриком Бэйтманом и Чарльзом Мэнсоном, о кровавом закате эпохи хиппи и о Федоре Михайловиче Достоевском.
— Чарльз Мэнсон в фильме получился убедительным, энергичным и по-настоящему жутким. Мэтт Смит был вашим единственным кандидатом на эту роль?
— Изначально мы хотели позвать Хоакина Феникса. Он бы тоже отлично сыграл, несмотря на то что старше Мэнсона в нашем фильме. Но он не захотел сниматься. Мы рассматривали других актеров, но после проб Мэтта Смита я поняла, что поиски можно прекратить.
— «Так сказал Чарли» — тяжелая криминальная драма. Не хотелось ли вам рассказать эту историю в виде хоррора по реальным событиям? Могла ли она стать жанровым продуктом, более коммерческим и упрощенным?
— Уверена, что из этих событий можно сделать и хоррор, но меня больше всего интересовала женская психология. Я хотела понять, как эти совершенно вменяемые девушки попали под влияние Чарли. Именно это мне и понравилось в сценарии Гвиневер Тёрнер (сценаристка «Непристойной Бетти Пейдж» и «Американского психопата» — прим. ред.): она решила сфокусироваться на женщинах, которые были вовлечены в преступления. А еще она сделала то, чего никто до нее не делал — рассказала об их жизни в тюрьме.
— А вы сами видите «девушек Мэнсона» убийцами или жертвами?
— Думаю, они были и теми и другими. Ими манипулировали, их эксплуатировали, но в то же время они сами были преступницами.
— В 1969 году вам было 16 лет. События, которые случились 9 августа (имеется в виду массовое убийство в доме актрисы Шэрон Тэйт — прим. ред.), действительно были шоком для всей страны? Старались ли вы отразить собственные воспоминания в фильме?
— Да, у меня совершенно точно был личный интерес в создании «Так сказал Чарли». Мое совершеннолетие пришлось на более позднюю стадию культуры хиппи, но даже подростком я чувствовала, что она была по-настоящему сексистской и репрессивной. Женщин видели либо как длинноволосых мадонн, пекущих хлеб на кухне, либо как беззаботных детей цветов, готовых заняться сексом со всеми, кто попросит. Культурными идолами были рок-звезды, даже среди тех мужчин, которые имели радикальные политические взгляды. Да, рок-звезды были и среди женщин, но в основном женщины несли функцию системы обслуживания для молодых мужчин-богов.
— Вы сняли фильмы о Бетти Пейдж, Валери Соланас и «Семье» Мэнсона, мини-сериал «Она же Грейс». Женщина в мире мужчин — одна из основных тем в ваших фильмах, поэтому хотелось бы узнать, что вы думаете о движении Me Too?
— Почти все женщины, которых я знаю, подвергались харрасменту в том или ином виде. Когда я только начинала работать на телевидении более тридцати лет назад, даже если женщин не притесняли напрямую, то им все равно приходилось мириться со снисходительностью и предрассудками. Можно было, конечно, просто игнорировать все это, но я все же думаю, что это наносило огромный удар по самооценке. Когда женщины начали говорить об этих вещах, для многих стало огромным облегчением узнать, что система действительно была нечестной, что к людям так относились, не потому что они того заслуживали. Что касается Me Too, то есть моменты, которые можно критиковать, но при этом нет сомнений в том, что движение создало гораздо более здоровую атмосферу для женщин в киноиндустрии. Теперь женщины знают, что если они пожалуются на абьюз, то их поддержат и их выслушают.
— В ваших фильмах вы часто обращаетесь к драматичным событиям и реальным людям из середины ХХ века. Намекаете, что мы пропустили важные уроки истории?
— Как говорится, историю пишут победители. Меня же интересуют истории забытых и маргинализованных людей. Мне повезло, что я живу в то время, когда такие истории могут получить больше внимания. Когда я начинала работать над фильмом о Валери Соланас («Я стреляла в Энди Уорхола» — прим. ред.), о ней не было почти никакой информации. Меня поразило то, что одна из самых загадочных и презираемых людей в тусовке Уорхола, известная только тем, что пыталась его убить, на самом деле была настолько блестящим и интересным человеком.
— Серийные убийцы популярны в США не меньше, чем рок-звезды. Они давно стали неотъемлемой частью американской поп-культуры. Кажется, что это чисто американский феномен, даже в Великобритании, на родине Джека Потрошителя, они не так популярны. Почему, как вы думаете?
— Я не уверена, что это так. В прошлом тоже были сказки и легенды о серийных убийцах. Взять хотя бы Синюю Бороду или Елизавету Батори. Неизвестно, насколько они правдивы, но их корни лежат в том же интересе людей к убийцам. Фильм Фрица Ланга «М убийца» рассказывал о реальном убийце детей. В Англии в 80-х был Йоркширский потрошитель, да и в России, думаю, были серийные убийцы. Тем не менее я согласна, что в Америке они играют большую роль в поп-культуре, чем где-либо еще. Не могу сказать, почему так вышло, но эти преступления пробуждают страх перед неизвестным от того, что кто-то может появиться из ниоткуда и нанести удар по самым невинным и мирным жизням. Это страх перед случайным и немотивированным злом.
— «Американский психопат» — один из главных фильмов 90-х про серийных убийц — за двадцать лет не растерял своей актуальности. Ваш новый фильм рассказывает о событиях пятидесятилетней давности. Что вам важнее и интереснее: дать свежий социальный комментарий, как в «Психопате», или вернуться к событиям прошлого?
— Мне оба варианты интересны. Не могу выбирать между ними. Кстати, даже когда я делала «Американского психопата», с момента выхода книги уже прошло несколько лет, а действие самого романа к тому же происходило в конце 80-х. Так что даже этот фильм имел историческую перспективу.
—Патрик Бэйтмен, безумный яппи с Уолл-Стрит, был идеальным лицом серийного убийцы 1990-х. А каким вы видите серийного убийцу 2010-х?
—Честно говоря, не думаю, что он бы отличался. Мы все еще живем в той же самой экономической системе, просто богатые делают еще больше денег, а Бэйтмен сейчас бы работал в хеджевом фонде. Он бы маскировался, на словах выступая за политкорректность. Серийный убийца 2010-х делал бы что-то в этом духе. Он бы притворялся, что разделяет все правильные взгляды в расовых и гендерных вопросах. Так часто делают хищники, будь то отдельные индивиды или корпорации. Теперь даже нефтяные компании рассказывают, как сильно они заботятся об окружающей среде.
— Кажется, вы идеальный режиссер для экранизации «Преступления и наказания». Не только потому что топор — сильный образ и в романе Достоевского, и в «Американском психопате». Не думали об этом?
— (Смеется.) «Преступление и наказание» — мой самый любимый роман, наверное. Я читала его три или четыре раза и планирую скоро перечитать снова. Но я бы не рискнула его экранизировать. В кино очень сложно показать внутренние переживания героя так, как это делал Достоевский. Хотя признаюсь, что кое-что украла из «Преступления и наказания» для «Американского психопата». Мне всегда нравилась игра в кошки-мышки, которую Порфирий Петрович ведет с Раскольниковым: описывая, как Раскольников мог совершить убийства, он смеялся затем и говорил: «Но так совершенно точно не могло случиться!». Я украла эту идею для одной из сцен с Бэйтменом и детективом.
— Кстати, а кто хуже, выдуманный Патрик Бэйтмен или реальный Чарльз Мэнсон?
— Бэйтмен был просто безумцем, а Мэнсон — еще и загадкой. Он вполне осознавал, что делал, так что, наверное, он был больше ответственен за свои поступки. Но оставаться один на один не хотелось бы ни с тем, ни с другим.
«Так сказал Чарли» в прокате с 30 мая.
Читать также: Зачем вы, девочки, маньяков любите? Рецензия на фильм «Так сказал Чарли»
Сценарист почти 40 фильмов. Художник-постановщик 20 картин. Актер, сыгравший более 70 ролей. Режиссер, поставивший в том числе оперу в La…
Стремительное развитие искусственного интеллекта – уже неизбежность. И взять его на вооружение поспешили разработчики новаций для домашнего кинотеатра. Знакомим вас…
Сегодня 60 лет исполняется старшему брату Мадса Миккельсена Ларсу. По этому поводу «КиноРепортер» решил вспомнить о других датских актерах, которые…
Как вам наверняка известно, Квентин Тарантино намерен снять ровно десять фильмов, после чего его славная режиссерская карьера благополучно завершится. До…
Ко Дню Победы телеканал «Мосфильм. Золотая коллекция» и Общероссийское общественное гражданско-патриотическое движение «Бессмертный полк России» проводят в телеэфире и соцсетях,…
Монтаж – настоящее таинство, в процессе которого сотни и тысячи кусочков отснятого материала собираются в единый кинопазл. Техник и приемов,…