Зачем вы, девочки, маньяков любите? Рецензия на фильм «Так сказал Чарли» | КиноРепортер
КиноРепортер > Рецензии > Кино > Зачем вы, девочки, маньяков любите? Рецензия на фильм «Так сказал Чарли»

Зачем вы, девочки, маньяков любите? Рецензия на фильм «Так сказал Чарли»

31 мая 2019 / Дмитрий Молчанов
Зачем вы, девочки, маньяков любите? Рецензия на фильм «Так сказал Чарли»

Тягучая драма о девушках Мэнсона и закате эпохе хиппи.

8 и 9 августа 1969 года члены секты Чарли Мэнсона «Семья» убили беременную актрису Шэрон Тейт и ее гостей, а также чету предпринимателей Лено и Розмари Ла-Бьянка. Спустя три года к девушкам-убийцам, исполнившим волю Чарльза Мэнсона (Мэтт Смит) и теперь отбывающим за это пожизненный срок в Калифорнийской женской тюрьме, наведывается аспирантка-волонтер Карлин Фэйт (Мерритт Уивер). Карлин занимается с местными заключенными литературой, философией и журналистикой, и Лесли «Лулу» Ван Хутен (Ханна Мюррей), Патриция «Кэти» Кренуинкел (Соси Бэйкон) и Сьюзан «Сэди» Аткинс (Марианн Рендон) становятся ее новыми подопечными. Фэйт пытается доказать (с помощью прогрессивной — феминисткой прежде всего — литературы) девушкам, что настоящая жизнь не имеет ничего общего с мэнсоновским зазеркальем, а те в ответ делятся с ней воспоминаниями о днях, проведенных на ранчо Спэна.

В этом году самому резонансному американскому убийству 60-х, положившему конец не только пребыванию на свободе Чарльза Мэнсона и членов его секты, но и эре хиппи, исполняется 50 лет. Не отметить такое событие кинематографисты, конечно, не могли, и если Квентин Тарантино воспользовался бесчинствами Мэнсона как иллюстрацией болезненного перехода в эпоху 70-х (и Нового Голливуда заодно), то Мэри Хэррон поместила «Семью» в центр тягостного, временами почти невыносимого для зрителя, но важного повествования. В основе сценария «Так сказал Чарли» — два увесистых нон-фикшена (в том числе и мемуары Карлин Фэйт), и это автоматически внушает доверие к картине, как и финальный титр, сообщающий, что девушки Мэнсона не имели никакого отношения к ее производству.

Вышеупомянутый титр содержит действительно важную информацию, поскольку капризная зрительская оптика вкупе с участливой (не всегда, но временам) авторской интонацией могут превратить «Так сказал Чарли» в попытку оправдать поступки Лулу, Кэти и Сэди, переведя все стрелки на изрядно демонизированного Мэнсона. Разумеется, все не так просто: Хэррон сняла вялотекущую, дотошную в плане внимания к мельчайшим деталям, но и вправду важную и познавательную драму.

В этой истории Чарльз Мэнсон вынесен на периферию сюжета, а главной фигурой становится Лесли Ван Хутен, которая сомневалась в правильности выбранного пути до последнего — до той самой секунды, как нанесла первый удар ножом лежащей на полу и связанной Розмари Ла-Бьянке (возможно, к тому моменту уже испустившей дух). Предмет исследования Хэррон (и, вероятно, Карлин Фэйт тоже) — не домэнсоновский бэкграунд и бредятина о тайных смыслах битловского «Белого альбома» и межрасовой войне, которые якобы превратили серых мышек в хладнокровных убийц. Постановщицу куда больше интересует процесс формирования собственной воли у Лесли Ван Хутен, в итоге открестившейся от всего, что навязал ей Мэнсон. Отслеживанием эволюции феминистского протеста Хэррон увлеченно занималась и в предыдущих своих работах — например, в дебютной ленте «Я стреляла в Энди Уорхола», рассказывающей об активистке Валери Соланас, и в недавнем мини-сериале «Она же Грэйс», снятом по роману Маргарет Этвуд. И если уж говорить о Чарльзе Мэнсоне как таковом, то выйдет, что «Так сказал Чарли», как и «Однажды… в Голливуде», — тоже кино со смещенным центром.

Впрочем, Мэнсона тут тоже предостаточно. Вот он деловито обучает Чарльза «Тэкса» Уотсона (Чейс Кроуфорд) куннилингусу, вот дирижирует оргией, а вот, мечтая о славе рок-звезды, исполняет перед продюсером Терри Мэлчером блеклую песенку «Look At Your Game, Girl» (спустя 24 года ее перепоют Guns N Roses на пластинке каверов «The Spaghetti Incident). Наконец, вот Чарли, мечась по амбару и размахивая ручищами в припадке мессианства, излагает свои бредовые апокалиптические идеи. Для оценки градуса безумия всего этого вполне достаточно, а для того, чтобы оказаться в центре внимания зрителя — нет: никакими гримасами и ужимками бесноватому псевдопророку не затмить вытаращенные глаза и отвисшую челюсть Лесли Ван Хутен — символа граничащей с идиотизмом наивности, которая стала приговором десятилетию открытий в поп-музыке, эзотерике и химии.

Ближе к финалу становится окончательно ясно, что Хэррон сняла картину об очередной схватке слепого рока с возможностью выбора: Лесли не раз задумывалась о том, чтобы пойти на попятный (и у нее были такие возможности), но все же взяла в руки нож и поплатилась за это остатком жизни за решеткой. Фантасмагорическая финальная сцена и вовсе превращает Лесли/”Лулу” чуть ли не в героиню библейской притчи — впрочем, не исключено, что сама она таковой себя и видела.

Если не считать вышеупомянутый эпизод в финале (спойлерить не будем), то это, безусловно, многое объясняющая в плане психологии зависимости сцена, в которой Мэнсон, раздосадованный неудачным прослушиванием у Мэлчера, начинает колотить Сэди прямо за ужином, вытащив ее из-за стола и повалив на пол. Заканчивается все, однако, поцелуями и объятиями, а спустя несколько секунд Сэди скажет Лесли, подошедшей утешить ее, следующую фразу: «Быть избитой любимым — все равно, что заняться с ним любовью».

  • «Хелтер Скелтер» — телефильм 2000 года, снятый по книге юриста Винсента Бульози, выступавшего на стороне обвинения в деле Мэнсона; Чарли здесь играет Джереми Дэвис — наверное, самый точный киношный Мэнсон из всех имеющихся на сегодняшний день;
  • «Водолей» — сериал с Дэвидом Духовны в роли полицейского детектива, который в 1967 году, занимаясь поисками пропавшей девушки, выходит на Чарльза Мэнсона;
  • «Я стреляла в Энди Уорхола» — дебютный фильм Мэри Хэррон и еще одно путешествие в конец 60-х.

«Так сказал Чарли»  уже в прокате. 

Читать также: Интервью с Мэри Хэррон: «Кое-что для «Американского психопата» я взяла из «Преступления и наказания»

Читайте также

Успею добежать до канадской границы: Рецензия на фильм «Путь: Во все тяжкие» Кино
11 октября 2019
Успею добежать до канадской границы: Рецензия на фильм «Путь: Во все тяжкие»

Netflix выпустил полнометражный эпилог культового сериала Винса Гиллигана. Последние сомнения в том, что «Во все тяжкие» — на самом деле неовестерн, развеялись как дым после выстрела.

Звуки зомби: Рецензия на фильм «Маленькие чудовища» Кино
11 октября 2019
Звуки зомби: Рецензия на фильм «Маленькие чудовища»

Не совсем традиционный гибрид хоррора и ромкома с Лупитой Нионго. Неровная в плане юмора история о преодолении инфантилизма на фоне зомби-апокалипсиса.

Смит против Смита: Рецензия на фильм «Гемини» Энга Ли Кино
10 октября 2019
Смит против Смита: Рецензия на фильм «Гемини» Энга Ли

Новый экшен с Уиллом Смитом как пример проходного боевика категории Б.

Дважды в одну реку: Рецензия на фильм «Дождливый день в Нью-Йорке» Вуди Аллена Кино
10 октября 2019
Дважды в одну реку: Рецензия на фильм «Дождливый день в Нью-Йорке» Вуди Аллена

Очередная картина выдающегося комедиографа, слишком похожая на другие его работы — несмотря на оригинальный сюжет.