Маски в кино – атрибут универсальный. Они могут скрывать настоящую личность или менять ее на какую-либо иную, даровать сверхсилу, устрашать недругов или прятать под собой страшные тайны. «КиноРепортер» вспомнил самые знаменитые маски на широких экранах, от хоккейной атрибутики до символа протестных движений.
Ганнибал Лектер – персонаж, вводящий в ступор одним своим видом. Леденящий кровь взгляд, пугающая невозмутимость и невероятно спокойный голос, которому трудно сопротивляться. Энтони Хопкинс создал злодея, который не нуждался в какой-либо огранке. Однако удивительным образом одна из сцен смогла усилить и без того устрашающий образ Лектера – эпизод, в котором персонажа сковывают ремнями и надевают на него ту самую знаковую маску. Благодаря ее дизайну все внимание зрителей сосредоточено то на безумном взгляде Ганнибала, то на его рте, скрытом за решеткой.
В основу маски легла обычная хоккейная экипировка, как у другого культового героя. Правда, в случае с Лектером реквизиту требовалось придать аутентичный вид. Художница по костюмам Коллин Этвуд обратилась за помощью к дизайнеру хоккейных масок Эду Кубберли, который понятия не имел, кто такой Энтони Хопкинс и что за фильм они снимают. Чтобы не перегружать мастера деталями, женщина описала персонажа так: «Ну, он псих, который ходит и кусает людей». И тогда Кубберли сразу подумал о наморднике. Он взял несколько фотографий цельных масок из стекловолокна, которые сделал до этого, затем нарисовал контур, а после завершил работу наброском, который сразу же отправил по почте.
По сути, маска Лектера – это нижняя половина старой вратарской маски. К ней Кубберли добавил решетку у рта, чтобы она выглядела зловеще. Скульптор также предложил отделу реквизита оставить оригинальный зеленовато-коричневый цвет, чтобы маска выглядела так, будто ее сделали в тюрьме, где содержался Ганнибал. Продюсерам эта идея понравилась, чему Эд был несказанно рад. Особенно после того, когда лента собрала несколько «Оскаров», а сама маска стала неотъемлемой частью образа Лектера.
«Маска» пришла в кино из комиксов. В отличие от экранизации оригинальная история представляла собой безбашенный комедийный хоррор, в котором невротичный мужчина Стэнли Ипкисс покупает в магазине старую нефритовую маску, а после устраивает в городе хаос и вакханалию. Откуда взялась магическая находка, дающая владельцу суперспособности, в комиксе не объяснялось.
А вот фильм дал зрителям частичный ответ на вопрос, сославшись на скандинавскую мифологию. Маска в теории принадлежала богу озорства Локи, который оказался заточен в собственном артефакте. Этим и объяснялось эксцентричное поведение тех, кто ее надевал. В киноверсии маска была сделана с овальными прорезями для глаз и рта и металлической частью с выбитой на ней буквой L. Для создания основы специалисты использовали окрашенную в разные оттенки зеленого смолу, расписанную так, чтобы внешне она напоминала текстуру дерева.
Иронично, что именно маска из сатирического слэшера затмила знаменитых хоррор-предшественников и долгое время оставалась одним из главных хэллоуинских атрибутов. Причем изначально, за несколько лет до премьеры фильма, «Призрачное лицо» как раз и было сделано для продажи в преддверии Дня всех святых. Маску изготовила компания Fun World в начале 1990-х. Тогда она называлась The Peanut-Eyed Ghost, что можно перевести как «призрак с глазами в форме арахиса». В основу первоначального дизайна лег образ плакальщицы с более выразительной агонией.
Одно время находку приписывал себе Уэс Крэйвен, утверждавший, что именно он нашел маску. Как оказалось, «Призрачное лицо» на самом деле обнаружила продюсер фильма Марианн Маддалена. В процессе поиска локаций для съемок она посетила дом, где снималась лента Альфреда Хичкока «Тень сомнения». И уже в ходе изучения реквизита создатели узнали о его принадлежности к компании Fun World, с которой Крэйвену пришлось договариваться об использовании маски в своем проекте.
Создатели слэшера слегка скорректировали ее дизайн, но окончательно его утвердили уже в процессе съемок. Поэтому в некоторых сценах внимательный зритель может заметить другую маску, которую Крэйвен на основе понравившегося концепта предусмотрительно попросил сделать знакомых из KNB Effects. Компания в дальнейшем будет работать над телевизионной франшизой «Ходячие мертвецы».
Серия «Миссия невыполнима» известна не только головокружительными и почти невозможными трюками Тома Круза. Другая отличительная черта шпионской франшизы с самого ее зарождения – латексные маски. Итан Хант (и другие герои) не раз обманывали персонажей и публику, используя маскировку и притворяясь ключевой целью, чтобы извлечь нужную информацию или выполнить очередное суицидальное задание.
Современному зрителю, знакомому с серией только по фильмам, секрет изготовления масок раскрыли далеко не сразу. Спустя пару картин выяснилось, что устройство по производству маскировки представляет собой чемоданчик с датчиками и 3D-принтером внутри. В него загружаются модели внешности, агента и цели, после чего гаджет готовит маску с внешним слоем и внутренним, чтобы она органично крепилась к лицу носителя.
В реальности шпионская маскировка изготавливалась благодаря совместной работе монтажеров, гримеров и мастеров по спецэффектам. Ходят слухи, что к началу 1990-х у ЦРУ уже имелась собственная технология создания масок, на которую частично и опирались авторы киношной серии. К слову, к программе разведовательного управления был приписан эксперт по протезному гриму Джон Чемберс, ответственный за дизайн ушей Спока и работу над масками в «Планете обезьян» (1968).
Под катакомбами Парижской оперы скрывается загадочная фигура в маске, наводящая ужас на героев французского романа 1910 года. Знаменитое произведение Гастона Леру переносили на малые и широкие экраны более 30 раз на самых разных языках. И во многих адаптациях дизайн культовой маски различался. В книге Эрик упоминает, что носил в детстве черный аксессуар, потому что его мать не могла смотреть на его похожее на череп лицо. Однако, например, в фильме 1943 года с Клодом Рейнсом в главной роли персонаж носит голубовато-белую маску, украденную из костюмерной.
Самой узнаваемой версией стала белая полумаска Призрака оперы из великолепного мюзикла Эндрю Ллойда Уэббера 1986 года. Изначально это была полноценная модель, но у нее имелся один недостаток – она заглушала пение артистов. Театральная художница Мария Бьорнсон решила проблему креативно: женщина разделила реквизит пополам, таким образом дополнительно подчеркнув надлом героя. За работу над мюзиклом дизайнер удостоилась двух премий «Тони». А сама постановка легла в основу фильма Джоэла Шумахера 2004 года.
Если и существует в мире самая народная маска, то это, бесспорно, маска Гая Фокса из «V» значит Вендетта». Она трансформировалась в анархический бренд и стала не просто обязательным аксессуаром, а целым символом протестных движений. В первую очередь, в западных странах. Например, маску часто используют члены хактивистской группы Anonymous, начиная с 2008 года, когда стилизованный Гай Фокс начал массово ассоциироваться с движением после акции протеста против Церкви Саентологии.
И в очередной раз запоминающийся дизайн пришел из комиксов. «V» значит Вендетта» – экранизация одноименного графического романа великого Алана Мура. Иллюстратором истории стал Дэвид Ллойд, который и придумал в 1980-е ту самую маску главного героя. Художник размышлял об анархизме, и в голову ему пришла любопытная мысль: использовать историческую личность для придания персонажу нужного колорита. Он изобразил Ви как воскресшего Гая Фокса в плаще, конической шляпе и маске из папье-маше. Известный своей категоричностью Мур ответил на идею коллеги так:
«Все разрозненные фрагменты в моей голове внезапно встали на свои места, объединившись в изображение маски Гая Фокса».
Запомнился зрителем и другой харизматичный поборник морали Алана Мура – Роршах из «Хранителей». По сюжету, его «чернильная» маска была сделана из особой ткани: симметричные узоры на ней выстраивались под воздействием температуры и давления, а получившиеся рисунки всегда были симметричны. Жидкости внутри находились в постоянном движении, однако черный и белый цвета никогда не смешивались, лишь иногда образуя серый цвет. Роршах нашел необычный материал, когда работал у портного. Как позже выяснится, над его созданием корпел Доктор Манхэттен. Из ткани сшили платье, от которого клиентка отказалась в последний момент. Роршах взял его себе и переделал в свое «настоящее лицо».
Даже с текущими технологиями сделать такую маску довольно проблематично. А для конца нулевых и подавно. Поэтому для создания динамических пятен Зак Снайдер обратился к любимому CGI. Джеки Эрл Хейли, исполнивший роль Роршаха, носил на съемках латексную маску с 30 встроенными датчиками, которые отслеживали мимику актера. Когда дело дошло до графики, аниматоры неожиданно для себя узнали, что настоящие пятна Роршаха защищены авторским правом. Пришлось обращаться в художественный отдел, чтобы тот придумал 15 уникальных рисунков, похожих на оригинальные. На создание графики для маски у аниматоров ушло восемь месяцев, поскольку им приходилось учитывать много нюансов, включая скрупулезное сопоставление движущихся узоров с эмоциями Хейли.
С 2 по 5 декабря Санкт-Петербург будет принимать гостей VIII Международного кинофестиваля «Влюбленные в искусство». В этом году в программу…
Снять фильм – не раз плюнуть. Ведь помимо финансов нужно найти достойную команду и актерский состав, не говоря уже о…
Как говорится, талантливый человек талантлив во всем. Зрители знают Эмира Кустурицу прежде всего как талантливого режиссера, подарившего нам такие замечательные…
С 18 по 27 октября Санкт-Петербург принимал гостей фестиваля «Послание к человеку», который собрал кинематографистов со всех уголков света. Однако…
Немногие найдут Уганду на карте Африки. И не каждый отважится махнуть в эту страну, одну из беднейших в мире, в…
Смерть порою кардинально меняет жизнь. Причем не только того, кого она постигла, но и окружающих. После смерти жизнь нередко становится…