Великий комбинатор из канадской деревни, священник из ирландской глуши и киллер в плену «долбаного Брюгге».
67-летний Брендан Глисон недавно получил первую в жизни номинацию на «Оскара» – за трагикомедию «Банши Инишерина», хотя незабываемых ролей этот могучий ирландец исполнил не один десяток. Он снимался у Стивена Спилберга, Дэнни Бойла, Мартина Скорсезе, Мэла Гибсона, Ридли Скотта, Итана и Джоэла Коэнов и братьев МакДона, а также сыграл одного из колоритнейших героев во франшизе «Гарри Поттер» (мракоборца Грозного Глаза Грюма). В любом жанре Глисон чувствует себя абсолютно в своей тарелке. Ну а мы предлагаем восхититься мастерством Брендана с гидом по его ярчайшим ролям, каждая из которых – жемчужина редкой красоты.
«Генерал» (1998)
Энергичный рассказ о реально существовавшем криминальном авторитете Мартине Кэхилле, известнейшем преступнике в ирландской истории. В ленте классика Джона Бурмена («Избавление») ведущая партия досталась Брендану Глисону, похожему на Кэхилла как две капли воды. В юности Мартин попался с поличным на краже со взломом и надолго присел. А когда вновь оказался на свободе, принялся грациозно обносить дома богачей под музыку Вана Моррисона и грабить банки, лихо улепетывая от преследователей на байке. В итоге Кэхилл возглавил целую бандитскую группировку, но в 1994-м его путь к вершинам преступного мира оборвали выпущенные в упор пули «Магнума».
Обласканная критиками роль трикстера не принесла Глисону крупных наград, хотя все в один голос прочили ему как минимум номинацию на «Оскара». Брендану удивительно к лицу образ изобретательного, неуступчивого воротилы, который с ранних лет осознал, что хорошими делами прославиться нельзя. Вот он и штампует темные делишки одно за другим, ратуя при этом за социальную справедливость и равный раздел добычи между приспешниками. На съемках Глисон по наущению Бурмена впустил в себя тьму, обретя вдохновение в эпизодах своего непростого взросления на улицах Дублина, и вскоре стал страдать от кошмаров. Высокая, но неизбежная плата за мастерство.
«Залечь на дно в Брюгге» (2007)
Полнометражный режиссерский дебют Мартина МакДоны, мигом ставший культовым и с годами ничуть не растерявший своего мрачноватого обаяния. После печального инцидента на очередном заказе киллеры Кен (Брендан Глисон) и Рэй (Колин Фаррелл) отправляются из Лондона в бельгийский Брюгге – в ссылку, по сути. Отсидеться, передохнуть, а заодно видами да пивком насладиться. Шебутной Рэй считает Брюгге той еще дырой. А уравновешенный Кен честно пробует вжиться в шкуру туриста и с удовольствием катается на лодочке по живописным каналам. Не подозревая, что старуха с косой уже крадется за ними по пятам.
Талант Глисона – как, собственно, и в «Банши Инишерина» – раскрывается здесь на контрасте с гиперактивным Фарреллом. По сравнению с ним Брендан держится с благородной сосредоточенностью, хотя в душе его так и кипят страсти. Кен проходит своеобразный путь самурая, жертвуя собой ради спасения друга, а Глисон в роли наемного убийцы умудряется выглядеть покладистым, своим в доску парнем. Среди всех маргиналов из «Залечь на дно в Брюгге» этот помятый мужичок в стариковском пальто – наиболее принципиальная, а потому трагичная и величественная фигура.
«Навстречу шторму» (2009)
Роли больших политиков – вызов для любого артиста. Причем старания звезд не всегда помогают спасти фильм. «Буша» Оливера Стоуна, например, без слез и не вспомнишь, хотя одиозный президент из Джоша Бролина получился вполне аутентичный. А вот «Темные времена» Джо Райта – не только мощная драма, но и превосходный мастер-класс Гари Олдмана, завоевавшего первый (и, видимо, последний) «Оскар» за роль Уинстона Черчилля. Снятая для HBO лента «Навстречу шторму», опять-таки про Черчилля, в народе менее популярна, но перформанс Брендана Глисона здесь удался на славу.
Вообще это сиквел картины 2002 года, которая называлась просто «Черчилль»: тогда Альберт Финни удостоился «Эмми» и «Золотого глобуса» за главную мужскую роль. В случае с Глисоном дело ограничилось лишь «Эмми», но вы только гляньте, как он велик и могуч в образе британского премьер-министра, вспоминающего свою жизнь до и во время Второй мировой войны. Его массивная фигура, страстные монологи, нервная мимика, которую никакой грим не в силах сковать, так и пышут бешеной харизмой, достигающей апогея в особо пронзительные моменты. Прежде всего, конечно, на знаменитой речи We shall never surrender. Ну а спустя 11 лет Глисон вернулся, так сказать, на политический олимп и сыграл… Дональда Трампа в мини-сериале «Правило Коми» (2020).
«Однажды в Ирландии» (2011)
«Я ирландец. Расизм – часть моей культуры!»
Блеснув под началом Мартина МакДоны, Брендан Глисон переметнулся к его старшему брату Джону Майклу. Его дебют «Однажды в Ирландии» – чуть менее культовое кино, чем «Залечь на дно в Брюгге», и однозначно скорее драма, чем комедия, хотя абсурда с неполиткорректными шутками здесь тоже в избытке.
Глисоновский сержант Джерри Бойл – «скромный сельский никто», как он сам себя называет, – саркастичный коп из ирландской глуши. В разгар расследования он может легко взять выходной и снять проституток, стащить у жертвы автокатастрофы таблетки и тут же ими закинуться или просто слинять в паб. При этом Джерри всячески поддерживает тяжелобольную мать, наотрез отказывается брать взятки и становится верным напарником агента ФБР Уэнделла Эверетта (Дон Чидл), дабы совместными усилиями вывести на чистую воду подлых наркоторговцев.
Грубоватый страж порядка, которому не чуждо ничто человеческое, – идеальный персонаж Брендана Глисона. Врожденное добродушие, скрытое под маской напускного цинизма, отличает многих героев замечательного ирландца, но в Бойле язвительность, остроумие, бунтарский нрав и сердечность перемешаны в максимально гармоничных пропорциях. Сам Глисон вообще считал Бойла довольно мягким человеком, который пошел в полицию, чтобы доказать свою мужественность. А-ля Гэри Купер в «Ровно в полдень» – недаром финальная перестрелка из «Однажды в Ирландии» напоминает аналогичные сцены из классических вестернов.
«Голгофа» (2013)
Второй совместный проект Брендана Глисона и Джона Майкла МакДоны. «Голгофа» открывается крупным планом задумчивого Глисона в образе священника отца Джеймса, к которому является на исповедь очередной прихожанин. И рассказывает душераздирающую историю о том, как в детстве его изнасиловал другой служитель церкви. А затем обещает убить отца Джеймса в следующее воскресенье, чтобы всех шокировать. Лица прихожанина мы не видим, но священник знает, с кем имеет дело. Вот только разоблачить его не может – из-за тайны исповеди.
«Прекрасный человек. О нем слова дурного не услышишь» – так характеризует отца Джеймса эксцентричный богач в исполнении Дилана Морана. При этом он, что называется, абсолютно нормальный мужик. По вечерам потягивает пивко в пабе, рассекает по округе на ярко-красной машине с открытым верхом, торчит на берегу с удочкой. Когда доходит до ручки – хватает пистолет и палит по бутылкам, а после кабацкой драки смывает кровь с разбитых костяшек.
Эту роль частенько признают сильнейшей в карьере Глисона – и не без оснований. Насупленный Брендан в рясе священника поистине монументален: воплощение нерушимости принципов и готовности идти до конца ради того, что кажется ему правильным. Отцу Джеймсу, вероятно, недолго осталось. Но он не тратит драгоценные часы на страдания, а старается напоследок поддержать тех, кто нуждается в его помощи. В первую очередь дочь Фиону (Келли Райлли из «Йеллоустоуна»). Глисон говорил, что работа над ролью вышла на редкость напряженной, но результат того стоил. Мощь нереальная.
«Большая афера» (2013)
Колоритная сельская байка с цитатой из «Бриллиантовой руки» (помните рыбалку на Белой скале?). Место действия – крошечная деревушка в канадской провинции Ньюфаундленд и Лабрадор. В оригинале она зовется Tickle Head, а на русский язык ее название дублировали как… Гадюкино. Жители мечтают об открытии завода и новых вакансиях. Для этого требуется постоянно проживающий здесь врач. Вскоре появляется подходящий кандидат – хирург по имени Пол (Тейлор Китч), которого шантажом вынуждают провести в Гадюкино месяц. И пытаются убедить, что лучшего места на всей планете не сыскать.
Брендан Глисон сыграл предприимчивого мужичка Мюррея, который всю эту кашу и заварил. От него ушла жена – уехала на работу в город. Вот он и развлекается, изобретая все новые способы привязать Пола к Гадюкино. Как вариант – включить в меню паба его любимое блюдо или научить местных дедов рубиться в крикет. Бородатый Брендан явно кайфует от роли симпатичного пройдохи, который без задней мысли мухлюет с чеками и дурит наивному парню голову, а в свободную минуту может пьяным улечься на травку и уставиться на луну. Жить, как известно, хорошо. А хорошо жить – еще лучше!
«Банши Инишерина» (2022)
Последний на данный момент актерский триумф Брендана Глисона, обеспечивший ему первую в карьере номинацию на «Оскара». И это в 67 лет! Где вы, спрашивается, раньше-то были, товарищи киноакадемики. Трагикомедия «Банши Инишерина» посвящена закадычным друзьям, живущим на уединенном островке у западного побережья Ирландии. На дворе 1923 год. Конец Гражданской войны не за горами, однако параллельно на острове вспыхивает другой конфликт: Колм (Глисон) внезапно решает, что не хочет иметь с Падриком (Колин Фаррелл) ничего общего. И грозит за каждую попытку бывшего приятеля сблизиться с ним отрезать себе по пальцу.
Рядом со взвинченным Фарреллом, чьи брови живут своей жизнью, убийственно спокойный Глисон кажется отталкивающим бирюком. Хотя его герой просто защищает свои границы – предельно понятное желание в наши дни, учитывая, что мир еще не до конца оправился от пандемии. Общая изоляция острова Инишерин превращается для Колма в самоизоляцию, когда былая дружба уступает место отчаянию и безнадежности, и даже пинта темненького не способна что-либо изменить. Интересно, что работу над образом Колма Глисон сравнивал с участием в упомянутом «Генерале», где он тоже снимался без грима и мог в большей степени быть собой, чем, скажем, в фильме про Черчилля.
«Это показалось мне чертовски освобождающим, – признался Брендан. – Поскольку, когда я играл Колма, мне было просто плевать. Абсолютно на все».
Комментарии