Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors
Search in posts
Search in pages
Слушать подкаст
|
КиноРепортер > Кино > Спутник кинозрителя: Говорит и показывает Луна

Спутник кинозрителя: Говорит и показывает Луна

10 октября 2022 /
Спутник кинозрителя: Говорит и показывает Луна
Фото: Mary Evans/ТАСС

Спутник Земли – как символ, источник вдохновения и полноценный герой.

Словно кинопрожектор, Луна сегодня светит ярче обычного. Все потому, что на небе, хоть и такое привычное, но каждый раз завораживающее зрелище – ночное светило вошло в свою полную фазу.

Неудивительно, что спутник Земли вдохновлял художников, поэтов, писателей и режиссеров – как мистическим светом, заливающим темное небо, так и глубоким символизмом, корни которого уходят вглубь времен. «КиноРепортер» решил проследить, как образ Луны и ее ежедневно меняющееся обличье влияли на сюжет известных фильмов.

«Путешествие на Луну» (1902)

Кинематограф ворвался в жизнь людей так же стремительно, как въезжал поезд на вокзал Ла-Сьота́ в 1896 году в легендарном фильме братьев Люмьер. Чтобы обрасти жанрами, спецэффектами и целой индустрией, кино понадобилось меньше 10 лет – благо над этим трудились и видные ученые вроде Томаса Эдисона, и художники, и бизнесмены, осваивающие глухие земли Голливудских холмов.

Именно так в 1902 году появился первый фантастический фильм «Путешествие на Луну» Жоржа Мельеса. 15-минутное кино рассказывает о возможности полета на Луну и, собственно, показывает (как может в начале XX века) сам полет. Наивное по меркам 2022 года зрелище несоизмеримо с эффектом, который публика испытала тогда. Получается, если зритель видит это на черно-белом экране, может, наступят и те времена, когда это случится по-настоящему?

Этот фильм подарил надежду, что все возможно, и стал одним из предвестников глобальных технических перемен. За 67 лет до первых шагов Армстронга по лунной поверхности, в том числе и благодаря этому фильму, обычные люди могли задать себе вопрос: «А действительно ли Луна так недосягаема, как кажется?» И ответ на него был вполне однозначен.

«Во власти Луны» (1987)

Что говорить об искусстве и кино, если влияние Луны на человека изучает даже медицина? Правда ли, что полная Луна обостряет нашу тревожность, эмоции и заставляет быть немного не в себе? Картина Нормана Джуисона «Во власти Луны», получившая в 1988 году три «Оскара» (за лучшую женскую роль, женскую роль второго плана и сценарий), рассказывает об экспрессивных итальянцах, которые не в силах сдержать свою любвеобильность во время полнолуния.

Адюльтер, страсть и пылкие поцелуи – герои Шер (которая, кажется, за эти 35 лет не сильно изменилась), Николаса Кейджа и других живут яркими мгновениями ночи, поддаваясь, как они думают, влиянием небесного светила. Они инфантильно перекладывают ответственность за свое импульсивное поведение и безрассудство на ни в чем неповинный спутник Земли… Но не торопитесь их осуждать. Задумайтесь прежде, сколько раз вы сами сваливали все на ретроградный Меркурий?

«Голос Луны» (1990)

Последний и самый сложный фильм великого итальянского романтика Федерико Феллини. Снятый будто в агонии, он соединил в себе все плохое и хорошее, что режиссер находил в жизни, женщинах и искусстве. Луна здесь – центр сюжета. Герои, страдая от бессонницы, ходят вокруг нее, молятся на нее и не могут отвести глаз, а в конце концов ловят и притягивают на Землю.

Известно, что Луна в традиционной астрологии – женский символ. И в этой картине Феллини отдает ей традиционно женскую роль – коварной соблазнительницы, одурманивающей главного героя. Можно ли ей доверять? Скорее нет, ведь сияние этой первой красавицы в маленькой итальянской деревушке обязательно погубит влюбленного в нее мужчину. Интересно, что образ Луны дублируется в фильме реальным персонажем – девушкой Альдиной, чувства к которой приводят главного героя к глубокому разочарованию в женщинах.

«Шоу Трумана» (1998)

Как и все искусственное, Луна в фильме Питера Уира (три «Золотых глобуса» – за лучшую мужскую роль, мужскую роль второго плана и саундтрек), с одной стороны, подчеркивает несовершенство и неестественность обстановки, в которой живет герой Джима Керри, а с другой – дает ему очевидную подсказку, которая может привести его к желанной свободе.

В фильме каждая фаза спутника нашей планеты отражена в визуальном ряде, а ближе к финалу Луна вошла в свою полную форму, подчеркивая кульминацию. Если бы Труман знал чуть больше об устройстве Солнечной системы, он бы раньше догадался о мире-фальшивке, в который его поместили против его воли, ведь Луна на созданном продюсерами небе находилась в неправильном месте – рядом с Солнцем, а в полнолуние должна быть ровно напротив звезды. 

«Магия лунного света» (2014)

Иллюзионист-скептик, зарабатывающий зрелищным мастерством, против лжемедиума, которая пытается разбогатеть, «общаясь» с духами. Никакой мистики! Оба главных героя фильма Вуди Аллена в исполнении Колина Ферта и Эммы Стоун, несмотря на «волшебные» профессии, ничего не знают о магии, а живут вполне себе приземленными проблемами: удачно выйти замуж и жениться, обеспечить безбедное будущее и защитить репутацию.

Но есть и третий персонаж, едва заметный сквозь едкий юмор и ехидные высказывания героев, которым суждено стать возлюбленными. И этот герой – Луна. Она здесь как круглолицая и добродушная сваха растопила лед и объединила две противоположности, чтобы каждый нашел в себе силы поверить в ее магию, переступив взамен через личные, уже отжившие свое убеждения.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Комментарии  

Комментарии

Загрузка....
Вы все прочитали

Next page

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: