Драконы, феи, тролли, прекрасные принцессы и бесстрашные воины в сказочных историях на все времена.
Что может быть уютнее, чем морозным зимним вечером заварить чашечку горячего чая с медом, закутаться в пушистый плед, завалиться на диван и включить старое-доброе фэнтези, которое позволит на пару часов забыть обо всех бедах? Правильно, ничего. Мы тоже так решили. Поэтому нет времени объяснять: вперед, в сказочные края, навстречу приключениям, подвигам, сражениям и романтике! Эти 5 путевок в волшебные миры, из которых не захочется возвращаться, – специально для вас.
«Бесконечная история» (1984)
Годы летят. Тренды меняются. Но до сих пор редкая картина в жанре фэнтези может сравниться с этой чарующей сказкой, которую, как ни странно, снял мастер брутальных триллеров Вольфганг Петерсен («Враг мой», «На линии огня»). Мальчик Бастиан (Бэррет Оливер) страдает после смерти мамы, рисует в тетрадках единорогов и регулярно отхватывает от школьных хулиганов. Спасаясь от шпаны, он попадает в антикварный книжный и похищает у букиниста древнюю книжку «Бесконечная история» – сама лента, собственно, основана на одноименном романе.
Первые же страницы переносят Бастиана в страну Фантазию, которой угрожает надвигающееся Ничто. Оно отравляет сердца людей отчаянием и стирает все на своем пути. Императрица, способная побороть загадочную напасть, неизлечимо больна. На подмогу спешит юный воин Атрейо (Ноа Хэтэуэй), избранный для великой миссии: выяснить, как спасти Императрицу, и остановить Ничто. Большая часть событий разворачивается в параллельной вселенной, но обычный земной мальчишка Бастиан чувствует себя важным участником волшебной трагедии. И ощутимо влияет на происходящее.
Автор книги «Бесконечная история» Михаэль Энде фильмом остался крайне недоволен, что заставляет всерьез усомниться в его адекватности. Как можно в здравом уме предъявлять претензии этому шедевру, в мире которого обитают огромные лупоглазые улитки, громадные летучие мыши, симпатичные каменные тролли и, конечно, пушистый дракоша Фалькор с ресничками? Даже зловещий волчара Гморк, желающий прикончить Атрейо, – и тот чудо как хорош. Потрясающее кино, напоминающее о жизненной необходимости мечтать и творить. У Фантазии воистину нет границ.
«Легенда» (1985)
С какими фильмами у вас ассоциируется творчество Ридли Скотта? «Чужой». «Гладиатор». «Бегущий по лезвию». «Тельма и Луиза», на худой конец. Но никто и никогда не вспоминает приключенческое фэнтези «Легенда», хотя оно достойно лишь комплиментов. В «Бесконечной истории» зло было нематериально. Здесь же некий Повелитель Тьмы сходу объявляет себя главным антагонистом и призывает на службу порождения мрака, дабы навеки погасить солнечный свет. Для осуществления гнусного замысла нужно истребить благородных единорогов, которые защищают людей от злых сил. И вот мерзкие гоблины, верноподданные Повелителя, выходят на тропу войны.
Том Круз в роли лесного бродяги Джека надевает доспехи, хватает меч и возглавляет сопротивление. Помогают ему в этом нелегком деле очаровательная принцесса и маленькие лесовики. С одной стороны, «Легенда» – романтичная сказка, где красотка мечтает о кавалере на белом коне, а в итоге получает в спутники будущую суперзвезду Голливуда. С другой – сказка-то вышла довольно страшной, особенно для зрителей младшего школьного возраста. Чего стоит хотя бы инфернальный Тим Карри в облике адского Сатаны с маниакальным хохотом. Или отвратительная фея, питающаяся падалью. Или противные гоблины.
Ридли Скотт шлифовал сценарий «Легенды» одновременно с работой над «Бегущим по лезвию», вдохновлялся мрачными творениями братьев Гримм, использовал музыку Джерри Голдсмита из «Психо 2» – детское кино он явно не снимал. По крайне мере, на первых порах. Но в конце концов был вынужден пойти на компромисс со студийным руководством и «одиснеить» картину, упростив сюжет и сделав общую тональность менее угрюмой. Хардкорные фаны Скотта не отказались бы от оригинальной версии, но в нынешнем виде «Легенда» куда больше походит на фэнтези для всей семьи.
«Принцесса-невеста» (1987)
«Здравствуй. Меня зовут Иниго Монтойя. Ты убил моего отца. Приготовься умереть».
Завязка этой ленты Роба Райнера отчасти рифмуется с «Бесконечной историей». Дедушка в исполнении Питера «Коломбо» Фалька читает больному внучку книжку «Принцесса-невеста», написанную неким… Моргенштерном. Ее героиня – девушка по имени Баттекап (Робин Райт), разлученная с бойфрендом, фермером-простачком Уэстли (Кэри Элвес). Пока он пропадает в далеких морях, Баттекап отбивается от ухаживаний настырного принца Хампердинка (Крис Сарандон). Но ни расстояния, ни особы голубых кровей не в силах помешать воссоединению влюбленных!
Сказочные истории часто писали, а фильмы снимали те, от кого этого стоило ждать в последнюю очередь. Вот и сценарий «Принцессы-невесты» внезапно создал дважды оскароносный автор Уильям Голдман, которому мы обязаны, например, вестерном «Буч Кэссиди и Сандэнс Кид» и журналистской драмой «Вся президентская рать». Когда у него родились две дочки, специально для них он и придумал волшебную историю о белокурой красавице, ее бравом ухажере, добродушном верзиле Феззике (Андре Гигант) и, разумеется, мушкетерского вида фехтовальщике Иниго Монтойе (Мэнди Пэтинкин), чья коронная фраза (см. эпиграф) вошла в золотой фонд великих киноцитат.
«Принцесса-невеста» – романтичное и куртуазное фэнтези плаща и шпаги, где противники всячески обмениваются любезностями, прежде чем сойтись в схватке, и периодически говорят стихами. При этом жанровые каноны дружелюбно высмеиваются устами упомянутого внука, который требует пропустить сопливые сцены с поцелуями и поскорее перейти к сражениям. Из-за подобного вольнодумства картина не стала хитом в прокате и собрала лишь $30 млн, но впоследствии обрела культовый статус за счет релизов на VHS и DVD. А гипнотический саундтрек, записанный Марком Нопфлером из Dire Straits, в отрыве от фильма кажется не менее чарующим.
«Уиллоу» (1988)
Группа человечков невысокого роста отправляется в опасное путешествие, охраняет ценный груз, прячется от черных всадников и хочет как можно скорее вернуться домой. Причем отснято все это на живописных просторах Новой Зеландии. Удивитесь, но речь не о «Братстве кольца», а о фэнтези Рона Ховарда «Уиллоу», где вместо хоббитов фигурируют нелвины в исполнении 220 артистов-карликов, а ценным грузом является новорожденная девочка. Которая, согласно древнему пророчеству, должна положить конец тирании зловредной королевы Бавморды (Джин Марш).
Идею этой картины еще в 1970-х разрабатывал Джордж Лукас. Но дело сдвинулось с мертвой точки лишь в следующем десятилетии, когда на съемках «Возвращения Джедая» (1983) юный Уорвик Дэвис облачился в костюм одного из эвоков вместо захворавшего Кенни Бейкера (он же – дроид R2-D2). Так грядущая лента обрела своего героя, отважного нелвина Уиллоу, который покинул родные края ради спасения незнакомого ребенка в компании воина Мэдмартигана (Вэл Килмер). Легкомысленного типа со вздорным нравом, но чистой душой.
Идеальное фэнтези по многим параметрам выглядит так. «Уиллоу» – славная, красочная, захватывающая сказка, не обремененная сложной мифологией и философией. Зато с четко очерченными границами добра и зла и виртуозными визуальными эффектами, над которыми не покладая рук трудились кудесники из лукасовской студии Industrial Light & Magic. Соответствующий «Оскар» в итоге завоевал «Кто подставил кролика Роджера», но «Уиллоу» вывел жанр фэнтези из финансовой ямы, заработав $137,6 млн при бюджете $35 млн, и заслуженно стал классикой. Хотя оправдать появление многосерийного сиквела мы, признаться, не в силах.
«Десятое королевство» (1999)
Если бы кому-то понадобилось отменить все произведения в жанре фэнтези и оставить одно, наиболее исчерпывающее, им стало бы не то, о чем вы подумали. А завораживающий мини-сериал «Десятое королевство», который на 7 часов уносит от забот в мир волшебства, оживших сказочных героев и переосмысленных классических легенд. Однажды официантка Вирджиния (Кимберли Уильямс-Пэйсли) сбивает на велосипеде ретривера, а тот оказывается заколдованным принцем. С помощью магического зеркала они отправляются в параллельную реальность, где им предстоит вернуть принцу человеческий облик и проучить Злую Королеву (Дайэнн Уист).
Любой персонаж «Королевства» – самобытная личность и абсолютно культовая фигура. Будь то папа Вирджинии Тони (Джон Ларрокетт), добродушный, слегка глуповатый дворник. Или коварный Волк (Скотт Коэн), который служит Королеве, но симпатизирует обаятельной девушке из далекого Нью-Йорка. Или суровый Охотник (Рутгер Хауэр) с разящим без промаха арбалетом. А каждый эпизод сериала – будто полноценный фильм, с остроумными твистами, беззлобными шутками и незабываемыми мини-сюжетами, которые не отвлекают внимание от основной линии, но превращают «Королевство» в живую, дышащую, уникальную вселенную.
Как вам, например, слепой дровосек, готовый отрубить голову всякому, кто не угадает его имя? А конкурс деревенских песенок, где Вирджиния сражает толпу наповал зажигательным ремейком хита группы Queen? Обо всем не расскажешь, конечно. Поэтому просто идите и смотрите. Да пребудет с вами благословение Золушки и Красной Шапочки.
Комментарии