Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors
Search in posts
Search in pages
Слушать подкаст
|
КиноРепортер > Кино > Вас уже троллили? Изучаем гигантов из скандинавской мифологии во всем жанровом многообразии

Вас уже троллили? Изучаем гигантов из скандинавской мифологии во всем жанровом многообразии

3 декабря 2022 /
Вас уже троллили? Изучаем гигантов из скандинавской мифологии во всем жанровом многообразии

Колоритные тролли, которых невозможно забыть: монстры, романтики и кулинары.

1 декабря на Netflix тяжелой поступью ворвалось норвежское фэнтези «Тролль», горячо ожидаемое фанатами подобного кино. Не самого интеллектуального, конечно, но где тролли – и где интеллект! Весело же? Весело. Остальное не суть важно. Пользуясь случаем, мы решили вспомнить и другие фильмы о троллях, поразившись заодно их жанровому многообразию. Здесь и откровенно трэшовые ужастики, и детские мультики, и дорогущие блокбастеры, а также мокьюментари и фестивальный артхаус. Не соскучишься.

«Тролль 2» (1990)

Кадр из фильма

Эта картина – эталон плохого кино. Точнее, кино недооцененного. Не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы петь дифирамбы «Аватару». А вот попробуйте оценить по достоинству «Тролля 2». Непросто, да? То-то же. Но это не значит, что не стоит пытаться. Сей шедевр напрямую не связан с «Троллями» под номером 1 и 3, хотя с «Троллем» 1986 года тоже не помешало бы ознакомиться. Как минимум потому, что его главного героя зовут… Гарри Поттер. И это за 11 лет до публикации «Философского камня». Конспирологические теории напрашиваются сами собой.

Но хватит о грустном. Итак, «Тролль 2»: добрый дед читает внучку страшную сказку на ночь, где мерзкие гоблины превращают одного бедолагу в получеловека-полурастение и с аппетитом сжирают. Сказка – ложь, да в ней намек. Намек на то, что гоблины существуют. А заодно – на отсутствие в фильме «Тролль 2» троллей. Просто лента 1986-го была так популярна, что итальянский затейник Клаудио Фрагассо (он же Дрэйк Флойд) решил на ее успехе банально хайпануть.

Поэтому давайте не будем огорчать мужчину и представим, что здесь реально фигурируют тролли. Абсолютно фееричные, кстати, в уродливых пластмассовых масках и с посохами. Эдакие эвоки курильщика. Описывать происходящее на экране бессмысленно, но разок увидеть своими глазами настоятельно рекомендуется. Хотя бы на перемотке.

«Тролль в центральном парке» (1994)

Кадр из мультфильма

Злыдни из «Тролля 2» боялись мяса как огня. Поэтому прежде, чем полакомиться человечинкой, они превращали жертв в растения. История умалчивает, удалось ли насладиться той картиной кудесникам Дону Блуту и Гари Голдману, снявшим несколько ярких анимационных хитов («Все псы попадают в рай», «Дюймовочка», «Анастасия»). Но герой их прелестного мультика «Тролль в Центральном парке» к зелени тоже неравнодушен.

Живет он в мрачном королевстве, где цветы категорически запрещены. Поэтому улыбчивый тролль Стэнли мигом становится персоной нон-грата, едва собратья узнают, что тот способен по волшебству выращивать васильки да ромашки. Теперь его ждет кара по всей строгости закона: ссылка в Нью-Йорк, логово вредных американцев, по сравнению с которыми тролли покажутся сущими ангелочками!

Но на загнивающем западе тролль не растерялся. Напротив – с комфортом обосновался под мостом в Центральном парке и познакомился с премилыми детишками. А в итоге показал коварной королеве троллей, где раки зимуют, и превратил Манхэттен в цветущий сад. Этот симпатичный мультик с экологическим посылом досадным образом растворился на фоне других хитов 1994 года – «Короля Льва», «Принцессы Лебедь» и второй «Земли до начала времен». Тем приятнее попасть под его чары сейчас, когда золотая коллекция анимации давно затерта до дыр, а душа требует чего-то неприлично сентиментального.

«Охотники на троллей» (2010)

Полнометражный дебют большого мастера Андре Овредала, автора атмосферного хоррора «Демон внутри» и хэллоуинской байки «Страшные истории для рассказа в темноте». Вдохновившись норвежским фольклором, он создал культовое в узких кругах мокьюментари, герои которого колесят по горам да лесам с камерой наперевес. Попадают в объектив и тролли – их выслеживает охотник Ганс, а любопытные студентики фиксируют события в духе коллег из «Ведьмы из Блэр».

Бюджетами Питера Джексона съемочная группа, увы, не располагала, но тролли здесь на загляденье получились. И трехголовый, и однорукий, и, конечно, гигант из финальной части. Все красавцы удалые, все равны, как на подбор! С ними дядька Овредал, сделавший троллиную мифологию предметом обожания на всех без исключения континентах. Вампиры с оборотнями и зомби уже в печенках сидят. То ли дело – жуткие громадины с неуютного севера. А формат мокьюментари развязывает руки кинематографистам, которые мечтают о своей версии «Парка Юрского периода», но не могут похвастаться лишними $200 млн на банковском счете. Всегда ведь можно снять не само чудо-юдо, а реакцию на его появление. И неизвестно еще, что страшнее окажется.

«Хоббит: Нежданное путешествие» (2012)

Кадр из фильма

В «Гарри Поттере» и «Властелине колец» тролли были частью сказочной массовки. И радовали нас своим присутствием лишь по особо торжественным поводам. В «Философском камне» стараниями поганца Квиррелла ушастый тролль в жилетке проник в Хогвартс и устроил дестрой в женском санузле. Пришлось ему палочку в нос запихивать да собственной дубиной усмирять, посредством заклинания Вингардиум Левиоса. А в «Братстве кольца» пещерный тролль схлестнулся с отрядом Хранителей в эпичной битве в Мории – которую позднее бессовестно передрали бракоделы, выковавшие «Кольца власти».

Но только в первом «Хоббите» тролли оказались полноценными (пусть и эпизодическими) персонажами с диалогами и характерами. В драматичной сцене они поймали Бильбо с гномами и устроили кулинарный диспут, решая, как их лучше приготовить. А потом на выручку явился Гэндальф, и на рассвете горе-повара обратились в камень. Подобно герою «Тролля в центральном парке», которого мерзопакостная королева тиранила.

Товарищи они, конечно, неприятные. Мыться не любят. Зубы не чистят. Сквернословят на каждом шагу. Грубияны, в общем. Плотоядные, вспыльчивые, к хоббитам и гномам резко нетерпимые. Но есть в них какое-то идиотское очарование, которому трудно сопротивляться. Не отказались бы от приквела/спин-оффа про этих ребят, поведавшего бы, как Том, Уильям и Берт дошли до жизни такой. Драгоценный шанс для Вина Дизеля, Дуэйна Джонсона и Джейсона Стэйтема попробовать свои силы в неожиданном амплуа.

«Тролли» (2016)

Кадр из мультфильма

Кукольные тролли с разноцветными хаерами – столь же неотъемлемые персонажи поп-культуры, что и, например, смурфики. Нравится вам это или нет. Родились они в конце 1950-х, благодаря датскому дровосеку, который смастерил их в качестве рождественского подарка для любимой дочурки. Вскоре эту идею подхватили могучие корпорации, и в 1960-х слава игрушечных троллей прогремела по всему миру. Даже странно, что киношники так долго ждали, прежде чем воссоздать знакомые образы на экране. Первые мультики про волосатых чудиков появились только в 1990-х. А мало-мальски значительная картина вышла в 2016-м, запустив целую франшизу с сериалами, коротышами, рождественскими спецвыпусками и сиквелом «Тролли. Мировой тур».

Здешние тролли – наисчастливейшие существа на свете. Живут они в счастливом лесу на самом счастливом дереве. Хлебом их не корми, дай спеть, станцевать и пообниматься. Но имеются у них и антагонисты, так называемые бергены. Которые, в свою очередь, ни петь, ни плясать, ни обниматься не умеют. Поэтому троллям страшно завидуют. И пьют из них жизненную силу на празднике под названием Тролльдень. На сей нехитрой завязке и выстроен на удивление потешный мульт с голосами Джастина Тимберлейка, Анны Кендрик, Гвен Стефани и Зои Дешанель. Который с шутками-прибаутками сызмальства приучает зрителей к нетленным истинам «за все хорошее против всего плохого» и доказывает, что не так страшны тролли, как их нередко малюют.

«На границе миров» (2018)

А вот самобытная фестивальная диковинка для тех, кто не ищет легких путей в блужданиях по закоулкам троллиного кинематографа. Странная дамочка Тина вкалывает на шведской таможне и с помощью уникального чутья находит запрещенку даже на дне застегнутого рюкзака. А вдобавок вынюхивает потаенные мысли и всякие скрытые желания. Однажды ее пути пересекаются с неким Вуре, который тоже не отличается аленделоновской внешностью, зато оказывается для Тины родственной душой. И помогает ей изучить границы своей сексуальности, отчетливее познать окружающий мир, а на закуску, возможно, обрести простое человеческое счастье. Ну, как человеческое. Троллиное скорее.

Да, Тина и Вуре живут среди людей, носят обычную одежду и занимаются скучными повседневными делами. Но являются при этом самыми настоящими троллями. Такими, какими их увидел иранский хитмейкер Али Аббаси, недавно выпустивший резонансный триллер «Убийца «Святой паук» и приложивший руку к сериалу «Одни из нас». «На границе миров» по новелле Юна Айвиде Линдквиста («Впусти меня») тянется крайне неспешно, чуть ли не медитативно порой, но в нужные моменты оглушает надрывным драматизмом, а затем воскрешает хрупкой, романтичной интимностью. Редкая птица – меланхоличное городское фэнтези, современная сказка для грустных, что создает собственную реальность на обломках не оправдавшего ожиданий жестокого мира.

«Тролль» (2022)

Мы ждали его, и он пожаловал! Отличный режиссер Роар Утхеуг сидел без работы 4 года. Оно и понятно, после фильмов вроде «Tomb Raider: Лара Крофт» вообще впору профессию менять. Но Утхеуг неожиданно обрел второе дыхание и снял размашистый блокбастер «Тролль», эдакую норвежскую версию «Годзиллы» (или «Кинг Конга», если угодно). В первой же сцене он навевает теплые воспоминания о «Тролле 2». Папа рассказывает девочке байку о троллях, которые действительно существуют, и уточняет, что узреть их можно не глазами, а сердцем. Но спустя 20 лет одного из этих троллей вполне себе обычным образом видит все население Норвегии, когда тот вырывается из горного заточения и неспешно направляется в Осло.

Отдадим Утхеугу и мастерам по визуальным эффектам должное: «Тролль» – не образчик нишевого кинематографа, на который многие почему-то смотрят свысока, а настоящий солидный эпик. Толково поставленный и написанный, с богатой графикой, приятными персонажами и, конечно, роскошным троллем. Одновременно пугающим и симпатичным монстром, который, как выясняется, и не монстр вовсе. Сценаристы здесь конкретно заморочились. Не только украсили троллиную мифологию новой захватывающей главой, вписав их в норвежскую историю, но и придумали гиганту полноценную персонажную арку! А в итоге пришли к занятному выводу, что тролли ничуть не хуже людей, зато люди порой могут быть теми еще троллями. Аплодируем стоя.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Комментарии  

Комментарии

Загрузка....
Вы все прочитали

Next page

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: