Кино

Парижский мечтатель: За что мы любим Луи Гарреля

9 марта в российский прокат выходит трагикомедия «По правилам и без» – уже четвертая полнометражка знаменитого артиста Луи Гарреля в статусе режиссера. Ох уж этот Гаррель! И внешностью незаурядной его природа наградила, и талантом высшие силы не обделили. Среди современных французских актеров Луи – один из самых востребованных и одаренных. За что же мы ценим этого кудрявого бонвивана больше всего? Давайте разбираться!

Страсть к кино – в крови

«Постоянные любовники» (2004)

Гаррель – это звучит гордо. У Луи просто не было иных вариантов, кроме как стать актером. В кино играл его дедушка Морис, который появился в доброй сотне фильмов и дважды номинировался на «Сезара». Он снимался у Франсуа Трюффо, Коста-Гавраса, Клода Шаброля, Жака Риветта и других мэтров, а в апреле 1948-го стал отцом Филиппа Гарреля. Который не изменил кинематографу, вот только стезю выбрал иную – режиссерскую. «Запасные поцелуи», «Постоянные любовники», «Ревность», «Любовник на день» – отличные ленты замечательного творца, который вырос на работах Трюффо и Жан-Люка Годара, а позднее и сам превратился в живого классика.

Филипп Гаррель – папа Луи и актрисы Эстер Гаррель. Их мать, Брижит Си, тоже актриса. Крестный отец Гарреля-младшего – Жан-Пьер Лео, икона французской «новой волны» и звезда картин Трюффо с Годаром. В трехчасовом шедевре Филиппа Гарреля «Постоянные любовники» о студенческом бунте 1968-го Луи исполнил одну из лучших ролей за всю карьеру, а в 2017-м круг замкнулся, когда он перевоплотился в автора «На последнем дыхании» в анархистском байопике «Молодой Годар». За подобную верность принципам и искреннюю одержимость кино Луи Гарреля нельзя не любить.

Уникальный актер, органичный всегда и везде

«Мечтатели» (2003)

Луи Гаррель мог бы всю жизнь играть героев-любовников или высокомерных аристократов, но его актерский диапазон куда более широк. Уже в 2003-м он ворвался на Олимп с одной из первых серьезных ролей, сыграв богемного студента Тео в культовых «Мечтателях» Бернардо Бертолуччи. Затем развил этот образ в «Постоянных любовниках», а в «Парижской истории» стал воплощением юношеской беспутности и беспорядочных половых связей. Гаррелю одинаково шли роли легкомысленных повес и задумчивых меланхоликов, а модные режиссеры уровня Франсуа Озона и Ксавье Долана охотно звали его возглавить каст или засветиться в эпизоде.

Душераздирающие драмы, изящные романтические мелодрамы, комедии об отношениях и стильные байопики типа «Сен-Лорана» или «Молодого Годара» – Гаррель везде выглядит максимально уместно и перетягивает на себя одеяло даже ролями не первого плана. Как было, например, в «Офицере и шпионе» Романа Полански, где Луи сыграл обвиненного в шпионаже капитана Альфреда Дрейфуса. Он без всякого снобизма работает и с гениями вроде Вуди Аллена («Фестиваль Рифкина»), и с недавними дебютантами вроде Рашель Ланг («Мой легионер»).

«Офицер и шпион» (2019)

У него нет конкретного амплуа, поэтому он, в отличие от массы прочих артистов, еще не утратил способности удивлять. Никогда не знаешь, чего ожидать от его новой роли. Вот и ждешь с одинаковым нетерпением и блокбастер «Три мушкетера», где Гаррель заделался королем Людовиком XIII, и семейную драму его отца «Большая колесница», отмеченную «Серебряным медведем» за лучшую режиссуру на минувшем Берлинале. Только с боевиками и триллерами Луи пока редко связывается. Но не сомневаемся, что образ, скажем, циничного сыщика, который выслеживает шайку опасных преступников, пришелся бы ему к лицу.

Талантливый режиссер без чрезмерного самомнения

«Друзья» (2015)

Нельзя так просто взять и стать постановщиком, если ты уже прославился на актерском поприще. Для многих смена амплуа оказывается лишь очередным способом потешить неуемные амбиции. Вспомним хотя бы чудные опусы Джеймса Франко. Или единственную полнометражку Марлона Брандо «Одноглазые валеты» (1961), нудный вестерн на 2,5 часа: Брандо снял его сам, уволив Сэма Пекинпу и сменив Стэнли Кубрика. А вот Луи Гаррелю подобные выходки чужды. Он создает обаятельное, скромное, ни на что не претендующее кино – и тем подкупает.

После серии коротких метров в 2015-м Луи дозрел до полного: «Друзья» посвящены любимой французами теме ménage à trois. Не подумайте плохого – просто двое приятелей, одного из которых сыграл сам Гаррель, запали на одну и ту же девушку (неземная Голшифте Фарахани из джармушевского «Патерсона»). Спустя 3 года Луи вернулся к изучению отношений мужчин и женщин в «Честном человеке», а экранную пассию Гарреля изобразила его супруга Летиция Каста. Еще через 3 года они воссоединились в «Этом новом мире» в качестве родителей взбалмошного подростка, одержимого странной экологической авантюрой. А теперь пробил час «По правилам и без», уже без Касты, но по-прежнему с Гаррелем: по сюжету, его мама увлеклась бывшим зеком.

Ленты Луи-режиссера – лаконичные трагикомедии с изящным юмором и болтовней обо всем на свете. В них не нужно выискивать скрытых смыслов или глубоких философских откровений, в отличие от работ того же Гарреля-старшего, поскольку Гаррель-младший явно не считает себя выдающимся автором и не замахивается на трагичные или высокопарные истории. Он просто рассказывает о том, что кажется ему важным, актуальным или хотя бы не лишенным интереса. Возможно, однажды на его режиссерском горизонте и замаячит Большая Картина, которая покорит публику на каком-нибудь престижном фестивале и вызовет получасовые овации. Но даже если этого не произойдет – вряд ли Луи сильно расстроится.

Адекватный человек

С Летицией Кастой в «Этом новом мире» (2021)

Слыхали ли вы хоть об одном скандале, который запятнал бы карму Луи Гарреля? Едва ли, ведь их и не было. Максимум – бегство от серьезных отношений, что в итоге вылилось в 2 романа со зрелыми женщинами. Бывшая гражданская супруга Гарреля – постановщица и актриса Валерия Бруни-Тедески – старше его на 19 лет. Нынешняя муза Летиция Каста – на 5. Луи выбирает себе в спутницы солидных, состоявшихся в жизни дам и не гонится за ускользающей молодостью, как, например, Леонардо ДиКаприо, чьи связи с юными красотками уже превратились в мем. При этом вместе с Бруни-Тедески они удочерили девочку из Сенегала, а Каста родила Луи сына Азеля (для ее троих детей от предыдущих партнеров Гаррель стал приемным отцом).

Еще кудрявого артиста обожают в России. Эта популярность поистине народна – недаром в 2015 году, когда он приезжал на Чеховский фестиваль и играл в спектакле «Ложные признания» на пару с Изабель Юппер, на торжественные мероприятия с его участием сбегались сотни поклонниц. Луи охотно соглашался на автографы и совместные фото, искрился лучистой улыбкой, а в интервью отвешивал комплименты русским, которые, по его мнению, нередко разбираются во французской культуре лучше самих французов.

Неудивительно, что Павел Лунгин, в прошлом году объявивший о своих намерениях снять фильм о художнике Марке Шагале, собирался позвать на главную роль именно Гарреля. Официально каст грядущей картины еще не раскрывали, но уже сейчас стоит занести ее в списки ожидаемых.

Идеальное воплощение современного интеллектуала

«Ревность» (2013)

У каждого свои представления о том, кого можно назвать героем нашего времени, – чисто в киношном смысле. Эра звезд боевиков осталась далеко позади, вместе с мачо, давно растерявшими былой пыл. Завершилась и эпоха ромкомов – прежние иконы состарились, а на смену им никто не пришел. Символично, что Гаррель родился в один год с Крисом Хемсвортом и Генри Кавиллом, лицами маскулинных супергеройских блокбастеров, а также Джесси Айзенбергом и Джоной Хиллом, олицетворяющими young adult XXI века.

Но Луи не стал ни воплощением брутальности, ни символом тинейджерских терзаний. Зато из его героев гармонично складывается собирательный портрет современного интеллектуала, юноши бледного со взглядом горящим, который не растрачивает жизнь на сомнительные удовольствия, а искренне пытается осознать, какое место под солнцем ему отведено. Персонажи Гарреля могут жить в прошлом, будь то XVIII век («Один король – одна Франция») или 1960-е («Мечтатели», «Постоянные любовники», «Молодой Годар»), но волнуют их переживания настоящего и тревога за будущее. Какой мир достанется их потомкам, когда кости неукротимых бунтарей и мечтателей обратятся в прах?

«Граница рассвета» (2007)

Иными словами, с героями Гарреля легко породниться всякому, кто мнит себя неравнодушным интеллигентом. Или хотя бы делает вид, демонстративно облачаясь в черное и никогда не улыбаясь (Луи в большинстве проектов задумчив и подчеркнуто серьезен). При этом подобные герои – абсолютно земные люди, которым не чужды простые человеческие радости вроде выпивки и красивых женщин. Они не витают в облаках сложных философских конструкций, а живут среди нас, пусть и выделяются в шумной толпе орлиным носом да буйной шевелюрой. Вечно молодые, вечно хмурые, вечно свободные – как и сам Гаррель.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

В «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится премьера спектакля «На дне»

13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…

7 часов назад

«УничтоЖанна»: Супергероика категории Ы

Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…

8 часов назад

В Театре Мимики и Жеста премьера – инклюзивный спектакль «Итак, мы начинаем!»

В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…

10 часов назад

Сокровища Урала в новом российском кино. Часть 2

В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…

12 часов назад

Объявлены лауреаты премии «МедиаБренд»

20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…

14 часов назад

Назови меня своим именем: Как телевидение завоевывает интернет

Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…

17 часов назад