«И ныне в полночь страсть моя узрит
Отброшенные тенью средь пыланья
Великолепие и горечь мирозданья».
Фрэнсис Скотт Фицджеральд.
На закате 1970-х симпатичный мужчина Джек Делрой (Дэвид Дастмалчян) вел ток-шоу «Ночные совы». Ниже определенной планки его рейтинги не падали, однако и до вершины не доползали. Да, как у «Тоттенхэма». Но хеллоуинской ночью 1977 года Джек решил: хватит это терпеть. И недолго думая позвал в прямой эфир целую группу эксцентричных товарищей. Начиналось-то все в духе анекдота – зашли как-то раз в студию медиум, гипнотизер и одержимая (якобы) девочка в компании парапсихолога… Но вскоре ситуация вышла из-под контроля. И Делрою, а заодно собравшейся в зале публике представился уникальный шанс: убедиться в реальности сверхъестественного зла. Или… не убедиться?
Встречайте новых звезд хоррора: братья-режиссеры Камерон и Колин Кернс, дамы и господа! Австралийские самородки уже давно пилят местечковые жутики, но теперь о них услышал если не весь мир, то уж наверняка часть его, которая жить не может без ужасов. Желательно – не связанных с выдохшимися франшизами прошлого. Которые, словно герои «Ночи живых мертвецов», испустили дух, но по неясным причинам продолжают регулярно напоминать о себе да честной люд баламутить. Но «Полночь с дьяволом» иного полета пташка. В отдельных эпизодах, приемах, пугалках сквозит, конечно, что-то до боли знакомое. Но все вместе гипнотизирует неординарным и остроумным подходом сразу к нескольким базам: будь то ленты об экзорцизме или затертый, казалось бы, до дырочек формат «найденных пленок».
Весь фильм – это, собственно, запись того самого дьявольского эфира, на котором разворачивались чудные события. Стилистика «Полночи», с пленочной зернистостью, музыкальными перебивками, рекламными вставками и закадровым смехом, так ловко воссоздает атмосферу винтажных телешоу, что в нее ныряешь с наслаждением и радостью узнавания. Будто подобные программы ты и сам когда-то смотрел пачками. И неважно, что мизерная доля зрителей знакома с американскими развлекательными передачами 1970-х: кино заставляет поверить в подлинность этой реконструкции. А на протяжении следующих полутора часов предстоит множество раз усомниться в том, взаправду ли все происходит. «Полночь» поддразнивает с нахальным апломбом фокусника, который дурит толпе голову дешевыми трюками, прежде чем вдруг объявить: народ, а ведь магия существует.
Вера в иррациональное и здоровый скептицизм – две конфликтующие стороны в «Полночи». За вторую отвечает отставной гипнотизер Кармайкл (Йен Блисс), который однажды переобулся и принялся разоблачать шарлатанов. Его следующая жертва – медиум Кристу (Файссал Баззи), представляющий противоположную сторону. Симпатии публики в студии, как и наши с вами, маятником качаются то влево, то вправо. Сперва к истошно вопящему, пучащему глаза мистику, который вроде как узрел призрак. Затем к спокойно покуривающему скептику, у которого на все готово разумное объяснение. Да, перед нами запись прямого эфира. Но всем известно, на какие уловки способны эти телевизионщики: и эффекты могли задним числом подмонтировать, и реакцию аудитории перезаписать, и еще чего-нибудь эдакого наворотить. Поэтому периодически изображение перекрашивается в ч/б, а камера юркает за кулисы, намекая, что уж там-то все точно всерьез.
Мы понимаем, что бэкстейдж явно не подделан. А живой отклик гостей шоу на тревожные странности мало-помалу убеждает, что и прямой эфир сохранен в первозданном виде. Документальное вживание а-ля пресловутая «Ведьма из Блэр» или испанский «Репортаж» не гарантируется, но убедительность этого found footage все равно неоспорима, пусть всякие Фомы неверующие и пытаются время от времени поднять ее на смех. В результате получается удивительное: дистанция между зрителями в кинозале и участниками того проклятого сеанса стирается, позволяя до мурашек отчетливо почувствовать свое присутствие на чем-то необъяснимом.
Каждый герой «Полночи с дьяволом» таит в себе червоточину. Нечто загадочное, скрытое от потаенных глаз, но внезапно вырывающееся наружу. Скептик-гипнотизер вновь прибегает к своему редкому дару. Одержимая девочка в конце концов дает понять, одержима ли она на самом деле. А Джек Делрой (проклятье, как же хорош Дастмалчян!) во всей красе раскрывается в финальных шок-твистах, которым позавидовал бы М. Найт Шьямалан на пике мастерства. Не сказать, что «Полночь» в классическом смысле пугает, хотя скримеры тут тоже припасены. Братья Кернс делают больно иначе – дожидаются, пока действо не закипит, и обрушивают на нас жуткую истину о том, какого ж черта здесь творится, в ком сидят подлинные демоны и как заварилась вся эта колдунская каша.
«Полночь» успела влипнуть в неприятную историю из-за нескольких кадров, где использовался искусственный интеллект: после голливудских забастовок любое упоминание AI для индустрии – как багровая тряпка для бычка. Оголтелые ненавистники новых технологий призывали бойкотировать фильм, хотя Кернсы объяснили все тем, что шлифовали «Дьявола» еще до стычки компаний с креативщиками. И не собирались ни обидеть кого-то, ни, боже упаси, лишить рабочих мест. Просто посчитали, что будет оригинально изобразить заставки для телепередачи с помощью специальных сервисов. Особенно с учетом того, что в многомиллионных бюджетах команда отнюдь не купалась, да и рук на все не хватало.
Штука в том, что большинство современных хорроров (и фильмов вообще) выглядит так, будто их писали и снимали нейросети. Пусть без нейросетей и удалось обойтись. Стереотипные фразы, под копирку слизанные друг с друга темы, одинаковые костюмы, взрывы, цветовые схемы, постеры, даже названия! Зато «Полночь с дьяволом» хоть и поиграла чуть-чуть с новомодными на тот момент инструментами, осязаема и изобретательна так, как могут быть лишь рукотворные, сооруженные чуткими и неравнодушными руками произведения. Вроде тех же «Сотен бобров», которые на пару с детищем Кернсов украсили программу ММКФ «Дикие ночи».
Поначалу ты не в силах оторваться от того, с каким филигранным искусством это снято. Потом не способен сопротивляться мощному драматизму, что просачивается под кожу со светом софитов. А после ты буквально одержим этим фильмом, подобно Стивену Кингу, назвавшему его «абсолютным шедевром».
Увы, судьба талантливых режиссеров неамериканского происхождения примерно идентична. Все они рано или поздно попадают в Штаты, где либо вписываются в обескровленную серию с громким подзаголовком (типа «Пилы» у братьев Спириг), либо скатываются до халтурных «бэшек» с актерами третьей величины. Теряя и национальный колорит, и былой задор, и стремление плыть против течения, снимая дерзкие нешаблонные картины. Воистину велика власть раскрученных брендов, если даже умница Майк Флэнаган намеревается взойти на борт тонущего судна с табличкой The Exorcist.
Кернсы сняли классное кино. Превратили его в самый вирусный хоррор года. Так что на следующем проекте у них наверняка появится больше шансов для самореализации. И вот тут-то братьям предстоит пройти максимально серьезное испытание, с которым не справился Джек Делрой: определить, где добро, а где зло. Где творчество от души, а где – банальная гонка за прибылью. Непросто, ох как непросто будет сделать правильный выбор. Ведь за манящей надписью Hollywood прячутся самые коварные и могущественные бесы. Не успеешь оглянуться, и уже не с продюсером контракт подмахнул, а сами понимаете с кем.
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…