Бессмертная классика жанра с Арнольдом Шварценеггером, Эдди Мерфи и Брюсом Уиллисом.
10 января 2022 года исполняется 80 лет Уолтеру Хиллу. Он был ассистентом Вуди Аллена, продюсером «Чужого», сценаристом легендарного «Побега» со Стивом МакКуином, а затем выстроил успешную 40-летнюю режиссерскую карьеру.
Хилл снимал вестерны, триллеры, фантастику и даже комедии, но собаку съел именно на боевиках. Не все из них оказались удачны, однако избранные жемчужины завоевали неоспоримый культовый статус. О них-то мы с удовольствием и расскажем.
«Воины» (1979)
Третья полнометражная лента Хилла после драчливой драмы «Тяжелые времена» (1975) и криминального триллера «Водитель» (1978). В основе – одноименный роман писателя с прелестной фамилией Юрик. Действие этого колоритного ночного боевика развернуто на неспокойных улицах Нью-Йорка. После обвинения в убийстве криминального авторитета члены банды Воинов прогрызают путь из Бронкса в родной Кони-Айленд, и буквально каждый встречный мечтает проломить их черепушки тяжелым предметом.
Выход фильма в прокат спровоцировал всплеск уличной преступности, поэтому Paramount пришлось отказаться от рекламы на радио и телевидении. 200 кинотеатров по всей стране приняли дополнительные меры безопасности, а студия обещала покрыть издержки и освободила кинотеатры от договорных обязательств, если те не желали иметь с «Воинами» ничего общего. Но среди молодежи картина мгновенно прославилась, а релизы на кассетах и DVD помогли боевику обрести долгую счастливую жизнь в фанатских сердцах.
«48 часов» (1982)
Нетленная классика полицейских бадди-муви, благодаря которой жанр обрел важнейшее достоинство: юмор. Конечно, ленты о копах-напарниках появлялись и до этого. Что в Новом Голливуде («Французский связной» 1971-го), что раньше («Полуночная жара» 1967-го). Но если прежде они были убийственно серьезными, то в 1980-х стали смешными – этот тренд продолжат знаменитые франшизы «Смертельное оружие», «Час пик» и «Полицейский из Беверли-Хиллз».
21-летний Эдди Мерфи, звезда «Полицейского», именно в «48 часах» исполнил первую главную роль в кино. Причем с ходу номинировался на «Золотой глобус» в категории «Прорыв года». И пусть награду забрал Бен Кингсли с «Ганди» (присовокупив к ней «Оскара»), болтливый трикстер Рэджи по праву считается одним из искрометнейших персонажей в карьере Мерфи.
Герой Ника Нолти, брутальный детектив Кейтс, вытаскивает Рэджи из кутузки, дабы совместными усилиями найти и обезвредить опасного головореза. В соответствии с канонами жанра вначале они с трудом находят общий язык, а потом проникаются друг к другу симпатией (и возвращаются в сиквеле 1990 года «Другие 48 часов»). Погони, перестрелки, потасовки, потешные гэги, пронзительные драматичные нотки… Идеальный комедийный боевик, где есть абсолютно все, что нужно для киноманского счастья.
«Улицы в огне» (1984)
Бывший солдат Том Коуди (Майкл Паре) возвращается на гражданку и едет в родной Ричмонд повидаться с сестрой. Вскоре он получает предложение, от которого невозможно отказаться: вызволить рок-звезду Эллен (Дайан Лэйн) из лап подлых байкеров, похитивших ее со сцены во время очередного концерта. Когда-то Коуди сходил по Эллен с ума, и теперь он может вновь завоевать ее симпатию. Материальный стимул тоже присутствует – за спасение девушки обещана награда в $10 тысяч.
Взрывы, стрельба, мотоциклы, кожаные куртки, беспрестанно рокочущий рок-н-ролл и демонический Уиллем Дефо в роли вожака байкеров – таков этот неукротимый и сексуальный боевик об обжигающей любви, которая никогда не умрет. Причем герой с интеллигентным лицом артиста Паре совсем не похож на крутого громилу вроде персонажей Ника Нолти, Арнольда Шварценеггера или Брюса Уиллиса в прочих произведениях Уолтера Хилла. Перед нами – типичный хороший парень с непростым прошлым, которого вынудили расчехлить ружье, но не смогли превратить в безупречную машину для убийства.
Для Хилла картина вышла предельно ностальгической. Он мечтал снять фильм обо всем, что привлекало его юношей: танцующие в неонах девушки, винтажные автомобили, поцелуи под дождем, наглые гризеры с зализанными волосами… Режиссер черпал вдохновение в шедеврах Джона Хьюза и в ранних лентах Фрэнсиса Форда Копполы и выстроил искусственный, но невероятно живой мир, сотканный из подростковых фантазий и до сих пор не оставляющий равнодушными тинейджеров и фанатов боевиков.
«Красная жара» (1988)
— Какие ваши доказательства?
— Кокаинум!
Первых четырех минут вполне достаточно, чтобы влюбиться в этот великий боевик окончательно и бесповоротно. В них умещаются открывающая сцена в гимнастическом зале с обилием мужских и женских тел (почти обнаженных) и потасовка с участием Арнольда Шварценеггера в банном полотенце, который истошно орет на ломаном русском и знакомит противника с могучим австрийско-голливудским кулаком.
Сюжет «Красной жары» незамысловат. Бравый советский милиционер Иван Данко (Шварценеггер) отправляется в Штаты, дабы экстрадировать негодяя Виктора Росту. На его счету немало преступлений, и главное из них – стремление наводнить Советский Союз тяжелыми наркотиками. Разумеется, Данко не может этого допустить. Для поимки злоумышленника он орудует в паре с американским коллегой в исполнении Джеймса Белуши, что символизирует смягчение идеологического и политического противостояния сверхдержав (холодной войны).
Создатели боевика на протяжении 6 месяцев пытались получить разрешение на съемки на Красной площади. Когда им в итоге отказали, они не растерялись и по-партизански несколько минут снимали Шварценеггера нелегально, после чего Арни 3 часа болтал с поклонниками и раздавал автографы. Остальные «российские» локации отыскали в Австрии и Венгрии. Вышло весьма правдоподобно, благодаря чему жанр полицейского боевика под чутким руководством Уолтера Хилла обрел феерический колорит, а золотой фонд культовых киноцитат пополнился массой бессмертных перлов.
«Герой-одиночка» (1996)
Ремейк «Телохранителя» (1961) Акиры Куросавы, действие которого Уолтер Хилл перенес в Техас времен сухого закона. Режиссер старался избежать пересечений с другой вариацией на тему, вестерном Серджио Леоне «За пригоршню долларов» (1964), поэтому снял фильм в духе нуаров и гангстерских лент 1920–1930-х.
Суперзвезда боевиков Брюс Уиллис в скупой манере Хамфри Богарта сыграл наемного стрелка Джона Смита, ловко управляющегося с двумя вещами: револьвером и стаканом виски. Он ехал в Мексику с намерением залечь на дно и волею судеб оказался в гнилом городишке Джерико. На пустынных улицах Смит приметил симпатичную девушку, решил задержаться и мигом ввязался в бандитские разборки с участием инфернального Кристофера Уокена и толпы криминальных элементов более мелкого пошиба.
Уолтер Хилл не хотел превращать «Героя-одиночку» в вестерн, но в результате именно вестерн и получился. С соответствующим сеттингом, заунывной музыкой Рая Кудера, дуэлями, перестрелками и классическими архетипами, будь то загадочный хмурый странник, дама в беде или беспринципный злодей. Мрачный кинокомикс тоже вышел хоть куда – реализма кот наплакал, зато стиля не занимать.
Комментарии