Кино

Визуальный симбиоз, или Как мультяшки завоевывали игровое кино

35 лет назад на экраны вышел фильм, мастерски объединивший анимацию и игровое кино, – «Кто подставил Кролика Роджера». В связи с юбилеем шедевра Роберта Земекиса «КиноРепортер» погрузился в гибридный жанр, чтобы узнать, как мультяшки пробили себе путь в реальный мир.

Кролик Роджер был далеко не первым персонажем, объединившим игровое и анимационное кино. Попытки визуального симбиоза осуществлялись еще в 1920–1930-х годах прошлого века. Аниматор и изобретатель технологии ротоскопирования Макс Флейшер перенес мультяшку в реальный мир в серии короткометражек «Из чернильницы». Например, в «Путешествии на Марс» (1924) нарисованный клоун Коко выпрыгивал из чертежной доски и начинал сеять хаос вокруг художника. Для того времени это было чем-то сюрреалистичным и невероятным.

Уже в 1934 году гибридную технологию применили в полнометражном кино. И не абы с кем, а с самим Микки-Маусом, который в то время уже купался в лучах анимационной славы вместе с Уолтом Диснеем. Мышонок появился в одном из эпизодов «Голливудской вечеринки», где он взаимодействовал с певцом и комиком Джимми Дуранте. Авторы ленты пошли на творческую уловку и «оживили» Микки на растянутом вдоль стены белом полотне (своеобразный предшественник хромакея). Так и аниматорам проще работалось, и актеры не терялись, и зрительское восприятие не страдало.

В течение следующих 40 лет мультяшки заглядывали в игровое кино все чаще. Для фильма «Поднять якоря» (1945) с потрясающим актерским трио Фрэнка Синатры, Кэтрин Грэйсон и Джина Келли создатели позаимствовали у студии Metro-Goldwyn-Mayer Тома и Джерри (преимущественно мышонка, поскольку кот появился в небольшом камео). Анимационный герой понадобился для сцены танцев, создание которой требовало тщательной раскадровки. Сначала авторы сняли эпизод с персонажем Келли, а уже после применили ротоскопирование. Аниматоры тщательно сопоставили движения Джерри и актера, вплоть до мельчайших деталей вроде теней на полу.

Через год Уолт Дисней, отказавшийся отдать Микки- Мауса для фильма «Поднять якоря», ответил «Песней Юга». Лента основана на так называемых «сказках дядюшки Римуса» и по сей день считается в США весьма противоречивым произведением. Но об этом как-нибудь потом. Киностудия подготовила для ленты целых три полноценных анимационных эпизода, занимавших треть всего хронометража. В дальнейшем их даже показывали на телевидении отдельно от фильма.

Вышеупомянутому Келли понравилось работать с анимационными персонажами на съемках «Поднять якоря», поэтому в 1956 году он выпустил (актер также был и режиссером) довольно экспериментальную картину – «Приглашение на танец». В этой музыкальной ленте не было диалогов, зато был отдельный мультипликационный сегмент, где применялось ротоскопирование. Фильм состоял из трех самостоятельных историй, и для арки «Синдбад-мореход» Келли обратился к анимационной студии Hanna-Barbera. Необычайной красоты сегмент с прекрасно поставленной хореографией, к сожалению, не нашел отклика у массовой аудитории. Как и сам фильм, который провалился в прокате.

Но история про Синдбада стала еще одним наглядным примером того, как анимация может прекрасно уживаться с игровым кино. И в скором времени Голливуд по достоинству оценил это жанровое сочетание.

В 1964-м на экраны вышла картина, которая стала главным фильмом года, собрала немало наград и внесла значительный вклад в кинематограф, – культовая «Мэри Поппинс» с Джули Эндрюс в главной роли. По сюжету, герои попадают в анимированный мир, где по диснеевской традиции персонажи поют и танцуют с животными. На этот раз вместо ротоскопирования создатели применили технологию yellowscreen: актеры снимались перед белым экраном, освещенным натриевыми лампами. Операторы, в свою очередь, использовали специальные камеры, позволявшие в дальнейшем легко отделить артистов от фона. Благодаря таким технологиям картинка получилась четкой и яркой.

Работа авторов фильма была отмечена «Оскаром» за лучшие визуальные эффекты (помимо еще четырех статуэток). А вот создательнице Мэри Поппинс Памеле Трэверс адаптация ее истории не очень понравилась. Писательница критиковала написанные композиторами песни, но больше всего ее раздражала та самая анимационная сцена.

Мультяшки в игровом кино встречались не только в Голливуде. Европа тоже старалась не отставать. Например, в Швеции в 1974 году вышло довольно милое семейное приключение «Проказник-Безобразник!» про анимационного тролля, который из-за одиночества оживляет и похищает детские игрушки маленькой девочки. Лента не могла похвастаться продвинутыми технологиями, но ее волшебное очарование может напомнить российскому зрителю культовые произведения мультипликатора Давида Черкасского – «Остров сокровищ» и «Приключения капитана Врунгеля».

«Проказник-Безобразник!» относится к тем типам гибридов, где анимационные герои и живые люди взаимодействуют в реальном окружении. В большинстве эпизодов фоном служат фотографии или кадры живописного шведского региона Ямтланд, но иногда аниматоры рисовали задники в акварельном стиле.

Австралийский фильм «Дот и Кенгуру» (1977) использует аналогичную схему, помещая мультипликационных персонажей в реальный мир. Но без живых людей. Как отмечал режиссер ленты Йорам Гросс, решение использовать живые фоны было обусловлено исключительно художественной точкой зрения. Ни один 2D-рисунок не сможет передать все великолепие показанных в фильме пейзажей, считал мультипликатор.

«Поэтому я решил поместить мультипликационных персонажей в живое окружение – прием, который не был новым в киноиндустрии в 1977 году, но который тем не менее оставался довольно редким и особенным. У меня был ультрасовременный проектор аэрофотосъемки Crass, специально заказанный в Германии, который стал самым важным инструментом в производстве фильма», – объяснял Гросс.

Расцвет смешения анимации и кино случился в 1985 году, когда вышел фильм о кролике Роджере. Один из самых технологически совершенных проектов в своем жанре с талантливым режиссером и великолепным актерским составом, харизматичными персонажами, десятками мультяшных камео и тщательно проработанными гибридными сценами. Аниматоры брали кадр из фильма, распечатанный в виде фотографии, рисовали на кальке поверх нужную иллюстрацию, закрашивали, а затем объединяли с оригиналом на оптическом принтере.

В отличие от своих предшественников, «Кролик Роджер» делал вещи, которые раньше считались невозможными или нежелательными при работе с анимацией в игровом кино. Камера находилась в движении, а не была статична, освещение применялось по максимуму, а мультяшки часто взаимодействовали и с живыми актерами, и с реальным окружением. На риск Роберта Земекиса вдохновил режиссер-мультипликатор Ричард Уильямс, до этого работавший над схожими гибридными вставками для «Розовой пантеры». В общей сложности над лентой о Роджере работали свыше 300 аниматоров, нарисовавших больше 80 тысяч кадров.

Трудно переоценить вклад «Кролика Роджера» не только в кино, но и в анимацию. Десятки режиссеров и мультипликаторов воодушевились работой Земекиса, а Голливуд в привычной ему манере разглядел в гибридной технологии золотую жилу. Наступали 1990-е, и вместе с ними пришла эпоха экспериментов. В 1994-м в кинотеатрах выходит «Параллельный мир», явно вдохновленный «Кроликом Роджером», но направленный на более взрослую аудиторию. В качестве проводника по миру анимации тут выступает Брэд Питт, а роковой женщиной в стиле Джессики Рэббит авторы сделали Холли Вуд, которую озвучила Ким Бэйсингер.

Сама лента больше напоминает пародию на фильм Земекиса, причем утрированную, вызывающую и откровенную. Изначально «Параллельный мир» позиционировался как анимационный хоррор с живыми актерами и рейтингом R. Но создатели ленты испугались возможной негативной реакции и понизили категорию до «нежелательно детям до 13» (PG-13). Все произошло в точности до наоборот: критики и зрители разнесли ленту в пух и прах (что затем не помешало ей стать культовой). Некоторые ругали авторов как раз за то, что тем не хватило смелости придерживаться первоначальной задумки.

Ящик Пандоры слегка приоткрылся, и вместо качественных проектов зрители начали получать противоречивые картины вроде «Параллельного мира» или откровенное плохое кино категории Б. Так, например, в комедийном ужастике «Злые мультики», где сыграл Дэвид Кэрредин, анимационный демон появлялся всего на пару минут, а главные женские роли исполняли модели и порнозвезды.

Были и такие ленты, как «Космический джем» (1996), исключительно коммерческий продукт, снятый на «зеленке» и до краев наполненный рекламой. Не сказать, что псевдобайопик Майкла Джордана получился плохим: дети и подростки остались очень довольны, технологические решения заслуживают похвалы, но вот души он все же был лишен.

С наступлением нулевых в кинематограф начали полноценно интегрироваться 3D-персонажи, GGI и фотореализм, а само понятие анимации в игровом кино стало размываться. Технологический скачок позволил практически беспрепятственно добавлять мультипликационного героя в фильм, превратив подобный ход в обыденность и нередко – в чисто маркетинговое решение. Хромакей стал неотъемлемым атрибутом любого проекта, где тем или иным образом задействована компьютерная графика. И в связи с этим возникает несколько логичных вопросов.

Можно ли назвать мультяшкой Голлума из трилогии «Властелин колец», созданного усилиями талантливого Энди Серкиса с помощью технологии motion capture? Являются ли гибридами прорывной «Аватар» или отечественный рекордсмен «Чебурашка»? Превращаются ли «Дары смерти» в симбиоз анимации и игрового кино из-за эпизода со сказкой? Вопросы, на которые никто не может дать точного ответа.

Сегодня совмещение анимации и игрового кино следует применять исключительно как крутое и необходимое для повествования стилистическое решение. Кинематографисты должны не гнаться за деньгами, как в случае с провальным «Томом и Джерри», а подходить к процессу творчески. Как авторы «Чип и Дейл спешат на помощь», обыгрывающие переход анимации от 2D к 3D. Как в сериале «Хэппи», где мультяшный единорог объясняется физическим и ментальным здоровьем главного героя. Или как в отдельных сценах «Пацанов», добавляющих супергеройскому шоу еще больше абсурда и шарма. Даже если границы традиционного гибридного стиля давно размыты, ничто не мешает взять элементы «старой школы» и креативно применить их в новых реалиях.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

В «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится премьера спектакля «На дне»

13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…

4 часа назад

«УничтоЖанна»: Супергероика категории Ы

Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…

6 часов назад

В Театре Мимики и Жеста премьера – инклюзивный спектакль «Итак, мы начинаем!»

В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…

7 часов назад

Сокровища Урала в новом российском кино. Часть 2

В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…

10 часов назад

Объявлены лауреаты премии «МедиаБренд»

20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…

12 часов назад

Назови меня своим именем: Как телевидение завоевывает интернет

Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…

15 часов назад