24 марта – знаменательная дата для всех, кто не может представить свою жизнь без кино в целом и гангстерских драм в частности. Именно в этот день 50 лет назад «Крестный отец» Фрэнсиса Форда Копполы вышел в американский прокат и мигом стал культовым явлением, достойным восхищения и поныне.
Естественно, что одним преклонением перед выдающимся произведением дело не ограничилось. Постепенно кинематографисты осмелели и принялись цитировать «Крестного отца» в собственных работах, причем цитировать по поводу и без, как всерьез, так и с шутками-прибаутками. Со временем подобных цитат накопилось изрядное количество, и о самых любопытных мы спешим вам рассказать.
Если вы хоть раз смотрели «Возвращение Джедая», то образ склизкого криминального авторитета по имени Джабба Хатт должен был надежно отпечататься на сетчатке ваших глаз. Такого колоритного негодяя трудно найти, легко потерять и невозможно забыть. Он держал в плену замороженного Хана Соло, пытался скормить Люка Скайуокера мерзкому монстру ранкору и временно сделал гордую принцессу Лею рабыней. Но в итоге именно от рук Леи Джабба и принял свою смерть – девушка задушила его цепью.
И если сцена убийства Джаббы показалась вам до боли знакомой, то… вам ничуть не показалась. Поскольку аналогичным образом встретил свою погибель Лука Брази (Ленни Монтана), приспешник дона Корлеоне (Марлон Брандо). Тот отправил Луку на рандеву с конкурентами, которые прикинулись, будто хотят переманить его, а потом накинули ему на шею удавку. Сценарист Лоуренс Кэздан был большим фанатом «Крестного отца», и после того, как Джордж Лукас обмолвился об удушении Хатта, идея подобной цитаты родилась сама собой.
Позднее, кстати, Фрэнсиса Форда Копполу процитировал уже лично Лукас. Одна из известнейших сцен «Крестного отца» – крещение маленького Корлеоне в финале, параллельно с которым верные сподручные Майкла (Аль Пачино) избавляются от глав прочих мафиозных семей. А в «Мести ситхов» 2005 года перешедший на темную сторону Силы Энакин Скайуокер (Хейден Кристенсен) в перекрестном монтаже расправляется с обитателями Храма джедаев. Расчищая дорогу иному грозному владыке – Дарту Сидиусу (Иен МакДермид).
Мультсериал «Симпсоны» – признанная энциклопедия поп-культуры. Если то или иное явление не обыгрывалось желтокожими чудиками, то его, по всей видимости, просто не существовало. Зато их роман с «Крестным отцом» получился на удивление долгоиграющим, и каких только пасхалок здесь не найти.
В эпизоде «Сильная, хладнокровная Мардж» из 14-го сезона жена Гомера, поборов агорафобию, отколошматила уличного грабителя – точно так же, как Сонни Корлеоне (Джеймс Каан) избил мужа своей сестры. В «Блюзе о ребенке и Мо» (14-й сезон) бармен развлекает крошку Мэгги, пересказывая ей сюжет «Крестного отца». Да так входит в образ, что даже вставную челюсть из апельсина мастерит (на апельсинах подробно остановимся чуть дальше).
«Мистер Плуг» из 4-го сезона – и новая отсылка: Барта закидывают снежками в сцене, которая почти покадрово повторяет сцену убийства Сонни. Вообще Джеймс Каан и создатели «Симпсонов», видимо, испытывали друг к другу особо нежную любовь. В серии «Война духовок» (16-й сезон) актер появляется на экране в роли самого себя – мы узнаем, что к нему сбежала жена деревенщины Клетуса. «Ну ничего, от меня не уйдешь!» – мстительно заявляет Клетус. После чего Каан по аналогии с Сонни попадает под свинцовый ливень.
Но одними кровожадными цитатами, ясное дело, сыт не будешь, поэтому вот другая, более невинная. В «Гомере – клоуне» (6-й сезон) Симпсон притворяется Красти, а тот на беду задолжал мафии. Когда новоявленный клоун оказывается у гангстеров в лапах, они угрожают ему расправой, если бедолага не выполнит сложнейший трюк на велосипеде. В критический момент на выручку спешит реальный Красти, и товарищи благополучно трюкачат, причем в процессе отстукивают на винных бокалах знаменитую «Тему любви», сочиненную Нино Ротой.
Нельзя утверждать, что криминальная комедия «Новичок» известна широкой публике, хотя примечательна она по целому ряду причин. Во-первых, снял ее человек по фамилии Бергман – не Ингмар, правда, а Эндрю. Во-вторых, ныне пропавший с экранов Мэттью Бродерик тогда был на волне популярности, и любо-дорого смотреть, как сыгранный им студент-киношник Кларк по воле случая вляпался в темные делишки. А в-третьих…
Здесь-то и начинается самое интересное. Поскольку пути Кларка пересекаются с импозантным дяденькой по имени Кармайн Сабатини, который выдвигает предложение, от которого невозможно отказаться: выполнять для него разного рода поручения и за счет этого оперативно набить карманы.
Прелесть ситуации заключается в том, что Кармайн – вылитый Вито Корлеоне. И играет его все тот же Марлон Брандо, ровно в той же манере, в какой он до этого играл легендарного дона. Хотя его фирменные блатные замашки здесь доведены до абсурда и вызывают скорее хохот, чем священный трепет. Чего стоит его экзотическое увлечение зваными ужинами, гостям которых за кругленькую сумму предлагают полакомиться редкими видами животных.
Пародия вышла занятной, но сам Брандо фильм не оценил. И неважно, что у Бергмана артист впервые за 10 лет исполнил одну из ведущих ролей: все равно лента, по его мнению, получилась отвратительной. Марлон в очередной раз высказал свое «фе» шоу-бизнесу и заявил, что «Новичок» лишь подтвердил его желание завязать с кинематографом окончательно и бесповоротно. Это желание, правда, растянулось еще на несколько лет и порцию совсем уж необязательных картин.
Если после просмотра «Крестного отца» вы каждый раз вздрагиваете при виде апельсинов, то поверьте: это абсолютно нормальная, естественная реакция. Поскольку безобидные на первый взгляд цитрусовые у Копполы служили зловещими предвестниками чьей-нибудь скорой кончины.
На Вито Корлеоне, например, совершили покушение сразу после того, как он приобрел пакетик апельсинов у уличного торговца. А позднее дон умрет от сердечного приступа во время игры с внуком, которого он пугал зубами из апельсиновых корок. Да и пожилой Майкл в финале «Крестного отца 3» тоже держал апельсин, выпавший из его ослабевших рук, когда знаменитый гангстер отдал богу (или дьяволу) душу.
Ничего удивительного, что столь известный, а главное, легко воспроизводимый символ был растиражирован множество раз. Один из наиболее заметных примеров – в лихом серферском боевике «На гребне волны» с молодыми красавцами Киану Ривзом и Патриком Суэйзи. В той сцене, где агенты ФБР Джонни Юта (Ривз) и Энджело Паппас (Гэри Бьюзи) наблюдают за банком, который должны обчистить злоумышленники в масках экс-президентов США, безымянный парень предлагает Паппасу купить апельсинчик. Энджело с Джонни «Крестного отца» явно не смотрели, поскольку даже не напряглись.
Очень зря – предотвратить ограбление не удалось, а Юта в погоне за главным паршивцем повредил ногу. Ладно хоть жив остался. В отличие от персонажа ремейка «Олдбоя», непонятно зачем снятого Спайком Ли в 2013 году: заваривший всю кашу Незнакомец (Шарлто Копли) отчаливает на тот свет после кульминационной сцены в комнате, посреди которой на столике как ни в чем не бывало красуется тарелка с апельсинами.
«Южный парк», как и «Симпсоны», – богатейший кладезь всевозможных киноцитат. Которые порой сыплются, будто из рога изобилия, заставляя воспринимать шоу Мэтта Стоуна и Трея Паркера как тест на уважающего себя синефила.
Особенно показательна в этом отношении премилая серия «Туалетная бумага» из 7-го сезона, где угнездились сразу два оммажа классике. Рассердившись на учительницу, оставившую их после уроков, пацаны закидывают ее дом туалетной бумагой. Офицер Барбреди считает сей инцидент серьезным преступлением и бросается его расследовать, обращаясь при этом за помощью к серийному «туалетному маньяку» (местный Ганнибал Лектер).
«И где здесь «Крестный отец»?» – резонно спросите вы. Да вот же он, ближе к финалу вспоминается. Поскольку Кайла всю дорогу терзают муки совести, Картман, желающий остаться инкогнито, решает от него избавиться. И однажды приглашает поплавать на лодочке по пруду. Кайл соглашается, не подозревая, что в голове приятеля уже созрел коварный план…
Реализация, правда, подкачала: Картману хватило денег только на поролоновую биту. Поэтому с ходу взять и прикончить Кайла ему не удалось. А вот Фредо Корлеоне (Джон Казале) из «Крестного отца 2» повезло меньше, и с рыбалки он не вернулся. Ручной киллер Майкла Корлеоне Аль Нери (Ричард Брайт) выстрелил предателю в спину. Урок усвоен: нельзя разбивать Майклу сердце, заключая за его спиной союз с кем ни попадя.
Мультфильм «Гадкий я» буквально напичкан отсылками к классическим лентам. Здесь и «Носферату, симфония ужаса», и «Эта замечательная жизнь», и «Лихорадка субботнего вечера», и даже «Сумерки». Ну а что, тоже ведь своего рода классика. Не обошлось и без «Крестного отца», причем эпизод для цитирования выбран, мягко говоря, специфический – мы же про детский мультик говорим, в конце концов. В одной из сцен Грю обнаруживает в кровати голову куклы. Что выглядит, прямо скажем, весьма угрожающе. Разумеется, он мигом принимается вопить благим матом. Точно так же, как 38 годами ранее вопил другой персонаж.
А именно – неуступчивый продюсер Джек Вольц (Джон Марли), который неосмотрительно отказался дать крестнику дона Вито, певцу Джонни Фонтейну (Аль Мартино), роль в очередной картине. С Корлеоне-старшим шутки плохи, и когда переговоры заходят в тупик, дон прибегает к более убедительным мерам воздействия. И в один совсем не прекрасный день Вольц находит под одеялом голову любимого жеребца.
Голова, кстати, была самой что ни на есть настоящей. Разумеется, на съемках фильма ни одна лошадь не пострадала. Просто Коппола своевременно наведался на завод, производящий собачий корм (для этого забивали лошадей), и попросил помочь с «реквизитом». За что впоследствии стал мишенью для яростной критики со стороны зооактивистов.
Группа подростков решает отметить выпускной на всю катушку – они арендуют роскошный коттедж, устраивают ужин при свечах и распивают элитный…
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – спектакль «На дне» по одноименной пьесе…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…