Рассказываем, в чем секрет популярности горе-творца и его знаменитой ленты.
Высокий мужчина с длинными темными волосами выходит на крышу. Он расстроен и зол из-за клеветы своей девушки: та солгала, что он поднял на нее руку. Мужчина причитает, что ничего подобного не делал и все это чушь собачья, и с яростью бросает пластиковую бутылку на землю. А спустя секунду спокойно говорит другу: «О, привет, Марк!»
Это лишь один из многих абсурдных эпизодов, на которых построено повествование знаменитой «Комнаты». Зрителю может показаться, что авторы придумали альтернативную вселенную, где люди не умеют управлять своими эмоциями. Однако это не так. И дело не в том, что у ленты легендарного Томми Вайсо такая стилистика: фильм откровенно плох во всем, начиная от сценария с декорациями и заканчивая актерской игрой. Но, несмотря на очевидную скверность проекта, со временем сомнительное произведение превратилось в культовую картину. А Вайсо прославился как один из самых странных творцов в истории кино. Так в чем же секрет своеобразного успеха «Комнаты»?
История фильма берет свое начало в 1998 году, когда молодой артист Грег Сестеро, мечтавший покорить Голливуд, встретил чудака с европейским акцентом по имени Томми Вайсо. Тот тоже грезил большим кино, и на этой почве ученики актерской студии в Сан-Франциско сдружились. Позже они вместе переехали в Лос-Анджелес, чтобы быть ближе к высокому искусству, но невезение сопровождало Сестеро с Вайсо и в Городе ангелов.
Тогда Томми решил взять все в свои руки и написать театральную пьесу. Опыта у него, разумеется, не было, зато имелось огромное желание. Казалось, творческий запал Вайсо не знал конца: его первоначальный замысел трансформировался в 600-страничный роман. Однако мало кто в Голливуде хотел иметь дело с таким объемным и бессвязным произведением. Творцу пришлось значительно сократить написанное, и в конечном счете на руках у Вайсо и Сестеро оказался готовый сценарий фильма на 74 страницы. Так родилась «Комната».
Съемки, правда, обернулись сплошным кошмаром, причиной которого был Вайсо. Он являлся одновременно исполнителем главной роли, сценаристом, режиссером и продюсером. Из-за отсутствия опыта в кинопроизводстве Томми принимал странные творческие решения. Например, он снимал ленту сразу на две камеры, HD и пленочную, чего, по его словам, никто никогда не делал. В итоге весь цифровой материал пошел под нож.
Он также заказывал декорации для сцен, которые легко можно было снять на соседней улице. Съемочная группа пребывала в недоумении, а прихоти Вайсо продолжали накалять атмосферу в коллективе. Доходило до того, что создатель «Комнаты» запрещал приносить на площадку воду. В результате один из членов команды получил тепловой удар. Каким-то чудом съемки удалось завершить, но к тому моменту бюджет фильма разросся до поразительных $6 млн (по итоговому варианту этого и не скажешь). Любопытно, что все деньги в производство вложил лично Вайсо.
В рамках промокампании творец также пошел на эксцентричный шаг: он арендовал огромный билборд в Лос-Анджелесе, на котором красовались его лицо, название фильма и адрес его официального сайта. Забавно, что хмурый Томми «наблюдал» за жителями города в течение целых пяти лет и успел стать местной достопримечательностью. Билборд оказался еще одним ярким примером расточительства режиссера. Однако никто не понимал, где он брал такие деньги.
Прошлое и настоящее Томми Вайсо до сих пор окутаны тайной. Он тщательно скрывает детали своей биографии, что и стало одной из причин небывалой популярности как его самого, так и «Комнаты». Вайсо словно работает разведчиком или секретным агентом: никто точно не знает, откуда он родом, есть ли у него семья и, главное, какой у него источник дохода. Эксцентричный артист однажды подтвердил, что он действительно из Европы, а часть денег для «Комнаты» он получил за счет импорта и продажи корейских кожаных курток. Но мало кто в это верил. Вайсо даже приписывали связи с криминальным миром, хотя он всячески это отрицал.
Премьера «Комнаты» состоялась в июне 2003 года. Томми договорился о показе фильма с кинотеатрами сети Laemmle, где его крутили в течение двух недель. Этого хватило, чтобы дебют Вайсо разгромили в пух и прах. Критики ругали «Комнату» за плохой сценарий, диалоги, музыку и актерскую игру, называя ее одним из худших фильмов всех времен. Некоторые зрители вообще просили вернуть деньги за билет. В результате кассовые сборы ленты составили около $2000.
История самого странного проекта начала нулевых должна была закончиться именно в этот момент, но в дело вмешалась удача: на форумах неожиданно появились хвалебные оды картине. Постепенно «Комната» обрастала все большим количеством поклонников, которые искренне получали удовольствие от несуразного сюжета, нелепых сцен и бесталанного исполнителя главной роли. Вайсо решил воспользоваться ситуацией и принялся устраивать ежемесячные показы фильма.
«Комната» приносила создателю небольшой, но стабильный доход. И кто бы мог подумать, что через несколько лет у картины будет еще одна минута славы. В 2010 году популярный киноблогер Дуглас Уокер, известный под псевдонимом «Ностальгирующий критик», выпустил обзор на «Комнату», ставший одним из его самых просматриваемых роликов на YouTube.
Тогда же журналист Том Биссел написал о дебюте Вайсо статью для журнала Harper’s Magazine, которая привлекла внимание Грега Сестеро. Материал так понравился актеру, что он предложил автору вместе поведать историю создания «Комнаты». И в 2013-м на полках магазинов появилась книга «Горе-творец». Как ни странно, именно она стала билетом в Голливуд для Вайсо и его провального дебюта: права на экранизацию произведения купили братья Франко, Джеймс и Дэйв.
Фильм «Горе-творец» о создании «Комнаты» и крепкой дружбе двух артистов вышел в прокат в 2017 году и получил всеобщее признание, а также номинацию на «Оскара» за лучший адаптированный сценарий. Джеймс Франко занял режиссерское кресло и исполнил роль Томми Вайсо. Дэйв сыграл Грега Сестеро. Нашлось на экране место и автору культовой картины: он засветился в камео в сцене после титров. Франко-старший приглашал Вайсо на мероприятия и интервью, связанные с продвижением «Горе-творца», и не забывал о нем даже во время церемоний награждения. За свою игру Джеймс удостоился «Золотого глобуса», а на сцене он появился вместе со своим братом и создателем «Комнаты».
Тем не менее Томми Вайсо так и остался известен как человек, подаривший миру один из худших фильмов в истории. Дальнейший его вклад в развитие кинематографа ограничился несколькими небольшими ролями в низкобюджетных проектах, документальной картиной о бездомных в США и пародией на Джокера Хита Леджера. Спустя 20 лет после выхода «Комнаты» Вайсо готовит свой второй полный метр «Большая акула», хоррор-драму о пожарных, которые должны спасти Новый Орлеан от грозного хищника. Томми и его друг Грег вновь исполнят главные роли. Однако вряд ли лента сможет добиться таких же «успехов», как неповторимая «Комната».
Ее наследие до сих пор живее всех живых. Критики и журналисты продолжают изучать феномен фильма, актеры и блогеры посвящают ему пародии и скетчи, а в Голливуде запущен в разработку ремейк со звездой «Лучше звоните Солу» Бобом Оденкерком в главной роли. Похоже, что Томми Вайсо, хоть и довольно странным образом, все же удалось осуществить мечту любого творца: сделать свое произведение поистине бессмертным.
Комментарии