31 марта 2022 года в российский прокат выходит триллер «Мегрэ и таинственная девушка», где в легендарного комиссара перевоплотился не менее легендарный Жерар Депардье. Первая книга о гордости парижской криминальной полиции за авторством Жоржа Сименона вышла в свет в 1930 году. Много воды утекло с тех пор, и Мегрэ на киноэкране, по сути, зажил своей жизнью, обретая все новые и новые воплощения в глазах целых поколений зрителей разных стран. Главных французских, британских и советских актеров, сыгравших комиссара, мы и вспоминаем в этом материале.
Высокая честь стать первым актером, воплотившим на экране образ Жюля Мегрэ, выпала Пьеру Ренуару, представителю знаменитой творческой династии. Его отец Огюст был выдающимся художником-импрессионистом, а брат Жан – великим режиссером. Именно он снял ленту «Ночь на перекрестке», которой часто пренебрегают при обращении к фильмографии Ренуара. Ведь раньше нее выходили замечательные «Сука (1931) и «Будю, спасенный из воды» (1932), а позже – «Великая иллюзия» (1937) и «Правила игры» (1939). Однако картина получилась примечательной сразу по нескольким параметрам.
Во-первых, Жорж Сименон, хороший товарищ Ренуара, помог уладить вопрос с авторскими правами и активно включился в работу над сценарием. Во-вторых, для постановщика этот проект стал буквально семейным подрядом: помимо Пьера, в съемках участвовали его племянник Клод (помощник оператора) и жена Маргерит (монтажер). И в-третьих, из Пьера Ренуара вышел прекрасный Мегрэ. Слегка отстраненный, слегка усталый, слегка загадочный – как нельзя лучше подходящий меланхоличному, туманному фильму, от которого фанател Жан-Люк Годар.
Интересно, что Сименон, лично одобривший кандидатуру Пьера, в 1950 году выпустил книгу «Записки Мегрэ», на страницах которой прославленный сыщик вступает в диалог с самим автором. В том числе он дает краткие оценки актерам, сыгравшим Мегрэ в кино. И Ренуар, в отличие от прочих артистов вроде Абеля Таррида и Гарри Бора, удостаивается вполне лестной характеристики.
«Первый кино-Мегрэ, Пьер Ренуар, был еще в какой-то мере похож на меня, – считает комиссар. – Только чуть выше ростом, чуть стройнее. Черты лица, разумеется, были другими, но манерой держаться этот актер иногда удивительно напоминал меня – видно, немало времени тайком наблюдал за мной».
«Недавно, совсем недавно я снова растолстел, да так, что казалось, сейчас лопну, и к тому же свободно заговорил по-английски в изображении Чарльза Лотона».
Именно так ироничный Мегрэ устами Жоржа Сименона описал другого актера, ставшего экранным альтер эго детектива. В нуаре 1949 года «Человек на Эйфелевой башне» по мотивам романа «Цена головы» (девятый в цикле) главную роль исполнил 50-летний британец Чарльз Лотон, обладатель «Оскара» и предельно разноплановый артист.
К тому времени он успел сыграть Рембрандта, Квазимодо, короля Генриха VIII и даже привидение – солидный, согласитесь, диапазон. И Мегрэ из Лоутона получился симпатичный, несмотря на смутившие Сименона габариты. К тому же при работе над персонажем Чарльз проявил невиданное рвение, прочитав все романы и побывав у каждого голливудского костюмера в поисках нужных деталей костюма.
Здесь ведь как с Эркюлем Пуаро. Неважно, какой длины у человека усы и по фигуре ли сшит его костюм. Если глаза искрятся от страстного желания распутать очередную загадку, то и Дэвид Суше, и Альберт Финни, и Кеннет Брана – все способны создать незабываемый образ. Вот и Лотон, с хитрецой во взгляде покуривающий трубочку на фоне роскошных парижских видов, играет с такой естественностью и раскованностью, словно других кино-Мегрэ не было до него и не будет после.
Идеальный Жюль Мегрэ появился в тот момент, когда у творцов французского кино старой закалки вроде бы иссякло вдохновение, а «новая волна» еще не успела явить миру свои жемчужины во всей красе. Спустя два года после «Собора Парижской Богоматери» постановщик Жан Деланнуа перенес на экран роман Сименона «Мегрэ расставляет сети» (1958), где комиссар охотился на серийного убийцу невинных женщин. А в центре этого фильма и двух последующих, «Мегрэ и дело Сен-Фиакр» (1959) и «Мегрэ и гангстеры» (1963), возвышался монументальный Жан Габен.
Сперва его герой всерьез подумывает об отставке. Нельзя же ловить преступников до скончания века. Но когда на парижских улицах объявляется маньяк по прозвищу Убийца с болот, Мегрэ решает остаться и навести порядок. Он все делает рассудительно и флегматично, лишь изредка позволяя себе всплески агрессии. Тоже, правда, тщательно спланированные и выверенные до мелочей.
Многочисленные поклонники Жана Габена справедливо называли его воплощением французской души и национального характера. Сам Габен же благодаря этой трилогии окончательно превратился в икону не только французского, но и мирового кино, создав золотой стандарт образа Жюля Мегрэ. Который до сих пор является олицетворением смекалки и хладнокровия.
Борис Тенин, актер мужественной и благородной красоты, снимался в кино и играл в театре с 1920-х. Звездой первой величины он так и не стал, хотя уже в зрелом возрасте обрел популярность благодаря серии телевизионных фильмов 1970, 1973 и 1982 годов. В произведениях «Сесиль умерла», «Мегрэ и человек на скамейке» и «Мегрэ колеблется» Тенин столь органично перевоплотился в знаменитого комиссара, что сам Жорж Сименон прислал ему восторженное письмо.
Первый советский Мегрэ, безусловно, умен, хитер и сообразителен. Но помимо этих качеств, неотъемлемых черт уважающей себя полицейской ищейки, ему присуща редкая человеческая теплота. Если тот же Жан Габен в роли комиссара был холоден и суров, будто мраморное изваяние, то в прокуренное пальто Тенина хочется зарыться с головой и выговориться, выплакаться, излить душу… Чувствуется в нем что-то нежное и подкупающее. Хотя шутки с этим Мегрэ все равно плохи, если за вами числятся прегрешения любой степени тяжести.
Борис Тенин был первым, но отнюдь не единственным отечественным артистом, игравшим Мегрэ. В фильме «Цена головы» (1992), например, роль комиссара досталась Владимиру Самойлову, а в ленте «Заложники страха» 1994 года его играл Юрий Евсюков (который, правда, после распада СССР стал гражданином Украины). Но есть и другой, более примечательный проект: телеспектакль «Мегрэ у министра» (1987), где комиссар в исполнении Армена Джигарханяна отправился к высокопоставленному чиновнику (Петр Вельяминов), дабы разгадать тайну исчезновения важнейшего доклада.
Действие этой камерной разговорной драмы происходит в минимальном количестве локаций и строится исключительно на харизме первоклассных артистов. Джигарханян прячет глаза за внушительной оправой очков и напоминает мудрого, но строгого директора. Он и выслушает, и на путь истинный наставит, но к чрезмерному панибратству его манера держать себя не располагает. Зато сама картина с ее очаровательной старомодностью кажется отличной альтернативой гламурным лентам о сыщиках вроде той же «Смерти на Ниле».
Роуэн Аткинсон, страстный почитатель романов Жоржа Сименона, несколько лет назад неожиданно посерьезнел и сыграл комиссара Мегрэ сразу в четырех фильмах, первый из которых, «Мегрэ расставляет сети», вышел в 2016-м. Спустя год после скетча о мистере Бине на похоронах и пять лет после релиза сиквела «Джонни Инглиша». Строго говоря, «Мегрэ расставляет сети», «Мертвец детектива Мегрэ», «Мегрэ: Ночь на перекрестке» и «Мегрэ на Монмартре» именуют сериалом. Это понятие, впрочем, применимо здесь не больше, чем к фильмам с Жаном Габеном: каждая полнометражная картина в целом самодостаточна, и начать знакомство с Мегрэ-Аткинсоном можно с любого места.
Нужно ли его начинать – вопрос другой. Конечно, плох тот комик, который рано или поздно не замахивается на драматические роли. Но в случае с Аткинсоном его героя при всем желании не удается воспринимать всерьез. И неважно, что он делает, – задумчиво дымит верной трубкой, допрашивает подозреваемого или печально таращится в пустоту в надежде на внезапное откровение. Чем старательнее Роуэн хмурится, тем упорнее ожидаешь от него каких-нибудь несусветных выкидонов. Одно утешает: сам образ Мегрэ на британской земле прижился так же легко и непринужденно, как и на французской, американской или советской.
Если вы думаете, что карьеру уважаемого российского гражданина Жерара Депардье в последние годы мотает, точно на американских горках, то вы не сильно ошибаетесь. Нет, сниматься-то артист продолжает с завидной регулярностью, несмотря на позорный шлейф обвинений в изнасиловании. Однако набрести на что-то вразумительное среди его последних проектов непросто. Тем удивительнее, что 73-летний Депардье вдруг появился в роли комиссара Мегрэ в фильме живого классика Патриса Леконта, автора «Девушки на мосту» (1999) и «Моего лучшего друга» (2006).
Завязка картины вполне классическая. Париж. Труп. Одинокий мужчина в плаще и шляпе пытается выяснить, какой негодяй посмел пролить кровь невинной девушки. Мегрэ в очередной раз жалуется на усталость и помышляет о пенсии. Еще и доктора донимают: курить, видите ли, надо бросать. Комиссара здесь окутывает облако гнетущей меланхолии – то ли тень неразгаданного убийства, то ли призрак былого таланта большого (во всех смыслах) артиста. Но расследование помогает этому погрязшему в депрессии угрюмому человеку вновь почувствовать на зубах хрустящий вкус настоящей жизни.
То же самое, вероятно, можно сказать и о Депардье. Раньше они с Леконтом не работали вместе, но теперь нашли друг в друге родственные души. Режиссер утверждает, что с радостью снял бы еще одну ленту с участием Жерара. Только не о Мегрэ – никакую франшизу «Таинственная девушка» не запускает. Ну а мы бы в таком случае охотно на это посмотрели. Ведь как бы ни был велик соблазн считать нынешнего Депардье фриком-неудачником, многих современных актеров он по-прежнему запросто уделает небрежным щелчком пальца.
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…