Вестерн, комикс и киберпанк-антиутопия из страны тысяч островов.
Далеко не всякий с ходу на карте мира отыщет Индонезию. Но вклад этой страны в современный мировой кинематограф трудно переоценить. Благодаря ей мы знаем Гарета Эванса (валлийца по происхождению, который несколько лет прожил в Джакарте), Ико Ювайса и такие хиты, как дилогия «Рейд» и «Хэдшот» (он же «Рейд: Пуля в голове»). Ну а сегодня предлагаем копнуть поглубже и рассмотреть еще несколько индонезийских боевиков, очень разных, но непременно брутальных, красивых и захватывающих.
«Ночь идет за нами» (2018)
Суперубийца, работающий на Триаду (Джо Таслим), отказывается исполнять приказ и спасает от расправы маленькую девочку. Теперь против него – вся армия мафии, включая собственного брата (Ико Ювайс). Тогда как на его стороне – всего лишь горстка верных друзей и одна бойкая девица. Но этого будет вполне достаточно.
Тимо Тьяджанто начинал с хорроров, засветившись в культовых альманахах «Азбука смерти» и «З/Л/О». Затем снял упомянутую «Пулю в голове». Ну а «Ночь идет за нами» – это уже настоящая вершина. Причем не только для Тьяджанто, но и для современных кровавых боевиков в принципе. Нет, серьезно, по части постановки боев, хореографии и всего такого это ни много ни мало на уровне сиквелов «Джона Уика». Те, может, более эстетские, вычурные, дорогие, зато «Ночь» гораздо более жестокая. Ничего круче на данный момент в жанре точно нет, без всяких преувеличений.
«Гундала: Сын молнии» (2019)
Мало кто знает, но в Индонезии с 1960-х годов существует свое издательство комиксов, Bumilangit. А каждое уважающее себя издательство комиксов нынче, как известно, строит свою киновселенную. Вот и Bumilangit не исключение, активно этим ребята занимаются. И начали они с «сольника» про супергероя по прозвищу Гундала.
Гундала, в миру – Санчака (Абимана Арьясатья, в «Ночь идет за нами» тоже играл), умеет заряжаться молниями для последующего пуляния оными в недругов и обучен боевым искусствам. Сам сирота, сын простого рабочего, вероломно убитого в борьбе за справедливость. Пролетарский каратель, защищающий в первую очередь интересы уязвимых слоев населения. Главный злодей в фильме – криминальный авторитет Пенгкор, наследник плантаторов-угнетателей, хлебнувший в отрочестве горюшка, руководитель тайной армии бывших детдомовцев. Коварный план его состоит в том, чтобы отравить всех беременных женщин специальным веществом, которое сделает их будущих отпрысков аморальными (sic!).
Фильм по настроению, атмосфере и всему прочему – по-стильному мрачный, угрюмый наподобие последних опусов про Бэтмена. Но, как можно понять из вышеизложенного, прелестно самобытный. Кроме того, здесь много колоритнейших персонажей, в том числе третьестепенных (особенно выделяется некто в маске на затылке), много лихого кунг-фу, а спецэффектов компьютерных совсем чуть-чуть. При бюджете в $2 млн с небольшим «Гундала» выглядит ничуть не хуже дорогущих аналогов от Marvel и DC, к тому же подкупая искренностью и фантазией.
Уже в этом году в рамках вселенной Bumilangit должны выйти еще два фильма. А всего на ближайшее будущее запланировано семь. И один из них должен поставить Тимо Тьяджанто, по слухам, с Ико Ювайсом в главной роли.
«Ковбои» (2018)
Какие еще ковбои в Индонезии? – спросите вы. А вот такие. Индонезийские. Хотя вообще оригинальное название – Buffalo Boys, но да, это таки вестерн. Про двух братьев, которые выросли на чужбине, в Калифорнии, в XIX веке, и теперь возвращаются на родину вместе с дядюшкой, чтобы отомстить за отца. А отец у них был султаном, законным правителем, и его закололи проклятые оккупанты.
Борьба с иноземными колонизаторами – распространенный для азиатского исторического кино мотив. Как правило, под колонизаторами подразумеваются англичане, но в случае Индонезии это голландцы, и в фильме они представлены злобным офицером со звучным именем Ван Трах, который держит в страхе два населенных пункта: обычную крестьянскую деревню и город, остроумно стилизованный под типично американский.
Собственно, в целом речь все же идет скорее о стилизации под вестерн, причем на редкость умелой и слегка ироничной. С такими обязательными жанровыми атрибутами, как драка в салуне и ураганная перестрелка на главной улице, скорректированными в соответствии с культурными особенностями региона. То есть драка будет характерно акробатической. А ковбои будут скакать верхом не на лошадях, а на буйволах. Что, несомненно, куда лучше привычных стандартных вариантов.
«Отряд Фокстрот» (2019)
В недалеком киберпанковском будущем власть в Индонезии захватила партия «Пиранья», и страна погрузилась в непроглядную мглу нищеты, голода и тоталитаризма. Подпольную войну с тиранами ведет организация «Реформа», официально объявленная террористической. Но отважным повстанцам угрожает полный разгром, и ситуацию может исправить только опальный сенатор, бывший спецназовец. Он с отрядом старых боевых товарищей должен проникнуть в тщательно охраняемую цитадель зла и заставить негодяев признаться в своих преступлениях.
Боевик в антиутопическом футуристическом сеттинге, выполняющем чисто декоративную функцию. Ведь когда хорошие ребята наваливают плохим ребятам – это просто хорошо, а когда у плохих ребят есть высокотехнологичные плащи-невидимки и бронекостюмы с пулеметами – это и вовсе замечательно. И нечего тут больше выдумывать.
«Мерантау» (2009)
Молодой паренек приезжает в большой город, встречает даму в беде и вступает в смертельный бой с мафией, специализирующейся на торговле людьми. Банальнейшая история, но примечательна она тем, что отсюда берут старт карьеры Ико Ювайса и Гарета Эванса. Сейчас оба – мировые звезды, а первой их совместной работой был вот этот полукустарный, неказистый на вид, простодырый криминальный экшен. Но уже здесь видно, что ребята далеко пойдут. На разговорные сцены без слез не взглянешь, зато боевые – а ради них все и затевалось – здорово, со смекалкой придуманы и четко, на зависть многим исполнены. То есть не только историческую ценность фильм имеет. Хотя главным образом – именно историческую.
Комментарии