Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors
Search in posts
Search in pages
Слушать подкаст
|
КиноРепортер > Кино > Кшиштоф Кесьлевский: 20 фильмов о жизни и смерти

Кшиштоф Кесьлевский: 20 фильмов о жизни и смерти

9 марта 2022 /
Кшиштоф Кесьлевский: 20 фильмов о жизни и смерти

Вспоминаем глубокие, лиричные и гуманистические картины великого польского режиссера.

Кшиштоф Кесьлевский (правильно говорить Кесьлёвский) – один из самых известных польских режиссеров. Он прожил всего 54 года – его сердце остановилось во время операции в марте 1996-го, но оставил после себя большое и очень яркое наследие. Так, «Рай» Тома Тыквера с Кейт Бланшетт и Джованни Рибизи был снят в 2001 году по сценарию Кесьлевского, который тот не успел реализовать. Это, кстати, была часть дилогии (Кшиштоф вообще любил объединять свои идеи в циклы). Вторую часть, которая называется, как несложно догадаться, «Ад», снял в 2005 году Данис Танович.

К выходу в российский прокат ленты «Три цвета: Красный» мы вспоминаем режиссерские работы великого поляка – глубокие, лиричные и гуманистические. Многие из них обязательны к просмотру.

«Шрам» (1976)

Стефану Беднашу (звезда сериала «Четыре танкиста и собака» Франтишек Печка) не позавидуешь. Его по партийной линии отправили руководить строительством химкомбината, расположенного близ родного для него города Олецко. Беднаш – порядочный человек, и ему нестерпимо трудно от того, что его собственные убеждения вступают в конфликт с происходящим. Предприятие наносит непоправимый вред экологии и городу, что не улучшает отношения ни с семьей, ни с земляками. А как тут обрести мир с самим собой?..

Широкоэкранный дебют Кесьлевского снят в стиле социалистического реализма, в котором в Польше, как и в СССР, по разнарядке снималось немало вполне достойных картин. В роли помощника Стефана снялся Ежи Штур («Дежа вю») – один из самых популярных польских актеров, хотя куда интереснее другое. В роли секретарши Беднаша в фильме появилась Агнешка Холланд – впоследствии самая известная польская женщина-режиссер («Полное затмение»). 

«Кинолюбитель» (1979)

Филип Мош (Ежи Штур) живет в пригороде Кракова и занимается поставками на местной фабрике. Однажды он покупает 8-миллиметровую кинокамеру, чтобы запечатлеть важные мгновения в жизни недавно родившейся дочери. Однако кинолюбительские порывы Моша замечает директор фабрики и поручает ему снять фильм к 25-летию предприятия. Это становится поворотной точкой в жизни Филипа, почувствовавшего, что камера дает ему невиданную власть… 

За этот фильм Кесьлевский получил главный приз XI Московского международного кинофестиваля. В «Кинолюбителе» тоже снялся известный польский режиссер – на этот раз Кшиштоф Занусси («Жизнь как смертельная болезнь, передающаяся половым путем» – главный приз XXII ММКФ), но в роли самого себя.

«Случай» (1981)

Витек (Богуслав Линда) опаздывает на поезд Лодзь – Варшава. На первый взгляд от того, успеет он догнать состав и заскочить в последний вагон или нет, мало что зависит. На деле от этого зависит вся жизнь парня, только он об этом, конечно, не знает.

Зрителям показывают три варианта развития событий, берущих отсчет с этого момента. В одной ветке Витек станет активным членом коммунистической партии. В другой так же рьяно примется отстаивать интересы рабочих в профсоюзном объединении «Солидарность». В третьей не произойдет ни того ни другого, и жизнь Витека будет вполне обыденной… 

Если вам казалось, что сюжетное решение Тома Тыквера в «Беги, Лола, беги» (1998), где нам последовательно показывали несколько возможных версий истории главной героини, очень оригинальное, то это не совсем так. До Тыквера был Кесьлевский, причем немец, как мы уже знаем, был знаком с поляком, и «Случай» смотрел.

«Без конца» (1984)

Урсула Зыро (Гражина Шаполовска) тяжело переживает смерть своего любимого мужа, талантливого адвоката Антека. Ей даже кажется, что он все еще где-то рядом, и на самом деле так и есть. Урсула совершенно потеряна и, пытаясь найти себя, соглашается помочь подруге, мужа которой обвиняют в организации забастовки рабочих. Это непростое дело ненадолго отвлекает женщину от депрессивных мыслей… 

Первый (но не последний) фильм Кесьлевского, в центре сюжета которого – женщина. А еще первый (и опять же не последний), сценарий которого режиссер написал в соавторстве с адвокатом Кшиштофом Песевичем. Тот никогда до этого сценарии не писал, а в итоге стал постоянным соавтором Кесьлевского до самой его смерти.

«Короткий фильм об убийстве» (1988)

Петр Балицкий (Кшиштоф Глобиш) сдал экзамен на адвоката. Его первым делом стало жестокое убийство таксиста Вальдемара Рековского (Ян Тесаж) деревенским парнем Яцеком Лазаром (Мирослав Бака). Несмотря на все усилия Петра, Яцека приговаривают к смертной казни и вешают… 

Короткий – не значит короткометражный. Фильм длится 84 минуты, и за это время мы успеваем немало узнать о том, каким неприятным человеком был убитый таксист. И еще больше – о Яцеке, который тяжело переживал смерть маленькой сестренки и винил в ней себя. Наконец, Кесьлевский предельно натуралистично показывает и сцену убийства, и сцену казни, чтобы показать, насколько противоестественно и то и другое. Картина получила приз жюри и приз ФИПРЕССИ на Каннском кинофестивале.

«Короткий фильм о любви» (1988)

19-летний Томек (Олаф Любашенко) провел детство в детдоме. Сейчас он живет в Варшаве у матери своего друга и работает на почте. Томеку нравятся девушки, но в силу своей нерешительности он ни с кем не может познакомиться. Паренек проводит почти все свободное время, наблюдая в бинокль за Магдой (Гражина Шаполовска), которая живет в соседнем доме. Она значительно старше и опытнее его, часто водит к себе разных мужчин, но Томек влюбляется в нее и начинает преследовать. Устраивается молочником, чтобы носить ей молоко по утрам, дышит в трубку… 

Как и «Короткий фильм об убийстве», картина являет собой расширенную версию истории, написанной для цикла «Декалог». Оба фильма вышли отдельно: таким образом Кесьлевский смог обеспечить дополнительные средства на производство «Декалога». «Короткий фильм о любви» получил спецприз жюри в Сан-Себастьяне и еще несколько международных наград.

«Декалог» (1989)

Десять историй по 56 минут каждая. Их герои – сын университетского профессора, жена умирающего в больнице мужчины, пожилая женщина, спасшая во время войны десятки евреев от смерти, человек, которому сообщили, что его импотенция неизлечима, и другие – погружены в суету сует. Повседневная жизнь забирает их без остатка, и на что-то по-настоящему важное сил и времени уже не остается… 

Историй десять по числу заповедей. Хотя, где какая, Кесьлевский не проговаривает, и киноведы до сих пор спорят по поводу расстановки. В «Декалог» входят урезанные версии «Короткого фильма об убийстве» и «Короткого фильма о любви» (фильмы 5 и 6 соответственно). Они не просто сокращены, но и перемонтированы, из-за чего допускают иную трактовку некоторых событий. Амбициозный проект поляка очень высоко ценится критиками и кинематографистами. Предисловие к книге, в которую вошли сценарии «Декалога», написал Стэнли Кубрик.

«Двойная жизнь Вероники» (1991)

Молодая талантливая певица из Кракова Вероника (Ирен Жакоб) готовится к первому в ее жизни большому концерту. Девушку беспокоит боль в груди, а еще необычайно взволновало появление на Центральной площади города французской туристки, похожей на нее как две капли воды. Во время выступления на особо высокой ноте Вероника умирает от сердечного приступа. Одновременно та самая француженка Вероник, успевшая вернуться в родной Париж, ощущает необъяснимую тоску. Она тоже хотела стать певицей, но бросила, а позже оказалось, что у нее больное сердце… 

Первый международный проект Кесьлевского, снятый преимущественно за пределами Польши. Фильм получил три приза в Каннах, включая награду за лучшую женскую роль Ирен Жакоб, которая два года спустя снялась в «Предсказании» Эльдара Рязанова в паре с Олегом Басилашвили. Картина получила противоречивые отзывы, хотя ее, как и «Декалог», очень высоко оценил Роджер Эберт, а влияние Кесьлевского можно обнаружить в работах многих режиссеров – от Дэвида Линча до Андрея Звягинцева.

«Три цвета» (1993–1994)

Кадр из фильма «Три цвета: Синий»

33-летняя Жюли (Жюльет Бинош) выжила в автокатастрофе, в которой погибли ее муж-композитор и дочь. Все, что удерживает ее в этом мире, – музыка супруга. Польский парикмахер Кароль (Збигнев Замаховский) развелся с женой-француженкой Доминик (Жюли Дельпи), но хочет ее вернуть, и у него созревает план… Студентка Валентина (Ирен Жакоб) сбивает соседскую собаку. Хозяин – отошедший от дел пожилой судья (Жан-Луи Трентиньян), человек странный и не самый приятный, но Валентина чувствует к нему взаимную симпатию… 

На самом деле это три совершенно отдельных фильма – «Три цвета: Синий» (1993), «Три цвета: Белый» (1993) и «Три цвета: Красный» (1994), объединенных в единый цикл по цветам французского флага. В финале «Красного» герои всех трех частей даже встречаются при очень непростых обстоятельствах.

Каждая из лент имела разную фестивальную судьбу. «Синий» получил «Золотого льва» Венецианского кинофестиваля. «Белый» – приз за режиссуру в Берлине. «Красный» же все самые престижные награды обошли. Тем не менее эту выдающуюся трилогию надо смотреть в связке – только так можно понять авторский посыл.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Комментарии  

Комментарии

Загрузка....
Вы все прочитали

Next page

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: