Воспетые «Землянами» незримые герои экрана, они украшают любое кино, делая его более зрелищным и захватывающим. Речь, разумеется, о каскадерах. Именно им посвящен наш материал, в котором мы покажем вам несколько умопомрачительнейших трюков, выполненных разными отважными людьми, и немного про них расскажем.
Советский байопик про философа и врачевателя Авиценну, созданный совместными усилиями студий Узбекфильм и Таджикфильм, на первый взгляд не является сколько-нибудь выдающимся кинематографическим произведением. И все же кое-чем он примечателен. Так, например, в нем можно увидеть одну из редких актерских работ Джаника Файзиева, более известного как режиссер и продюсер. Кроме того, довольно заметную роль – прорицательницы Юны – в фильме сыграла легендарная шарлатанка, самопровозглашенная царица ассирийского народа, бывшая жена Игоря Матвиенко и вообще интересной судьбы женщина Джуна Давиташвили. И это не считая дивной, как обычно, музыки Эдуарда Артемьева.
Но нас сейчас больше интересует финальная сцена, в которой главный герой, преследуемый кровожадными врагами, верхом на лошади сигает с обрыва в воду. Этот самоубийственный прыжок совершил известный каскадер Усен Кудайбергенов («Петр Великий», «Кочевник» Сергея Бодрова). Высота обрыва была 27 метров, глубина реки в месте падения – всего полтора метра. Лошадь в результате падения, увы, скончалась, а сам Кудайбергенов попал в больницу. Зато, говорят, трюк был занесен в книгу рекордов Гиннесса.
Этот наш ответ бездуховным «Форсажам» из нулевых ныне давно и крепко забыт, а зря. При желании там можно отыскать много неожиданного и любопытного. В числе последнего – масштабная сцена погони, в рамках которой, среди прочего, джип злодея на полном ходу подрывают с помощью груженной динамитом игрушечной машинки на радиоуправлении. От взрыва иномарка подпрыгивает и переворачивается целых шесть раз подряд (видео – по ссылке).
Исполнил описанный кульбит Мартин Иванов, звезда мирового класса в своей области: он и Тома Круза в «Протоколе Фантом» на крыше катал, и Венсана Касселя в «Джейсоне Борне» за рулем подменял, и много где еще успел полихачить. Сам Мартин впоследствии признавался, что не планировал именно такое количество кувырков, просто немного подфартило. Однако до абсолютного рекорда он чуть-чуть не дотянул: в «Казино Рояль» Aston Martin (забавное совпадение) с дублером Дэниэла Крэйга на водительском кресле после резкого маневра переворачивается семь раз. Впрочем, какой из этих автомобильно-акробатических этюдов зрелищнее – вопрос как минимум дискуссионный.
Тот случай, когда все пошло не по плану и чуть не закончилось трагедией, но в итоге получилось даже лучше, чем задумывалось. Это произошло в ходе съемки и без того технически сложной и чертовски захватывающей сцены гонки на колесницах. Четверка лошадей, управляемая Джо Кэнаттом, дублером Чарлтона Хестона, несется прямо на лежащую поперек дороги повозку. Лошади перескакивают через препятствие, а колесницу мощно подбрасывает вверх – и Кэнатт улетает вперед, крутанув сальто. Чего как раз и не было предусмотрено. К счастью, каскадер ухитрился избежать потенциально смертельного падения, перелезть обратно и продолжил движение по намеченному маршруту, отделавшись лишь царапиной на щеке.
При этом после премьеры «Бен-Гура» долго ходили слухи о том, что другой каскадер тогда все-таки погиб. Более того, ужасную гибель его мы наблюдаем в той же сцене парой минут позже, когда героя Стивена Бойда лошади насмерть затаптывают копытами. Второй режиссер Эндрю Мартон, который и отвечал за постановку сцены, не выдержал и выдал прессе по этому поводу саркастический комментарий в том духе, что жертвами киноискусства на самом деле у него на площадке пали сразу двадцать человек и целая сотня лошадей. «Так и напишите, чего уж мелочиться», – добавил он.
Справедливости ради, слухи те не были совсем уж беспочвенными, и инцидент с летальным исходом на съемках «Бен-Гура» действительно имел место. Но не того «Бен-Гура», а предыдущего, 1925 года. И там, да, из-за внезапно сломавшегося колеса дублер получил травмы, несовместимые с жизнью.
Авторы культового боевика со Сталлоне (среди них был и сам Сталлоне) изобрели, пожалуй, самую экстремальную разновидность зиплайна – зиплайн между летящими самолетами. Осуществить задуманное при помощи компьютерной графики они не могли по понятным причинам, Тома Круза у них в команде тоже не было, так что пришлось отдуваться специалисту-трюкачу по имени Саймон Крэйн. Да и тот согласился на участие в этом безумии только тогда, когда Слай ему из собственного кармана миллион долларов отстегнул.
Реализован смертельный номер был еще интереснее, чем кажется. Так как просто взять и проехаться по тросу из самолета в самолет, скорее всего, в принципе невозможно (привет, кстати, Николаю Лебедеву), Крэйн выпрыгнул из первого воздушного судна, прицепившись к утяжеленной веревке, второй конец которой… свободно болтался в воздухе. И лишь после этого на втором воздушном судне должны были веревку со своей стороны поймать и втащить Крэйна внутрь. Должны были.
Но получилось все немного не так. Бедолага с миллионом в кармане некоторое время беспомощно бился о фюзеляж рядом с открытой дверью и в считанных метрах от двигателей (на высоте около 4 600 метров при температуре воздуха -32 по Цельсию), в итоге отстегнулся и приземлился на парашюте. Тем не менее, несмотря на накладку, отснятого материала все равно хватило с головой, и все остались довольны. Даже Саймон Крэйн потом сказал, что с удовольствием бы повторил.
Всю свою долгую и насыщенную карьеру Джеки Чан только и делал, что подвергал свою жизнь риску на потеху публике. Но вот этот случай, пожалуй, особенно фееричен во всех смыслах. Итак, комедийный боевик «Полицейская история», герой Джеки, стоя на верхнем этаже торгового центра, замечает удирающих преступников на нижнем этаже. Тогда он прыгает на длинный металлический шест и съезжает по нему вниз, точно заправский пожарный (или охотник за привидениями), снося развешанные на всем пути электрические гирлянды и тем самым запуская фейерверки из искр. А в довершение всего пробивает собой стеклянный потолок и разносит ларек с конфетами.
Конечно же, никакой страховки у Джеки Чана не было, потому что страховка – для слабаков. И, конечно же, все, что могло пойти не так, пошло не так: техники напортачили с проводкой, и тот шест, по которому он спускался и к которому были присоединены гирлянды, сильно нагрелся. А отпустить его было нельзя, иначе – смерть. Ведь, как было сказано выше, страховка – для слабаков. Пришлось крепко держаться за горячий металл и терпеть. Как результат – ожоги обеих рук второй степени. До волдырей то есть. Но что такое для Джеки Чана какие-то там ожоги? Сущая ерунда. Поэтому он в тот же день, по завершении смены, поехал не в больницу, а сниматься в другом фильме – «Сердце дракона».
У Тома Круза в послужном списке также более чем достаточно опасных подвигов, среди которых трудно выделить какой-то конкретный. И все же, наверное, больше всего впечатляет, с учетом всех условий, его восхождение на небоскреб «Бурдж-Халифа» в четвертой части серии «Миссия невыполнима». Согласно сюжету, суперагент Итан Хант карабкается по отвесной стеклянной стене здания с помощью инновационных липучих перчаток, чтобы стянуть коды запуска ядерного оружия, украденного, в свою очередь, злодеем Куртом Хендриксом.
Да, кое-какие меры безопасности были предприняты: в частности, у Круза имелся страховочный трос. Однако, во-первых, малейшая неисправность неминуемо повлекла бы за собой непоправимые последствия. А во-вторых, ремни, к которым трос крепился, затягивались так туго, что на выполнение дубля у Тома было всего несколько минут. После чего у него бы стали неметь ноги из-за недостатка циркуляции крови. А это, знаете ли, не очень приятное ощущение. Тем более когда ты висишь в полукилометре над землей под палящим дубайским солнцем, а вокруг тебя снуют вертолеты с IMAX-камерами.
Абсолютно величайший, по-своему уникальный и непревзойденный трюк с использованием автомобиля – в не лучшем, прямо скажем, фильме бондианы. Джеймс Бонд (Роджер Мур) и шериф Пеппер (Клифтон Джеймс) на красном масл-каре AMC Hornet X с одной части разрушенного моста перепрыгивают на другую часть разрушенного моста, совершая полный оборот в воздухе. Никаких спецэффектов, только высший пилотаж каскадера Лорена Уиллерта по прозвищу Бампс и компьютерное моделирование. Которое в подобных целях до этого момента никогда не применялось.
Чтобы точно рассчитать траекторию, потребовалось написать программу на языке Fortran и задействовать целую комнату, полную аппаратов IBM 360, работавших на перфокартах. При этом любая ошибка в расчетах вполне могла стать для каскадера фатальной. Но, к счастью, и в теории, и на практике все прошло идеально. 1 июня 1974 года, на 31-й день производства картины, Лорен Уиллерт разогнался до четко заданной скорости в четко заданном направлении, четко взмыл в небеса и четко приземлился на все четыре колеса, навсегда войдя в историю кино.
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…