Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors
Search in posts
Search in pages
Слушать подкаст
|
КиноРепортер > Кино > Вечный воитель: Незабываемые роли Чарлтона Хестона

Вечный воитель: Незабываемые роли Чарлтона Хестона

5 октября 2023 /
Вечный воитель: Незабываемые роли Чарлтона Хестона
«Печать зла» (1958). Фото: Mary Evans/TASS

К 100-летию голливудской легенды – звезды «Бен-Гура» и «Планеты обезьян».

4 октября – важная для кинематографа дата. Именно в этот день сто лет назад родился Чарлтон Хестон, двукратный оскаровский лауреат и звезда массы прославленных фильмов. Свои самые знаменитые роли, в «Печати зла» и «Бен-Гуре», он исполнил в 1950-е, в период золотого века Голливуда. Но и после этого Чарлтон снимался еще не одно десятилетие, чередуя исторические драмы и вестерны с фантастикой, приключениями, триллерами и даже боевиками вроде «Тайны ордена» с Жан-Клодом Ван Даммом. Несколько шикарных картин с участием Хестона «КиноРепортер» вспоминает в этом материале – любая из них станет украшением домашнего сеанса!

«Печать зла» (1958)

«Печать зла»

К концу 1950-х Чарлтон Хестон имел за плечами два громких хита: библейский эпик «Десять заповедей» и размашистый вестерн «Большая страна». Поэтому в индустрии мнение недавно вспыхнувшей звезды ценилось на вес золота. И когда Хестон предложил кандидатуру Орсона Уэллса как постановщика триллера «Печать зла», боссы Universal подумали и согласились. Также Уэллс исполнял одну из главных ролей – мерзотного копа Хэнка Куинлана, запятнавшего репутацию связями с темными личностями. Хестону в образе честного следователя, который бросает вызов подонкам на американо-мексиканской границе, предстояла непростая задача: конкурировать с легендой.

На фоне Уэллса на максималках, с выпученными глазами, толстенной сигарой и резким, словно наждачкой натертым голосом, затерялись бы многие опытные артисты. Но Хестон, то есть его персонаж Варгас, дал этому воплощению порока решительный отпор. Поглядите только, как он глазами сверкает, хмурится глубокомысленно, негодяям противостоит бесстрашно. Идеальный герой угрюмого нуара, таких в наше время днем с огнем не сыщешь. В автобиографии Хестон описал завершение съемок следующим образом:

«Мы отправились в круглосуточную кофейню и отпраздновали это, закусив яичницей с ветчиной и распив бутылку шампанского, которую Уэллс хранил в своем трейлере. Я поднял бокал и сказал: «Думаю, стоящий получится фильм. Вы, Орсон, потратили немного времени и пленки, пытаясь скрыть тот факт, что лучшая роль была у вас. Падение капитана Куинлана – вот о чем на самом деле рассказывает картина». Уэллс посмотрел на меня и расхохотался: «Ты абсолютно прав, мой мальчик. Ну, по крайней мере, теперь мне не придется беспокоиться об этом в монтажной».

«Бен-Гур» (1959)

«Бен-Гур» – это величие. Абсолютное и безоговорочное. И под занавес 1950-х, когда без малого четырехчасовой пеплум Уильяма Уайлера завоевал рекордные 11 «Оскаров» (позднее подобного триумфа смогли удостоиться лишь две ленты – «Титаник» и «Властелин колец: Возвращение короля»). И сейчас, когда жанр эпических драм на античные/библейские сюжеты приказал долго жить, а по-настоящему оригинальных историй в Голливуде кот наплакал. Да и артистов масштаба Чарлтона Хестона, способных столь монументальный проект возглавить, по пальцам пересчитать.

Иуда Бен-Гур – богатейший человек в Иерусалиме, представитель уважаемой знатной семьи. В 26 году н.э. он встречает старинного друга Мессалу, который дослужился до звания трибуна. Гордый сын Иудеи и римлянин до мозга костей не могут найти общий язык. В результате роковой случайности Иуду обвиняют в покушении на прокуратора и ссылают на галеры без суда и следствия. Фактически обрекают на смерть. Но он выживает, а затем меняет рабский статус на положение наследника консула. Однако все это время не перестает думать об отмщении.

Фильм, как и роман, на котором он основан, носит подзаголовок «История Христа». Дело в том, что во время своих мытарств Иуда периодически пересекается с Сыном Божьим. И каждая встреча оказывает важнейшее влияние на восприятие Иудой краеугольных ценностей и мира вокруг. «Бен-Гур» безупречно работает на всех уровнях: от идейного (именно этим вопросом – как победить идею – задаются римляне) и актерского (Хестон – мощь!) до чисто кинематографического. Дух захватывает от того, с каким феерическим размахом поставлены батальные сцены. А уж легендарная гонка на колесницах, которую около года планировали и пять недель снимали, просто из седла вышибает.

На ее съемки потратили примерно $1 млн, тогда как сама картина обошлась в $15 млн. Неслыханная сумма по тем временам, но не такая уж и значительная в пересчете по актуальному курсу: «всего» $158,2 млн. Многие нынешние блокбастеры подобные деньги только на маркетинг спускают, причем особо не скупясь. Впоследствии Чарлтон Хестон снимется в другой библейской драме с самоуверенным заголовком «Величайшая из когда-либо рассказанных историй» – но не тому, определенно не тому фильму дали это название! «Бен-Гуру» оно бы подошло куда больше.

«Майор Данди» (1964)

Чарлтон Хестон снял три фильма как постановщик, однако ни один из них особой популярностью не пользовался. А вот «Майор Данди» со временем стал вполне себе знаковой картиной в кругу любителей вестернов – режиссерскую строчку в титрах единолично оккупировал Сэм Пекинпа, однако львиную долю времени съемками руководил именно Хестон, поскольку его коллега редко отрывался от бутылки. В кадре Чарлтон воплощал спокойную мужественность профессионального военного Эймоса Данди, который преследовал апачей, угнавших в плен трех мальчишек. И командовал разношерстным отрядом, сколоченным из северян и южан. За кадром же защищал съемочную группу от нападок режиссера, однажды даже пригрозив ему кавалерийской саблей.

Но свой вклад в общее дело внес и Пекинпа: как минимум тем, что на сценарном этапе на пару с Оскаром Солом (ранее тот адаптировал «Трамвай «Желание» для шедевра с Марлоном Брандо) создал противоречивый образ майора Данди. Сперва он действует из благих побуждений – спасти детей, а потом решает охотиться на индейцев в погоне за личной славой, хотя запросто мог вернуться домой. Хестон с героическим самообладанием изображает эмоциональные качели майора, который жертвует частью продовольствия, чтобы накормить голодных мексиканцев, а под конец яростно бросается в схватку с численно превосходящими силами французской армии.

«Планета обезьян» (1967)

«Планета обезьян»

На закате 1960-х, когда классический Голливуд понемногу уступал место Новому, Чарлтон Хестон влился в фантастический экшен «Планета обезьян». Культовая лента с шьямалановским твистом, где астронавты попали в мир разумных приматов, заработала кучу денег, породила популярную франшизу и произвела революцию в сфере создания кинокостюмов и грима. Хестон же тащил на своих широких плечах груз актерской ответственности: его Джордж Тейлор стал центральным действующим лицом. Как и на «Печати зла», кстати, Чарлтон «подсказал» продюсерам кандидатуру постановщика (Франклина Дж. Шаффнера), за что мы вовек ему благодарны будем.

Брутальная харизма Хестона, который меняет костюм астронавта на первобытные лохмотья, превосходно вписалась в приключенческий сеттинг. Артист демонстрирует завидную физическую форму и редкий драматический талант: ведь Тейлор не столько бегает да кулаками размахивает, сколько проявляет смекалку и упорство, дабы сбежать из заточения. И обнаружить страшную тайну о месте своего пребывания. Концовка картины отличается от завершения оригинального романа Пьера Буля, но перед нами именно тот случай, когда кино лучше!

За кадром Чарлтон тоже отличился: носил воду членам съемочной группы, изнывавшим от жары, и всячески поддерживал актрису Линду Харрисон (дикарка Нова). Та вспоминала, что Хестон, которого она чуть ли не боготворила, был мягким и вежливым человеком, воспринимавшим ее скорее как ребенка, чем как взрослого: одно удовольствие, дескать, с истинным джентльменом сниматься! А 34 года спустя они оба засветились в камео в «Планете обезьян» Тима Бертона: Хестон сыграл умирающего отца злющего генерала-шимпанзе Тэйда (Тим Рот).

«Человек Омега» (1971)

«Человек Омега»

Чарлтон Хестон катается по солнечному Лос-Анджелесу в красном автомобиле с открытым верхом, пока на фоне журчит приятная расслабляющая музыка. А потом ни с того ни с сего останавливается, выхватывает автомат и расстреливает окно здания, за которым мелькает какая-то загадочная тень. Контрастное начало вмиг цепляет зрителя на крючок. Далее выясняется, что хестоновский полковник Невилл – единственный обитатель Города ангелов: жизни остальных унесла глобальная катастрофа в ходе бактериологической войны. А кто не погиб, тот в мутанта превратился. И под покровом ночи тиранит бедолагу Невилла, который вопреки всему не теряет присутствия духа.

Человек, живущий воспоминаниями, – таков герой Хестона, выбравший самоизоляцию задолго до того, как это стало мейнстримом. Он в гордом одиночестве сидит в кинотеатре, ведет сам с собой пространные беседы, страдает слуховыми галлюцинациями, но не сдается и старается не слететь с катушек (а также элементарно остаться в живых). Чарлтон играет с достоинством, самоиронией и легкой небрежностью мужчины, на которого никто не смотрит: именно так, вероятно, и вел бы себя последний землянин. Интерпретации Хестона, во всяком случае, веришь охотнее, чем перформансу Уилла Смита из экранизации того же романа Ричарда Мэтисона «Я – легенда».

«Да, таких фильмов больше не снимают», – изрекает Невилл во время просмотра «Вудстока». В отношении «Человека Омега» это высказывание тоже справедливо. Непросто найти качественный постапокалиптический триллер с актером-глыбой в центре внимания. Хотя, может, оно и к лучшему. Тревожных настроений в обществе и так хоть отбавляй. А учитывая, что «Омега» предвосхитил изоляцию ковидных времен и внешнеполитические конфликты, где стороны угрожают друг другу ядерными боеголовками, многие предпочтут уютный ситкомчик пересмотреть – для сохранения душевного равновесия, так сказать.

«Остров сокровищ» (1990)

«Остров сокровищ»

Свистать всех наверх! В достойной ТВ-экранизации приключенческого романа Роберта Льюиса Стивенсона 67-летний Чарлтон Хестон нахлобучил треуголку Джона Сильвера, кока на корабле «Эспаньола», который отправился на поиски сокровищ пиратского капитана Флинта. Вот только организаторам экспедиции, доктору Ливси и сквайру Трелони, невдомек, что Сильвер – и сам кровожадный злодей. Хлебом (то есть ромом) его не корми, дай перерезать кому-нибудь глотку и присвоить всю добычу себе. Хотя на вид Сильвер – славный малый, душа компании и неунывающий, несмотря на отсутствующую ногу, оптимист.

Обе эти ипостаси Долговязого Джона с энтузиазмом изобразил Хестон, который периодически красуется в кадре с попугаем на плече и вообще здорово напоминает насквозь просоленного морского волка. А уж с какими непередаваемо хищными интонациями он положенные реплики произносит – проще один раз услышать, чем десять раз написать: «Предупреждаю, Джордж! Еще одно слово, и я слопаю на завтрак твою печенку!»

Фильм, кстати, тоже удался. Кристиан Бэйл сыграл именно такого храброго мальчишку Джима Хокинса, каким мечтал побывать каждый реальный мальчишка, вновь и вновь перечитывавший книжку Стивенсона. Ну и видные британские артисты здесь чудо как хороши: Кристофер Ли – Слепой Пью, Оливер Рид – Билли Бонс, Джулиан Гловер – Дэвид Ливси, Пит Постлетуэйт – Джордж Мерри. Вьется по ветру «Веселый Роджер», люди Флинта песенку поют.

«Друзья. 4-й сезон» (1998)

Ну и на сладкое – прелестное камео Чарлтона Хестона в сериале «Друзья», который превратил подобные появления приглашенных звезд в свою визитную карточку. И Дэнни ДеВито на экране мелькал, и Вайнона Райдер, и Чарли Шин, и Риз Уизерспун, и прочие небезызвестные личности. В основном им доставались роли вымышленных персонажей. Чарлтон же был так крут, что сыграл самого себя, – все внимание на 14-й эпизод 4-го сезона. Джо готовится к съемкам в одном с Хестоном проекте, а до этого ему предстоит сгонять с отцом на рыбалку. Но вот незадача: после трех дней на природе без душа (и случайного падения в бадью с червями) воздуха он не озонирует.

Появившись на площадке, Джо пытается перевести стрелки на Хестона, который тем временем с невинным видом кушает лакричные конфетки. А затем узнает, что гримерка артиста оборудована душем. Чего еще желать? Джо проникает туда, включает воду, принимается смывать с себя противный запах… Как вдруг открывается дверь, и в гримерку вплывает Хестон. Опустим завесу жалости над концом этой сцены. Нет, на самом деле можно лишь восхититься выдержкой почтенного старца, который не сразу выставил Джо за дверь, а дал ему полотенце и прочитал мини-лекцию об актерской самокритике. Потом, правда, все равно выставил. Но с какой джентльменской грацией!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Комментарии  

Комментарии

Загрузка....
Вы все прочитали

Next page

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: