«КиноРепортер» — о новых технологиях, безопасности на съемочной площадке и о том, как можно обходиться без съемок за границей.
Мир начинает приходить в норму после глобальной пандемии: заболеваемость вышла на плато, смягчаются условия самоизоляции. Не прошло это и мимо кино: возобновились съемки «Аватара», «Бэтмен» и «Фантастические твари 3» продолжат съемки в Британии уже летом, а «Миссия невыполнима 7» стартует в сентябре — в планах посещение всех включенных в сценарий стран. Новый сезон «Очень странных дел», «Мир Юрского периода 3» и «Матрица 4» также получили разрешения на продолжение съемок.
Тем не менее вопрос безопасности актеров и съемочной группы остается все таким же острым, как и весной. Создаются целые комитеты по безопасности и предпринимается множество ухищрений, призванных исключить опасность заражения.
«Это огромная проблема. В истории кино много случаев, когда съемки прерывались из-за урагана или смерти актера, но нет никакого руководства, что делать во время пандемии», — отмечает продюсер «Несломленного» Мэтт Баэр.
13 апреля гильдия режиссеров Америки назначила Стивена Содерберга главой специального подразделения, отвечающего за решения о съемках во время пандемии. Режиссер «Заражения» плотно работает с представителями киноиндустрии, медиками и эпидемиологами, чтобы выработать оптимальную тактику. В числе обязательных процедур на съемочных площадках не только привычный многим замер температуры перед работой, но и тесты на антитела, а также изоляция от семей на время съемок.
«Возможно, придется создавать четко контролируемую производственную среду. Можно думать об этом как о летнем кинолагере», — шутит Эльза Рамо, адвокат, работающая с компаниями Imagine Entertainment и Skydance.
Само собой, меры предосторожности предполагают использование членами съемочной группы перчаток и масок, а также увеличение уборочных смен. Отмечается также, что специалисты по макияжу будут использовать одноразовые инструменты, выбрасывая кисти сразу после применения. В случае заражения кого-то из съемочной группы остальным сообщат об этом — эксперты отмечают, что это не нарушает законов о защите прав человека:
«Разглашать имена все еще нельзя, но это тот самый случай, когда все имеют право знать, что могли заразиться», — подчеркивает исполнительный директор адвокатской фирмы Workplace Fairness Эдгар Нджату.
Большой проблемой становятся и заграничные съемки: к примеру, часть событий «Миссия невыполнима 7» должна была развернуться в Италии, и сейчас все еще рассматривается возможность изменения сценария либо перенос съемок в стране на осень или зиму, когда вирус должен поутихнуть. Многие готовы перейти на съемку в студийных павильонах и специально построенных там декорациях.
Никуда не исчезает и необходимость соблюдать социальную дистанцию. Здесь на помощь могут прийти спецэффекты. К примеру, самая большая постпандемическая проблема — массовые сцены — решается уже давно. Художник по спецэффектам Марк Савицкий делится опытом:
«Обычно процесс такой: нам нужно заполнить кинотеатр на 100 мест, но у нас всего 10 человек массовки. Раньше мы бы их усадили всех вместе, но сейчас, понятное дело, так не выйдет. Поэтому можно поступить как в фильме «Казанова» с Хитом Леджером — использовать технологию «картонные куклы». Например, у нас есть 10 актеров, и мы разносим их не на 2, а на 3 метра на зеленом экране. Они стоят, аплодируют и делают все, что нужно, а мы снимаем. Потом они уходят, меняют костюмы, надевают новые шляпы, становятся в другом порядке и возвращаются обратно, но отодвигаются чуть дальше. Делаем вторую съемку — и у нас уже 20 человек. Повторяем процесс и получаем уже 40 человек. Полученный результат потом можно множить, и толпа разрастается очень быстро».
Савицкий видит и выход из ситуации с необходимостью самоизоляции — причем довольно радикальный. По его словам, «картонных кукол» можно использовать и для крупных планов:
«У нас есть зеленая комната с установленным светом, креслом и дистанционно управляемой камерой. Вот это важно, что камера управляется извне. Актер заходит на площадку один, а оператор сидит у себя в каморке и работает дистанционно. Кинематографисты созваниваются в Zoom, находясь в разных концах света или города. Каждый смотрит на лицо на экране ноутбука, а камера снимает самих актеров на зеленом фоне. Уже отснятый материал с двух камер сводится воедино: убирается зеленый фон, добавляются CGI-декорации. Например, мы берем интервью у Фрэнсиса Форда Копполы о «Дракуле» и помещаем его в декорации «Дракулы». Все искусственное, и за счет того, что все снималось по отдельности, можно людей посадить как угодно близко — хоть на расстоянии метра, как в обычном живом интервью».
Компьютерная графика приходит на помощь и при съемках интимных сцен: на фоне запрета близких контактов было принято решение, что постельные сцены необходимо либо переписывать, либо убирать, либо создавать с помощью графики.
Есть и свои плюсы: как и предполагалось ранее, за время карантина многие успели снять достаточно кадров с пустыми улицами и оцифровать множество различных площадок. Добавлять людей в готовые сцены куда проще, чем убирать ненужную массовку, а с учетом развития технологий, активно применяемых в Голливуде, ничто не мешает не актеров отправлять на площадки, а доставлять площадки к актерам.
Комментарии