Кино

Эволюция Боба: Как менялись негодяи Роберта Де Ниро

Несколько лет назад путем нехитрых вычислений энтузиасты разузнали, что Роберт Де Ниро исполнял роли негодяев чаще кого-либо еще в Голливуде. Конечно, не всех из них можно однозначно назвать подонками. У того же Трэвиса Бикла из «Таксиста» просто заковыристая система принципов. Хотя попадаются и такие откровенные редиски, что аж скулы сводит от желания швырнуть в них чем-нибудь тяжелым.

К 80-летию великого актера мы проследили, как менялись экранные мерзавцы в исполнении Де Ниро, и собрали 7 фильмов, где сыгранные им злодеи оказались колоритнее всего.

«Сердце ангела» (1987)

Сперва режиссер Алан Паркер предложил Де Ниро главную роль – частного сыщика, который получает от таинственного заказчика квест отыскать некоего пропавшего музыканта и погружается в пучину кровавых кошмаров. Роберт не счел этого персонажа достаточно привлекательным. Зато им заинтересовался Микки Рурк, в итоге и перевоплотившийся в детектива Гарри Эйнджела. Де Ниро же после долгих раздумий снизошел до роли того самого загадочного работодателя, сыграв его со зловещим аристократизмом и инфернальным коварством.

А как иначе – ведь мало-помалу выясняется, что под личиной стильного бородача Луи Сайфера скрывался не кто иной, как сам сатана (единственный, кстати, сверхъестественный негодяй в нашей подборке). На протяжении фильма у него отрастают волосы, ногти превращаются в острейшие когти, в глазах появляются демонические отблески. А Эйнджел понимает, что все это время был жалкой марионеткой в руках жестокого кукловода, заполучившего контроль над его душой.

Роберт Де Ниро традиционно отыгрывал по Станиславскому – обдавал Рурка волнами презрения, за пределами съемочной площадки запрещал ему говорить с собой и вообще советовал держаться подальше. Микки затаил смертельную обиду, а 30 лет спустя, видимо, перенервничав на изоляции, разродился в социальных сетях гневной тирадой в адрес бывшего коллеги. В частности, назвал Де Ниро плаксой и трусливой задницей, а в довершение всего поклялся при первой же возможности прилюдно унизить. Причем поклялся именами своих бабушки, брата и собак. Нормально так в мужчине взыграло ретивое, ничего не скажешь.

«Неприкасаемые» (1987)

Де Ниро начал путь экранного гангстера с роли мелкой сошки в «Злых улицах» (1973) Мартина Скорсезе и постепенно дослужился до почетного звания короля криминального мира. В «Неприкасаемых» Брайана Де Пальмы он сыграл легендарного мафиозного босса Аль Капоне. К концу 1920-х тот контролировал весь нелегальный бизнес в Чикаго и выстроил целую преступную империю.

Образ Аль Капоне издавна находил то или иное воплощение в американских лентах, но ни один из них не пришелся Де Ниро по душе. Слишком они, дескать, стереотипные, безликие были. Зато в «Неприкасаемых» (во многом благодаря мастерскому сценарию Дэвида Мэмета) Де Ниро создал самого живого и – как бы парадоксально ни звучало – обаятельного персонажа из всех. Поглядишь на него – и не скажешь, что этот ухмыляющийся сибарит держал в страхе всю Америку.

Однако на вершину власти он взобрался, буквально ступая по трупам и на практике доказывая известную мудрость: пистолетом и добрым словом можно достичь большего, чем только добрым словом. Именно поэтому такой катарсис ощущается в финальных сценах – суд приговаривает Капоне к 11 годам тюремного заключения за уклонение от уплаты налогов, и с некогда всемогущего владыки слетает наконец маска развязного самодовольства.

«Мыс страха» (1991)

Сценарий этого фильма, ремейка классического триллера 1962 года, Мартин Скорсезе читал трижды. И благопристойная семья Боуден – папа-адвокат, мама и дочь – каждый раз так выбешивала его, что режиссер приложил все усилия, дабы превратить их жизнь в ад. В частности, позвал на главную отрицательную роль не изначальных кандидатов Харрисона Форда или Билла Мюррея (этих ребят и правда сложно представить в злодейском амплуа), а своего давнишнего соратника Роберта Де Ниро.

Когда-то Боуден (Ник Нолти) засадил Макса Кэйди за решетку. Тот провел в темнице сырой 14 лет и вышел на волю со стальными мускулами, впечатляющим набором татуировок и горячим желанием отомстить мерзкому адвокатишке. И мстит он, надо заметить, весьма изощренно. Не банально вламывается к обидчику в дом со стволом, а выводит его из себя издевательствами и угрозами, вроде бы держась на расстоянии, но создавая вокруг героев невыносимую атмосферу страха и паранойи.

Естественно, по законам жанра в конце концов все сводится к взлому и проникновению, а психологическую конфронтацию сменяет физическая. Подобная разрядка картине была необходима – иначе от напряжения, которое здесь впору ножом резать, недолго и лопнуть. А так мы получили эффектную дождливую развязку, увенчивающую судьбу прекрасного антагониста достойным его харизмы финалом.

«Жизнь этого парня» (1993)

После дьявола, мафиозного лидера и маньяка калибр денировских злыдней слегка обмельчал. В этой суровой истории воспитания подросток Тоби в исполнении Леонардо ДиКаприо противостоит деспотичному отчиму с дьявольской улыбкой нашего героя. Автомеханик Дуайт вклинивается в жизнь парня и его матери (Эллен Баркин) в непростой момент. Женщина расстается с предыдущим супругом, не самым приятным типом, и отправляется в бесцельное странствие по американским просторам.

Однажды она встречает Дуайта, на первый взгляд – вполне респектабельного и адекватного дядьку, который старательно втирается к ним с сыном в доверие. А когда ему это удается, доктора Джекила вытесняет недружелюбный мистер Хайд. Грубый солдафон, домашний тиран, ярый поборник железной дисциплины. Независимость Тоби изрядно действует ему на нервы, и он всеми силами пытается приструнить дерзкого паренька – криками, угрозами и рукоприкладством.

«Я убью тебя или вылечу!» – орет он во время очередного урока хороших манер. И ужасает не столько натуралистичность сцены избиения Тоби, сколько распространенность подобных эпизодов в реальной жизни. Дуайт же, конечно, вел себя как законченная сволочь. Даже Де Ниро, с его-то опытом игры всяческих отморозков, впоследствии заявил, что с жесткостью этого персонажа создатели ленты перегнули палку.

«Знакомство с родителями» (2000)

Любой нормальный папаша беспокоится за судьбу родной дочурки. Волнуется, как бы не обидели ее, не обманули, не воспользовались ее наивностью да неопытностью. Вот и Джек Бернс, экс-агент ЦРУ, не проникается чрезмерной симпатией к жениху (Бен Стиллер) своей дражайшей Пэм. Во-первых, тот работает медбратом. Несолидная для настоящего мужика профессия. Во-вторых, вечно влипает в курьезные ситуации.  В-третьих, не любит кошек. В-четвертых, носит неприличную фамилию Факер.

Бедному парню от всей души сочувствуешь, поскольку будущий тесть его буквально со свету сживает. Копается в его прошлом, устраивает слежку, заставляет пройти тест на детекторе лжи, а в итоге вышвыривает из семейного круга доверия. С такими родственниками и враги не нужны – нелегко сохранять самообладание, если каждое слово воспринимается в штыки, а в безобидных подколках видится заговор вселенского масштаба.

Сам Стиллер в глазах Де Ниро тоже едва не проштрафился. В первый съемочный день Бен никак не мог сосредоточиться. Он отчаянно потел, глупо смеялся и с содроганием думал, что позорится на глазах одного из величайших американских актеров всех времен. Тот, правда, отнесся к волнению коллеги с пониманием, а позднее составил ему компанию в сиквеле («Знакомство с Факерами») и триквеле («Знакомство с Факерами 2»).

«Игра в прятки» (2005)

Страшный изувер вполне может скрываться под маской законопослушного гражданина и примерного семьянина. Именно таким казался психолог Калауэй, отец-одиночка, после трагичной гибели жены переехавший с дочерью (Дакота Фаннинг) в тихий городок Вудлэнд в надежде начать новую жизнь. Покой им, однако, только снится. То девочка заводит вымышленного друга. То в мусорном ящике обнаруживаются изуродованные куклы. То на стенах появляются пугающие послания. Сразу яснодо добра это не доведет.

Постепенно тайное становится явным. И мы с содроганием (или зевотой, если догадались обо всем раньше) узнаем, что в Калауэе благополучно уживались две личности. Ну то есть не совсем благополучно. Время от времени темное начало брало верх и совершало всякие зверства. Де Ниро предельно убедителен и в мирной, и в агрессивной ипостаси. Хотя картина раскачивается крайне неторопливо, а сердцебиение учащается лишь в финальных эпизодах, когда папочка окончательно слетает с катушек и хватается за здоровенный нож.

«Дедушка нелегкого поведения» (2020)

Оставив за плечами роли тестя, отчима и отца, Де Ниро логичным образом переквалифицировался во вредного деда. Он водит без прав, скандалит с охранниками в супермаркете, в грош не ставит зятя и выселяет внука Питера на чердак, когда переезжает жить к дочери (Ума Турман). Оскорбленный до глубины души мальчишка не желает мириться с несправедливостью и объявляет деду войну (в оригинале фильм так и называется – War with Grandpa).

А на войне, как известно, любые средства хороши. Сперва внучок устраивает дедуле всевозможные подлянки в лучших традициях Кевина МакКаллистера. Заменяет бритвенную пену монтажной, мешает спать и покушается на святое – виниловый проигрыватель. Затем и пенсионер наносит ответный удар.

Вместо школьного сочинения подсовывает внуку непристойную белиберду, подпиливает ножки кровати, разрисовывает дорогущие кроссовки сердечками. А в одной из кульминационных сцен сколачивает команду и меряется с Питером силами в игре истинных джентльменов – вышибалах. В общем, с ходу и не разберешь, кто тут наиболее коварный паразит – старший или младший. Главное, что все равно побеждает дружба. Впрочем… побеждает ли?

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

В ДНР завершились съемки фильма «Друзья» о возрождении Мариуполя

Студенты режиссерской и продюсерской мастерских Академии кинематографического и театрального искусства Н.С. Михалкова Мария Андреева и Артем Иванов посетили Донбасс в…

14 часов назад

Новый сезон «Любовь. Смерть. Роботы»: Триумф эстетики над логикой

На протяжении трех сезонов альманаха «Любовь. Смерть. Роботы» Дэвиду Финчеру и Тиму Миллеру на удивление удавалось оставаться последовательными. Первые эпизоды…

15 часов назад

В Театре Маяковского премьера – «Дядя Ваня»

Сегодня на Малой сцене Театра Маяковского впервые за всю его столетнюю историю представят спектакль «Дядя Ваня» по одноименной пьесе Антона…

19 часов назад

10 нетривиальных советских комедий, которые можно посмотреть бесплатно на RUTUBE

О, великий и ужасный интернет! Вот уже 24 года ты являешься нашей отдушиной по любому возможному и невозможному поводу, а…

21 час назад

Кино для «бежевых мам»

Итак, вы «бежевая мама». То есть вы почему-то считаете, что вас и вашего ребенка должны окружать исключительно спокойные, сдержанные цвета…

2 дня назад

Театр Моссовета представит премьеру спектакля «Нашествие» к 80-летию Победы

18 мая на сцене «Под крышей» Театра Моссовета состоится премьера спектакля «Нашествие» по одноименной пьесе Леонида Леонова. Это произведение считается…

2 дня назад