Фото: Медиацентр МХТ имени А.П. Чехова Александра Торгушникова
В следующем году исполняется 135 лет со дня рождения Михаила Булгакова – писателя и драматурга, к чьим произведениям совсем скоро обратятся многие театры. В МХТ, «оригинальном, а не том, что на бульваре», к юбилею подготовились заблаговременно – новый сезон открылся спектаклем «Кабала святош», в котором художественный руководитель Константин Хабенский примерил парик Мольера, а Николай Цискаридзе дебютировал как драматический артист в роли Людовика XIV.
Перечисление остальных артистов, определенно заслуживающих внимания, займет добрую страницу, в частности потому, что к классическим героям булгаковской пьесы добавились новые. В числе самых ярких – сам Михаил Афанасьевич (Илья Козырев), существующий словно в трех эпохах сразу – Франции XVII века, России 1930-х и дня сегодняшнего, пропитанного духом то ли победившего, то ли побежденного космополитизма.
Прием сразу переводит премьеру в разряд постмодернистских рассуждений: в «Кабале» каждый – не просто адвокат своей роли, но и творец: режиссер Юрий Квятковский отмечает, что некоторые цитаты, афоризмы и даже мемы вносились в сюжетную канву прямо на репетициях. Например, Цискаридзе, выступающий под псевдонимом Максим Николаев, увеличил количество реплик на французском, которым он владеет почти в совершенстве, добавив и без того грандиозному действу манерного эстетизма.
В моменте кажется, что импровизации продолжаются – артисты явно готовы к спонтанному интерактиву с залом, а на губах Хабенского-Мольера слишком живую усмешку вызывает театральный капустник, которым он вынужден руководить. Возможные отступления, равно как и спрессованность произносимого текста и заложенных в него смыслов, превращают просмотр «Кабалы святош» в потенциально многоразовую акцию: этот визуальный и содержательный аттракцион слишком пышен, чтобы всесторонне оценить его с первой попытки.
Авантюрно пересобранная пьеса удивляет каждую секунду: в частности, неожиданным сходством с работами Константина Богомолова – известного любителя перекроить каноны на свой лад (в том числе и на сцене МХТ). В этом контексте совершенно ожидаемым оказывается появление Александры Ребенок, занятой в постановках Театра на Бронной под руководством режиссера.
Здесь она перевоплощается в актрису Мадлену Бежар, поначалу олицетворяющую собой легкость и роскошный соблазн. После спектакля она же дает вернейшее, пусть и шутливое определение стилистике трагифарса: «Сначала весело, а потом грустно».
За три часа спектакль действительно трансформируется и внутренне, и внешне. Одна его часть зиждется на традициях мольеровской эпохи: например, монолитную Анну Австрийскую играет Павел Ващилин, зачитывающий государственные мантры монотонным голосом, а мелодичную колыбельную невероятно пронзительно исполняет контратенор. Другая отвечает заветам Константина Станиславского, и через французскую игривость то и дело просвечивает то, что принято называть русским психологическим театром. Из-за чего внешний лоск и бутафорские фокусы отходят на второй план.
Но барочная атмосфера разлита в воздухе, и, надо сказать, этой истории очень идет золотой занавес с вышитой чайкой. Когда он открывается, публика восторженно выдыхает: с первого взгляда завораживают мегаломанские декорации – а как иначе при дворе «короля-солнце»? – и причудливые механизмы, гремит рондо Рамо и мелодично переливаются сюиты Люлли, щеголяют пышными камзолами аристократы и придворные. Подчеркнуто аскетичны только представители церкви, безмерно возмущенные выходками выскочки-комедиографа: играющий архиепископа Иван Волков, например, вежливо чеканит: «Читал и осуждаю».
Сам Мольер вынужден балансировать между полетом собственного гения и раболепием, хоть как-то ограждающим его от фатального исхода. Жизнь творца, приближенного к власти, подразумевает определенную долю интимности и скоморошества, выбор между которыми приходится делать ежеминутно. Иногда угадать не выходит, и дисбаланс отдает комедийной трагикой: гений играет в лакея (его нрав вообще отличается особой ребячливостью), почти юродствуя в своем запале. Но точно знает, как не перегнуть палку, и тому же учит подопечных.
Строгим правилам вынужден следовать и монарх, добровольно взваливший на себя тяжелейшую долю – быть покровителем искусств. Но куда большее неудобство вызывает строго регламентированное положение, и без того жесткие рамки которого искорежены требованиями извне.
Парадокс заключается в том, что Людовик оказывается единственным человеком, лишенным права распоряжаться собственной свободой (жениться по любви, как пелось в известной песне, – далеко не единственное, чего король не может), и эта зависимость при высочайшем титуле уязвляет его самолюбие сильнее всего.
Резкое сокращение дистанции становится точкой пересечения, доставляющей дискомфорт и персонажу, и артисту: Цискаридзе признался, что впервые оказался так близко к зрителю, и его естественная, едва заметная напряженность добавила к портрету Людовика дополнительный штрих.
По показанным прессе сценам сложно судить о мелодраматических коллизиях, однако очевидно, что мотив игры будет считываться и там. От этого слова вообще расходится пучок смыслов – это и дворцовая интрига, и страховочное притворство, и способ познания мира, и побег от реальности.
Не говоря о самом прямом значении, принятом в театральном мире: сценические эпизоды артисты, знакомые с внутренней кухней, разыгрывают с видимым удовольствием. Да и где еще говорить о горечи и сладости профессии («Зачем нам место на кладбище, если театр нас обессмертит!»), как не на подмостках?
28 октября состоялась торжественная церемония закрытия XXIII Международного фестиваля спортивного кино. В его программу вошли 74 картины из разных стран…
В День всех святых самое время вспомнить культовую франшизу «Хэллоуин». Появившаяся еще в 1978-ом усилиями Джона Карпентера слэшер-серия насчитывает тринадцать…
В онлайн-кинотеатре Premier вышел новый полнометражный фолк-хоррор «Мора» в «самый жуткий день» в году. Режиссера Даниила Тигулева на съемки основанного…
31-го числа тыквенно-пряного месяца спуктября в дома ценителей всего жуткого, потустороннего и макабрического наконец пришел Хэллоуин. Самое время решить, кошелек…
Танец Сальмы Хайек со змеей, первая «звездная» роль Джорджа Клуни на большом экране, сценарий, написанный Квентином Тарантино за гонорар всего…
Впервые все части «Тетралогии» Алексея Рыбникова – масштабного цикла, сопоставимого по сложности и колоссальности замысла с «Кольцом Нибелунгов» Рихарда Вагнера,…