К 20-летию российской премьеры «Хеллбоя» и грядущему релизу очередного перезапуска «КиноРепортер» вспоминает, как Гильермо дель Торо сотворил одного из своих самых известных монстров.
Хеллбой появился на свет практически случайно. В 1991 году Майк Миньола участвовал в создании рекламного буклета для одного из фестивалей комиксов. Иллюстратор нарисовал демона с именем Хелл Бой, написанном на его ремне, но развивать эту идею во что-то серьезное он не планировал. Однако первоначальная концепция персонажа и особенно его имя настолько приглянулись художнику, что тот решил рискнуть. Ранее Миньола работал над комиксами про известных супергероев, вроде Сорвиголовы и Бэтмена, поэтому теперь хотел придумать собственную историю, где бы все работало исключительно по его правилам.
Художник перебрал множество вариантов персонажа, включая целую команду из пяти героев, куда бы входил и получеловек/полудемон. Но позже он все же остановился на сольной истории. Хеллбой впервые появился в 1993 году, в комиксе, вошедшем в линейку San Diego Comic-Con Comics, а спустя полгода получил персональную публикацию в издательстве Dark Horse Comics. Дебютный сюжет с заголовком «Семя разрушения» и стал основой будущей экранизации.
Неординарная детективная история начала быстро завоевывать популярность, и вскоре слава Хеллбоя добралась до Голливуда. В частности, до режиссера Гильермо дель Торо. Он загорелся идеей перенести мир и героев Миньолы на широкий экран.
«Некоторые люди ищут Иисуса, а я нашел Франкенштейна. Причина, по которой я жив, умею ясно выражать свои мысли и наполовину вменяем, – это монстры. И это не притворство», – отметил постановщик.
Фильм про Хеллбоя мог появиться еще в 1990-х, но в то время Голливуд не был готов вложиться в проект по комиксам про какого-то странного демона. Особенно после провальных картин про Бэтмена от Джоэла Шумахера. Дель Торо безуспешно обивал пороги студий, но не терял надежды когда-нибудь взяться за приглянувшуюся историю. И такая возможность представилась в начале 2000-х, когда экранизации комиксов неожиданно для продюсеров стали постепенно завоевывать прокат.
«Блэйд» (1998) и «Блэйд 2» (2000), «Люди Икс» (2000) и «Человек-паук» (2002) помогли «Хеллбою» получить зеленый свет. Дель Торо слегка скорректировал сюжет оригинала, чтобы он достойно смотрелся в кино. Например, добавил любовную линию между Хеллбоем и Лиз Шерман, героиней Сельмы Блэр. Причем Миньола был совсем не против подобных вольностей, поскольку понимал, что комикс и фильм – это отдельные сущности.
Еще на ранних стадиях разработки режиссер определился с исполнителем главной роли – в образе Хеллбоя он видел только Рона Перлмана, с которым уже работал над хоррором «Хронос» (1993). К тому же за плечами актера имелся успешный опыт съемок в гриме в сериале «Красавица и чудовище» (1987–1990), где он блеснул вместе с Линдой Хэмилтон и завоевал «Золотой глобус» за лучшую мужскую роль на ТВ в драме. Перлман поддерживал дель Торо, но поначалу не испытывал оптимизма по поводу их нового общего проекта.
«В течение семи лет он приходил на встречи с представителями студий и заявлял: «Рон Перлман». Но тогда я говорил Гильермо: «Это отличная идея, и да благословит вас Бог, я люблю вас за то, что вы поддерживаете эту идею, но она никогда не осуществится», – поделился актер.
К счастью для обоих, мечта режиссера все же начала сбываться. Хоть и не без трудностей. Студия всячески вставляла дель Торо палки в колеса. Сначала она подсовывала ему Вина Дизеля, который на тот момент уже снялся в «Черной дыре» (2000), «Форсаже» (2001) и «Трех иксах» (2002), то есть был личностью узнаваемой. Режиссер смог кое-как отбиться от предложенной кандидатуры. После продюсеры настаивали на изменении дизайна Хеллбоя. То им красный цвет не нравился, то дьявольские рога, то хвост. Но дель Торо был непреклонен и здесь. С горем пополам уладив все творческие разногласия, в 2003 году он наконец приступил к съемкам.
По разным данным, бюджет фильма варьировался от $60 млн до $66 млн, что было относительно скромно по сравнению с теми же «Людьми Икс» ($75 млн) и «Человеком-пауком» ($139). В «Хеллбое» режиссер сделал упор на практических эффектах, объяснив это своей любовью к пионеру покадровой анимации Рэю Харрихаузену, чье творчество послужило источником вдохновения не только для дель Торо, но и для многих других известных постановщиков.
Одним из самых сложных этапов было наложение грима, отнимавшее уйму времени. И Рон Перлман, и Даг Джонс, исполнитель роли Эйба Сапиена, перед выходом на площадку проводили в кресле визажиста по несколько часов. Джейк Гарбер, ответственный за феноменальный вид персонажей, лепил мышцы вручную, после прикреплял на основу множество отдельных частей и заканчивал работу покраской. Как позже заметил визажист, одному только Перлману он накладывал грим 86 раз, в несколько раз чаще, чем на его прошлых проектах. Актеры, безусловно, страдали, но от съемок у них остались исключительно положительные эмоции.
И даже полученная на площадке травма не убавила любовь Перлмана к проекту. Практически все трюки актер выполнял самостоятельно, но во время съемок сцены в метро он немного просчитался. Рон неудачно запрыгнул в вагон, который несся со скоростью около 70 км/ч, в результате чего сломал ребро. Актер продолжил отыгрывать сцену, но кто-то из членов съемочной группы заметил слезы на глазах Перлмана, и дель Торо отказался продолжать, пока Хеллбою не будет оказана помощь. На что артист возразил:
«Да, но это было всего одно ребро. У меня их гораздо больше».
Дель Торо завершил основные съемки за 130 дней, причем попутно они с командой успевали заниматься монтажом. Этап постпродакшена тоже прошел довольно быстро, и в марте 2004 года «Хеллбой» устремился на штурм кинотеатров. К несчастью, на его пути встали «Страсти Христовы» Мэла Гибсона. Некоторые кинотеатры отказались показывать фильм из-за слова Hell («Ад») в названии. Другие, в основном на консервативном юге США, продвигали фильм как Helloboy, чтобы избежать возможных обвинений в святотатстве из-за одновременного проката с лентой Гибсона. Отдельные владельцы кинотеатров и вовсе сняли фильм с показа во время Пасхи.
«Хеллбой» дель Торо получил положительные отзывы критиков и зрителей, хваливших своеобразие фильма по мотивам комиксов и уважение к оригиналу. Но в итоге лента слегка не дотянула до $100 млн в мировом прокате, что означало коммерческий провал. При таких результатах и речи не могло быть о продолжении, однако в дело вмешались домашние носители, которые в то время давали многим проектам дополнительную возможность окупиться. Зрители начали массово брать «Хеллбоя» напрокат и приобретать на дисках. По словам дель Торо, цифры на DVD в 2004-м и на Blu-ray в 2007-м оказались «колоссальными», даже превзойдя кинотеатральные сборы.
Этот успех позволил Гильермо приступить к съемкам сиквела, получившего подзаголовок «Золотая армия». Хеллбой вернулся в строй, чтобы вновь споткнуться о могучего конкурента. На этот раз оборону кинотеатров удерживал «Темный рыцарь», доминировавший как в домашнем, так и в мировом прокате. В таких жестких условиях сиквел «Хеллбоя» ухитрился собрать $168 млн при бюджете $85 млн, но этого не хватило, чтобы удовлетворить студию. Изначально дель Торо задумывал снять о Хеллбое трилогию, однако давать ему очередной шанс никто не собирался. Студия отменила и триквел, и спин-офф о принце Нуаде, а после получения «Оскара» за лучший грим убрала героя на полку. Хеллбой вернется на широкие экраны только спустя 11 лет, но уже без Гильермо дель Торо и Рона Перлмана.
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…