Кино

Гленн Клоуз – таинственная, опасная, роковая

Несравненная Гленн Клоуз, которой 19 марта 2022 года исполняется 75 лет, дебютировала в кино достаточно поздно. После успеха на Бродвее и пары появлений на телевидении она впервые снялась в полнометражной картине («Мир по Гарпу») в 1982-м, в возрасте 35 лет. И сразу номинировалась на «Оскара».

Статуэтка Американской киноакадемии, правда, до сих пор от нее ускользала. Однако наша горячая любовь к Клоуз измеряется отнюдь не премиями, а потрясающими ролями, которых в ее карьере хоть отбавляй. О самых незабываемых мы и рады вам рассказать.

«Роковое влечение» (1987)

В безбрежном океане эротических триллеров, появлявшихся в 1980–1990-х, многие фильмы просто затерялись. Камнем рухнули на дно, да так и не выплыли, осев на пыльных полках салонов видеопроката. И почти все подобные проекты казались бедными родственниками на фоне великого и ужасного «Основного инстинкта» (1992).

Но если и была лента, способная потягаться со скандальным шедевром Пола Верховена, так это «Роковое влечение» Эдриана Лайна. И у ослепительной Кэтрин Трамелл (Шэрон Стоун) имелась лишь одна серьезная конкурентка – Алекс Форрест в исполнении Гленн Клоуз, до безумия влюбленная в примерного семьянина и преуспевающего адвоката Дэна (Майкл Дуглас).

Интересно, что чуть раньше, в фильме 1985 года «Зазубренное лезвие», юристом была героиня Клоуз, а не внушающий доверия персонаж Джеффа Бриджеса обвинялся в убийстве. И во «Влечении» Гленн буквально по щелчку пальцев переключилась на контрастную роль, с маниакальным блеском в глазах создав бессмертный образ одержимой соблазнительницы. А ведь изначально продюсеры сомневались в профпригодности актрисы, поскольку сочли ее недостаточно сексуальной. Что ж на вкус и цвет, как говорится… Но демоническая привлекательность Алекс Форрест здесь в любом случае сражает наповал.

«Опасные связи» (1988)

Минул год, и роковые женщины Гленн Клоуз продолжили мастерски плести запутанные интриги. На сей раз в сеттинге XVIII века, в экранизации романа Шодерло де Лакло «Опасные связи», за которую взялся замечательный британец Стивен Фрирз. Героиня Клоуз, коварная маркиза де Мертей, подговаривает своего приятеля виконта де Вальмона (Джон Малкович) совершить, как она изволила выразиться, «героический поступок». А именно – подложить свинью их общему недругу, соблазнив его невесту, непорочную и хрупкую Сесиль де Воланж (Ума Турман).

Фильм открывается и завершается кадрами с изображением маркизы. Но если в начале она любуется своим отражением в зеркале с высокомерным лукавством, то в финале, после разрушения нескольких человеческих судеб, ее лицо напоминает маску грустного клоуна. Эволюция (точнее, деградация) героини Клоуз глубоко трагична, а игра Гленн соткана из множества тончайших нюансов.

Так что сразу и не поймешь, какие вообще чувства нужно испытывать к этой зловещей интриганке де Мертей, которая играла людьми, словно шариками для петанка, сталкивая их между собой и искренне наслаждаясь происходящим. Гнев? Ненависть? Зависть? Ну, как минимум – восторг от очередного блестящего перфоманса прекрасной артистки.

«Гамлет» (1990)

В трагедии Уильяма Шекспира «Гамлет», в 1990 году перенесенной на экран мэтром Франко Дзеффирелли с неоднозначным выбором Мэла Гибсона на главную роль, бедствия принца датского объяснялись достаточно просто. «Мне кажется, основа здесь все та же – смерть короля и наш поспешный брак», – признается мать Гамлета Гертруда (Гленн Клоуз). Его отца недавно не стало, и Гертруда вышла замуж за его брата Клавдия. Поначалу она не видит в этом ничего криминального, но после обвинений Гамлета обнаруживает в душе «столько черных пятен, что их ничем не вывести»

Дзеффирелли взял на ключевые роли Гибсона и Клоуз чисто из финансовых соображений, как бы красиво ни звучали реплики о необходимости познакомить с шедевром Шекспира молодую аудиторию. Но если за щетиной Мэла Гибсона все-таки проще разглядеть брутального Макса Рокатански, чем смятенного принца, то из Гленн Клоуз получилась превосходная Гертруда. Казалось бы, нежная, цветущая женщина, любящая мать. Но в глазах сына – клятвопреступница, предательница, которая непременно должна покаяться и понести кару за грехи. И когда в итоге мрачный жребий настигает ее, изображенные Клоуз невыносимые муки разбивают сердце на тысячу осколков.

«101 далматинец» (1996)

Представители нового поколения кинозрителей могут сколько угодно признаваться в любви Эмме Стоун в роли модницы Эстеллы, открывшей в себе жестокую миссис Хайд, – Круэллу. Но те, кто ностальгирует по славной эпохе VHS, отлично понимают, что Круэлла Де Виль может быть только одна. И это – Гленн Клоуз, которая, правда, сперва отклонила предложение сценариста Джона Хьюза сыграть вредную похитительницу невинных щенков.

Переубедил ее дизайнер по костюмам Энтони Пауэлл, наряжавший Клоуз в Норму Десмонд для бродвейской постановки «Бульвар Сансет». И его советы оказались куда действеннее, чем влияние Хьюза или режиссера Стивена Херека. Ибо эксцентричный стиль Круэллы с дикой прической, длиннющим мундштуком, шляпками с вуалью и платьями с перьями во многом определяет колорит картины, переосмыслившей классический диснеевский мультик 1961 года. Ну а Клоуз подарила нам яркий образ типичной злодейки из комиксов с обязательным маниакальным хохотом, гнусными замыслами (пустить щенков на пальто) и эффектным камбэком в сиквеле.

«Таинственный Альберт Ноббс» (2011)

Один из самых странных проектов в насыщенной карьере Гленн Клоуз. И один из важнейших лично для нее – впервые она сыграла Альберта Ноббса, героя одноименного рассказа Джорджа Огастеса Мура, в театральной постановке 1982 года. И так прониклась историей женщины, выдававшей себя за мужчину-дворецкого в Дублине конца XIX столетия, что более 15 лет пыталась перенести ее на киноэкран в качестве продюсера.

Все срослось только в 2011-м. Режиссерское кресло занял сын Габриэля Гарсии Маркеса Родриго Гарсия, призер Каннского фестиваля, автор известной мелодрамы «Девять жизней» с Уиллом Смитом. И в картине своей мечты Гленн Клоуз достигла недосягаемых высот актерского мастерства, на пару часов превратившись в робкое, жалкое, утратившее идентичность существо, которое вопреки всему не потеряло веру в добро. Увы, заветная статуэтка ускользнула от актрисы и в этот раз: перевоплощение Мэрил Стрип в Маргарет Тэтчер пленило академиков и с точки зрения роли, и по части грима.

«Жена» (2017)

Этот фильм можно считать в определенной степени автобиографическим для Гленн Клоуз, которая 8 раз номинировалась на «Оскара» за потрясающие роли, но постоянно уступала другим артисткам. Так и героиня «Жены» Джоан Каслман всю жизнь маячила за спиной мужа, знаменитого писателя и Нобелевского лауреата, хотя все его сенсационные романы создал не он. А Джоан. Женщина добровольно пожертвовала своей карьерой ради славы мужа, который, правда, оказался мелковатой личностью для столь грандиозного дара: хамил, изменял, мнил себя пупом Земли.

Клоуз играет предельно сдержанно, деликатно, но за ее великосветскими улыбками и пустыми взглядами, устремленными в никуда, кроются нечеловеческие страдания, ненасытной дрелью сверлящие сердце. Вокруг «Жены» в свое время совершенно не было шумихи, хотя за роль Джоан Гленн Клоуз завоевала «Золотой Глобус» и в очередной раз претендовала на «Оскара» (а получила его Оливия Колман с «Фавориткой»). Но такой тихой, вместе с тем – тонкой, интеллигентной, камерной драме излишнее внимание, наверное, и впрямь ни к чему.

«Элегия Хиллбилли» (2020)

А вот прямо противоположная по сравнению с «Женой» роль Гленн Клоуз, опять-таки не принесшая ей «Оскара»: Юн Е-джон из «Минари» повезло больше. В ленте на все руки мастера Рона Ховарда Клоуз сыграла бабулю главного героя Дж. Д. Вэнса, который воспитывался в чокнутой семейке в Огайо, а потом вырос и написал об этом бестселлер «Элегия Хиллбилли» (хиллбилли – жители горных районов Аппалачей). Именно бабуля Бев приходила парню на помощь, когда его мать (Эми Адамс), наркоманка со стажем, слетала с катушек.

Хотя старушка она грозная, ничего не скажешь. За словом в карман не лезет, сигаретой пыхтит, как паровоз, и наставляет Дж. Д. на путь истинный с зашкаливающей суровостью. Иначе нельзя – вдруг из юнца вырастет тряпка, лжец, вор, пропащая душа? Но бабуля постаралась на славу, чтобы внук стал порядочным человеком. А Гленн Клоуз, соответственно, приложила все усилия, дабы Беверли Вэнс в равных пропорциях внушала страх, уважение и любовь.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

В «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится премьера спектакля «На дне»

13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…

13 часов назад

«УничтоЖанна»: Супергероика категории Ы

Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…

15 часов назад

В Театре Мимики и Жеста премьера – инклюзивный спектакль «Итак, мы начинаем!»

В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…

16 часов назад

Сокровища Урала в новом российском кино. Часть 2

В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…

18 часов назад

Объявлены лауреаты премии «МедиаБренд»

20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…

20 часов назад

Назови меня своим именем: Как телевидение завоевывает интернет

Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…

23 часа назад