Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors
Search in posts
Search in pages
Слушать подкаст
|
КиноРепортер > Сериалы/ТВ > Колдуны атакуют: Как участники «Битвы экстрасенсов» заполонили все

Колдуны атакуют: Как участники «Битвы экстрасенсов» заполонили все

17 марта 2024 /
Колдуны атакуют: Как участники «Битвы экстрасенсов» заполонили все
Кадр из фильма «Волны»

Маги, ясновидящие и прочие кудесники раскрывают преступления, водят такси и снимаются в большом кино.

Россия занимает первое место в мире по удельному количеству экстрасенсов на душу населения. Чтобы в этом убедиться, не нужна никакая официальная статистика (тем более что таковой не существует и не может существовать), достаточно просто включить телевизор и немного пощелкать каналы.

Экстрасенсы, а вернее, люди, называющие себя экстрасенсами, в нашей стране вот уже более двадцати лет назад бесконтрольно плодятся в специальном инкубаторе – шоу «Битва экстрасенсов». Откуда расползаются по дочерним проектам на том же канале и далее везде. Этот паразитический вид обладает такой поразительной живучестью и свойством адаптироваться к новым условиям, что отдельные особи встречаются в самых неожиданных местах, вплоть до фестивального артхауса и городского такси. Но давайте обо всем по порядку.

«Экстрасенсы ведут расследование»
Кадр из шоу «Экстрасенсы ведут расследование»

Наиболее распространенный жанр, в котором можно видеть экстрасенсов из «Битвы экстрасенсов», фактически придуман специально для них. В рамках той же «Битвы экстрасенсов» он зародился и отпочковался от нее в виде самостоятельного спин-оффа с заголовком, лаконично и емко передающим всю суть: «Экстрасенсы ведут расследование».

В большинстве случаев это происходит так. Берется группа простых доверчивых людей, которые раздавлены горем. У них умер кто-то очень близкий, и они никак не могут с этим примириться в силу тех или иных обстоятельств. Например, когда речь идет о суициде, никто не верит, что это был суицид, потому как «он же всегда был таким жизнерадостным, он не мог на такое пойти».

И вот к ним приходит экстрасенс – ведьма какая-нибудь, допустим, – и устраивает целое представление. Пересказывает для начала конфиденциальные сведения, которые предварительно раздобыли и предоставили ей редакторы программы («откуда она могла это знать?»), бегает с обеспокоенным видом по району, бьется в трансе, проводит жуткие обряды, и в конце конце концов озвучивает такое объяснение, которое скорбящих устраивает. Что никакого суицида не было, а во всем виноваты некие коварные недруги или родовое проклятие, а лучше – и то и то разом.

«Экстрасенсы против детективов»
Кадр из шоу «Экстрасенсы против детективов»

Циничная спекуляция на человеческой трагедии – зрелище, конечно, в высшей степени омерзительное, с какой стороны ни посмотри. Но спросом пользуется бешеным, поэтому аналогов у шоу «Экстрасенсы ведут расследование» – масса. Из которых самый небанальный и бодрый – реалити «Экстрасенсы против детективов», выходившее на НТВ осенью 2016 года.

Там команда экстрасенсов противостояла команде настоящих оперативников, криминалистов и следователей под присмотром ведущего Алексея Кравченко. В каждом выпуске они должны были раскрыть какое-то нашумевшее преступление за 12 часов. Первые пускали в ход свои «паранормальные способности», вторые, соответственно, оперировали проверенными рациональными методами. Проигравшая команда лишалась кого-то из своего состава путем голосования, через неделю все повторялось, и так вплоть до финала, где разыгрывался главный приз в пять миллионов рублей.

Победителя определял специальный человек, который был в курсе всего, – друг, родственник или сосед жертвы, как правило. То есть никаких четких критериев, победа присуждалась лишь на основании субъективной оценки того, насколько точно та или иная команда опишет по итогу, что там, как и почему произошло. Впрочем, понятно, что затевалось все не ради результата, а ради самого процесса.

За командой сотрудников правоохранительных органов следить было, честно говоря, гораздо скучнее. Они просто занимались своей привычной деятельностью: осматривали место происшествия, изучали имеющиеся материалы, выдвигали версии, опрашивали свидетелей и так далее, непременно изъясняясь чудесными полицейскими канцеляризмами вроде «выдвинул требования имущественного характера».

Экстрасенсы тоже осматривали место происшествия и выдвигали версии. Но еще в обязательном порядке посещали кладбище, чтобы побеседовать с духом погибшего. А однажды свидетелем по делу у них проходил небольшой лохматый пудель. «Смогут ли экстрасенсы проникнуть в память собаки и понять, что она видела?» – нагнетал интригу диктор за кадром. Увы, почему-то не смогли. Возможно, не стоило им до этого выгонять известную по 16-му сезону «Битвы экстрасенсов» полесскую ведунью в шестом поколении Надежду Воробей, которая «нужную информацию узнает с помощью проводника – совенка Ликариуса». Уж они-то бы с этой задачей справились, к гадалке не ходи.

До финала добралась ведьма Елена Ясевич, которая в 12-м сезоне «Битвы экстрасенсов» обошла всех конкурентов, а тут проиграла сразу двум подполковникам. Магия ее вдруг оказалась бессильна, что, в принципе, достаточно часто бывает, когда экстрасенсы состязаются в чем-то не между собой, а с более-менее нормальными людьми.

В 2019 году на шоу «Последний герой» за приз в два миллиона рублей боролись два племени: племя актеров и племя экстрасенсов. В первом были, среди прочих, Роман Маякин, Юлия Александрова, Анфиса Черных. Во втором – участники «Битвы экстрасенсов», в том числе Татьяна Ларина (15-й сезон), Николь Кузнецова (16-й сезон), Денис Высоцкий (17-й сезон). И снова по каким-то причинам обладание сверхспособностями не дало ясновидящим никакого преимущества. Они только склочничали между собой, и к заключительному испытанию все до одного благополучно отсеялись (а закончилось все тем, что Илья Глинников благородно уступил награду Анфисе Черных).

Прямо сейчас на канале «Пятница» в самом разгаре «Выживалити» – тот же «Последний герой», только на порядок экстремальнее (так оно, по крайней мере, позиционируется). Где выходцы из других реалити-проектов, от «Пацанок» до «Четырех свадеб», соревнуются в силе, ловкости и смекалке. Среди них и Свами Даши (в миру – Петр Смирнов), триумфатор 17-го сезона «Битвы экстрасенсов» и в целом довольно колоритный фриковатый дядька.

В «Выживалити» Свами Даши держится подчеркнуто особняком, спит отдельно от всех, какие-то зловещие ритуалы совершает в свободное время, а также регулярно выдает реплики, достойные золотого фонда пацанских цитат, вроде: «У меня путь короля, а не солдата». При этом его физическая подготовка впечатляет, особенно с учетом весьма почтенного, под 60 лет, возраста, а вот сообразительностью он не блещет. Так, на вопрос ведущего: «Где находятся самые маленькие кости человека?» видный эзотерик не раздумывая ответил: «В Гималаях?». Нужно, конечно, учитывать, что в тот момент он обнимал руками и ногами огромную надувную сосиску, подвешенную за цепь над водой. Но все равно: почему в Гималаях-то?

Вообще очень любопытно порою наблюдать за экстрасенсами в естественных условиях. Ну, или в условиях, максимально приближенным к таковым, когда они немножко отходят от своих фэнтезийных образов и хотя бы притворяются обычными людьми. Для этого существует целая маленькая вселенная сериалов под общей вывеской «Дневник экстрасенса». Всего их три, и в каждом освещается повседневная рутина конкретного экстрасенса: Фатимы Хадуевой из 13-го сезона «Битвы экстрасенсов», уже упоминавшейся Татьяны Лариной и Дарии Воскобоевой из 17-го сезона «Битвы экстрасенсов».

На самом деле по большей части все эти «Дневники экстрасенсов» решены в уже знакомом нам формате расследования. Героини мотаются по разным городам нашей необъятной родины и оказывают магическую поддержку всем желающим. Но в перерывах им приходится сталкиваться с различными проблемами в собственной личной жизни, и тут уже не действует никакое чародейство.

«Самая загадочная дагестанская ясновидящая» Фатима Хадуева (интересно, как именно она получила это звание и кто в рейтинге загадочных дагестанских ясновидящих занимает вторую строчку) в основном разбирается со своими домочадцами. То у нее дочка из дома сбежит, а потом намылит лыжи в Японию, то племянник усыновленный в какую-нибудь мутную историю вляпается. Плюс в отдельном сиквеле с подзаголовком «Молодой ученик» к ней настойчиво набивается в падаваны «медиум из рода тамплиеров» Денис Высоцкий (17-й сезон «Битвы экстрасенсов»), который заодно помогает ей с поисками сводного брата и крутит шуры-муры с ее дочерью, собирающейся выходить замуж. Такая, значит, густая концентрированная санта-барбара.

В двух остальных «Дневниках» все было значительно пожиже. Татьяна Ларина всю дорогу болезненно разруливала отношения с мужем, Юлием Миткевичем-Далецким, который поначалу казался приличным молодым человеком и экстрасенсом, но оказался абьюзером и, вероятно, наркоманом. После чего сразу стал бывшим мужем, но ситуацию это существенно не упростило. Наконец, «Дневник экстрасенса с Дарией Воскобойниковой» вовсе продержался всего один сезон, в котором означенная особа также страдала от выходок супруга, только этот уже на момент старта шоу в статусе бывшего состоял. Кроме того, она в своих приключениях регулярно пересекалась со своим духовным наставником Свами Даши, всегда готовым дать мудрый совет, и даже сражалась со злыми духами бок о бок с боевой подругой Татьяной Лариной.

Так-то вот, а вы говорите – киновселенная Marvel. Да на кой черт, скажите, нам эта вшивая киновселенная Marvel, когда у нас под боком орудуют свои родные докторы стрэнджи и алые ведьмы. Притом не из комиксов, а почти всамделишные. И если вы думаете, что они способны только очковтирательством промышлять, даруя иллюзорную надежду несчастным легковерным гражданам, то серьезно заблуждаетесь. Экстрасенсы иногда и безусловную пользу обществу приносят. Как Влад Череватый из 22-го сезона «Битвы экстрасенсов», переквалифицировавшийся в извозчика для шоу «Экстра такси».

Помните, была такая популярная телевикторина в нулевых, где лысый ведущий за рулем ничем не примечательного с виду такси задавал пассажирам каверзные вопросы и выплачивал деньги за правильные ответы? Здесь похожий принцип. Только Влад Череватый пассажирам деньги не платит, а оглашает вслух разные неприятные факты из их биографий, которые ему нашептали голоса демонов.

Выглядит это так: сидит он такой, в балахоне с капюшоном для конспирации, баранку крутит и чего-то неразборчивое себе под нос бормочит. Потом вдруг как возьмет да как выдаст о них всю-всю правду. А те улыбаются, довольные, так как сразу его узнали, несмотря на капюшон для конспирации. Ну действительно, кто же не знает Влада Череватого, всероссийского масштаба звезду. Ничего себе, говорят, чего вытворяет. Затем он им экспресс-консультацию проводит на предмет того, как дальше быть, потому что непременно у них далеко не все гладко: кого неудачи неотступно преследуют, у кого на личном фронте неурядицы, у кого еще чего. И отпускает с миром. После чего едет следующих пассажиров подбирать.

Страшное это дело, если так прикинуть. Представьте: вызываете вы себе такси в ночь на субботу после умеренно бурной посиделки в кругу единомышленников. И тут подъезжает к вам этот подозрительный субъект и давай себе под нос бормотать, с бесами общаться, тайны ваши сокровенные вслух проговаривать. А как довезет, еще, небось, пять звездочек в приложении потребует ему поставить. Ужас.

Впрочем, есть среди выходцев из «Битвы экстрасенсов» и куда более пугающие персонажи. Влад Кадони, например. Шутка ли: у него помимо двух сезонов «Битвы экстрасенсов» (6-й и 14-й) за плечами – «Дом 2», в рамках которого он собственную «Битву экстрасенсов» организовал, зарубившись там с белым магом Венцеславом Венгржановским. А позже и вовсе самый одиозный проект на российском телевидении фактически возглавил, став его ведущим. Также ему одно время приписывали роман с Валерией Гай Германикой, у которой он в сериале «Краткий курс счастливой жизни» снялся. Последний его проект – «Кадони шоу», передача с весьма незаурядной концепцией.

По формату это типичное ток-шоу в духе старого доброго Андрея Малахова. Но с уклоном в мистику. Придет в студию к Кадони какая-нибудь женщина, сядет на диванчик и давай жаловаться: так и так, нечисть в квартире завелась. Невозможно прямо. Безобразничает, предметами швыряется, спать по ночам не дает. А эксперты, которые тут же, в студии, присутствуют – всевозможные специалисты в области паранормального, в основном те же экстрасенсы – ей поясняют, что это у нее полтергейст завелся. Или не полтергейст, а дух неупокоенный. Или проклятие. Или еще чего.

Но это только цветочки. Дальше высказывается предположение, что полтергейст или не полтергейст не просто так завелся, а вследствие чьего-то злого умысла. Сюжет закручивается, в него вводятся новые персонажи, драматургия крепнет, эксперты громко спорят, кто-то удаляется общаться с миром духов в предусмотренную для этого тайную комнату. В перерывах зрителей просвещают на предмет того, как от злого умысла и полтергейстов уберечься.

К сожалению, во втором сезоне градус маразма, порой достигавший умопомрачительных значений, резко снизился, мистика почти вся улетучилась, и темы пошли какие-то совсем прозаичные. Про побочные эффекты пластической хирургии, конфликты отцов и детей, депрессию и всякое такое. А место экстрасенсов заняли модные коучи, которые в тайной комнате не с духами общаются, а унылые тренинги проводят. В общем, «Кадони шоу» как-то быстро испортилось, даже немножко обидно. Неужто заведомо низкого сорта мистика вдруг перестала прельщать зрителей?

Увы, как бы ни хотелось нам в это верить, утверждать подобное было бы чересчур опрометчиво. Пока экстрасенсы из «Битвы экстрасенсов» не только не собираются покидать малые экраны (в числе самых ожидаемых новинок этого года – шоу в духе «Холостяка» под названием «Невеста. Экстра любовь», в котором аланский провидец Константин Гецати будет искать свою вторую половинку), но и покоряют экраны большие.

Не далее как весной прошлого года в кинотеатрах страны крутили фантастическую драму Михаила Брашинского (зомби-хоррор «Шопинг-тур») «Волны», где одну из ключевых ролей исполнил победитель 14-го сезона «Битвы экстрасенсов» Александр Шепс. По сюжету, главный герой, сыгранный Владиславом Абашиным («Завод» Юрия Быкова), после смерти жены уходит жить в лес. Там он натыкается на странную секту, члены которой верят в какие-то волны и строят машину времени, чтобы отменить смерть. Возглавляет эту секту как раз персонаж Шепса.

Нельзя сказать, что роль ему досталась большая. Он появляется буквально в нескольких сценах. Зато одна из них – постельная, с непосредственным участием Виктории Толстогановой (впрочем, не лишним будет заметить, что лица Шепса там не видно). Также нельзя сказать, что это какое-то выдающееся кино. Обыкновенная артхаусная дребедень, которую бросили сочинять на полдороги, поэтому о чем это все, предлагается домыслить самостоятельно.

Но все же прецедент налицо. И тенденция вырисовывается такая, что, может, зря мы боимся того, что роботы у нас у всех скоро работу отберут. Может, не от роботов угроза исходит в действительности, а от экстрасенсов? Вон они уже и преступления раскрывают, и такси водят, и в большом кино актеров заменяют. А ну как для того «Битва экстрасенсов» и создана – чтобы весь мир поработить? Как вам такая конспирологическая теория?

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Комментарии  

Комментарии

Загрузка....
Вы все прочитали

Next page

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: