Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors
Search in posts
Search in pages
Слушать подкаст
|
КиноРепортер > Кино > Такая разная Валерия Гай Германика

Такая разная Валерия Гай Германика

1 марта 2024 /
Такая разная Валерия Гай Германика

Клипмейкер, режиссер, документалист и просто женщина, которая обожает собак.

Валерия Гай Германика – кто она? Эпатажная выскочка или гениальный режиссер, имя которой останется в веках? Одни ее боготворят, другие критикуют. Одни мечтают с ней работать, другие бегут как от огня.

К 40 годам Валерия Гай Германика сняла 25 фильмов и массу клипов для российских музыкантов – их объединяет то, что она не боится высказывать в них то, что думает. И пусть многие не соглашаются с таким видением, но это ее правда: болезненная, жесткая, подчас неприятная, но суровая и бескомпромиссная. Она всегда делает то, что хочет, живет так, как хочет, и снимает о том, о чем хочет.    

Германика и музыка

Музыка для Германики – важная составляющая творчества: она всегда тщательно подходит к выбору саундтреков для своих работ. И выбирает те композиции, которые максимально отражают смысл фильма. В ее картинах часто можно услышать русский рок: «Пикник», «Агата Кристи», «Тараканы!», Глеб Самойлов и The Matrixx, «Звери», «Блондинка Кью». Не чужды ей и рэп с поп-музыкой – КАЧ, Пахом, Pharaon, DJ Smash, Елка.

Валерия на протяжении всей своей кинокарьеры снимает видеоклипы для музыкальных групп, чаще всего для тех, кстати, кто потом звучит в ее фильмах и сериалах. В частности, она сделала клипы для Jack Action, Славы, Линды, «Ночных снайперов», «Обе Две», «Смысловых галлюцинаций». Для последних она еще и стихи написала к песне «Мысленный волк» – та занимает в творчестве группы особенное место.

Каждый видеоролик Германики – маленькое событие, потому что в них она не отступает от своих принципов и фирменного «киношного» стиля. Это маленькие и часто жесткие истории, без компромисса. Как, например, одна из ее последних работ для певицы То-Мы на песню «Мой космос». Многие встретили клип в штыки из-за содержания, которое на первый взгляд не соотносится с текстом и настроением самой песни.

Постановщица пробует себя и в музыке. В 2023 году она выпустила несколько синглов в разных жанрах, взяв лаконичный псевдоним Germanica. И сама сняла себе на них клипы.

Есть в ее фильмографии и сериальный рэп-мюзикл «Бонус» (2018). В нем молодой рэпер по кличке Бонус вынужденно отправляется в Москву со своим другом Гашиком (Артем Сучков), знакомится с дочкой богатого бизнесмена, переживает любовь, стычки с отцом девушки и вливается в столичную рэп-тусовку, в которой тоже все непросто.

Сделать из сценария рэп-мюзикл придумала сама Германика: снимать фильм о рэпере без рэпа было бы скучно. Поэтому картина перемежается музыкально-танцевальными вставками. Бюджета на это заложено не было, но режиссер все равно сделала так, как хотела. Благодаря ей в фильме появился шоковый Антон Адасинский в роли инфернального рассказчика (озвучен Владимиром Епифанцевым), время от времени вступающего в диалог с главным героем. А одним из художников картины стал Пахом – музыкант, художник и андеграундный актер, наиболее известный по роли Поехавшего в «Зеленом слонике».

«Бонус», конечно, получился на любителя и российским рэперам по душе не пришелся. Но то, что фильм не похож ни на одну другую российскую картину, – это факт.

Германика и ее актеры

Режиссер к касту подходит строго и порой удивляет своим выбором. Например, в «Обоюдном согласии» в одной из ведущих ролей появился Андрей Козлов – президент Международной ассоциации клубов «Что? Где? Когда?». Известный телеведущий до Германики в кино не снимался, да и после тоже. Он и сам удивился подобному предложению, но в роли следователя Нестеренко Германика видела только его. И надо сказать, справился с ней Козлов на ура, по его признанию, благодаря помощи режиссера и, главное, ее веры в него.

«Обоюдное согласие» – сериал об изнасиловании молодой женщины, в котором она обвиняет влиятельных жителей города. И о способах, порой недопустимых, к которым жертве приходится прибегать, чтобы доказать сам факт насилия и наказать тех, кто обычно уходит от правосудия, откупаясь деньгами или прикрываясь властью.

В сериале также снялись Светлана Иванова, Анна Снаткина, Тарас Кузьмин, Шамиль Хаматов и Глеб Бочков. И все как один заявляют, что работать с Германикой – что-то на грани фантастики: всего лишь одной колючей фразой она может направить в то русло, которое ей необходимо, и роли в ее фильмах не играешь, а проживаешь по-настоящему. 

Если внимательно присмотреться к актерам, которые снимаются у Германики, можно заметить, как они мигрируют из одного проекта в другой. В 2008 году режиссер познакомилась с Агнией Кузнецовой, уже снявшейся на тот момент в балабановском «Грузе 200», и позвала ее на роль Жанны в картине «Все умрут, а я останусь».

Драма о трех девчонках-подростках, ученицах 9-го класса самой обычной московской школы, с нетерпением ждущих дискотеку и мучительно переживающих свое взросление, разломила зрителей на два лагеря. Тех, кто считал фильм лучшим, что было снято в том году, и тех, кто не принимал его совсем. Имя Германики загремело.

После «Все умрут, а я останусь» Агния Кузнецова сыграла в пронзительной короткометражке «Счастье другими словами» (2009) и полном метре «Да и да» (2014) и стала лучшей подругой Германики.  «Да и да» – фильм о любви. При этом молодая учительница Саша (Агния Кузнецова) любит художника Антонина (Александр Горчилин), а он любит себя и ее любовь к нему. Поэтому отношения между ними складываются странные и болезненные.

Германика вместе с художниками (Сергей Пахомов, Владимир Ярин и Татьяна Долматовская) сделали мир картины таким, каким, по их мнению, его видит глаз настоящего художника. Для этого на съемках использовались разноцветные линзы и неожиданные ракурсы. Неподготовленному зрителю смотреть фильм тяжело не только из-за визуального ряда, но и потому, что он честен до зубовного скрежета.

В фильме звучит песня «Агаты Кристи» «Эпилог». По словам Германики, сцена сна Саши изначально была придумана как клип для группы, но та распалась, и материал в итоге стал частью «Да и да».

Лана Райдер, впервые появившаяся в сериале «Школа» (2010), который выходил на Первом канале и будоражил общественность вплоть до призывов его запретить, впоследствии приняла участие в «Кратком курсе счастливой жизни» (2011) и «Бонусе». Анна Шепелева и Валентина Лукащук из той же «Школы», где они сыграли главные роли (Оля Будилова и Аня Носова соответственно), не только засветились в других сериалах режиссера, но и в клипе The Matrixx на песню «Никто не выжил».

Еще в нескольких видеороликах Германики можно увидеть Александру Ребенок, сыгравшую в «Школе» учителя физики. Музыканты после съемок клипов также появляются в фильмах Валерии. Диана Арбенина, например, сейчас снимается в ее новом проекте, о котором мы расскажем чуть позже.

Германика и импровизация

О работе с Валерией Гай Германикой можно услышать разное: что с ней тяжело, что она деспотичная, что эмоционально она выворачивает актеров наизнанку, или что, наоборот, с ней легко, сниматься у нее – счастье, что она – профессионал высокого уровня. Но большинство согласны с тем, что постановщица умеет расположить к себе, а ее съемочная площадка превращается в место, открытое для импровизаций.

В ее фильмографии есть только один фильм, снятый по сценарию от и до, – «Мысленный волк» (2019) с Юлией Высоцкой и Лизой Климовой. Картина рассказывает о двух женщинах, матери и дочери, изолированных от цивилизации в глухой деревне. Их отношения и так складываются довольно непросто, а тут еще они вспоминают про оборотня, который бродит по округе. И не сразу понятно: то ли это деревенская пугалка для приезжих, то ли реальная угроза, то ли что-то третье.

«Самая главная трудность в том, – рассказывала Германика о съемках, – что, когда ты снимаешь по его тексту, у тебя нет возможности для импровизации. Обычно в моих фильмах актеры говорят текст своими словами, а тут никак. Стоит вынуть одну фразу, и рушится весь смысл, весь контекст происходящего».

«Мысленный волк» – опять же фильм на любителя. Как, впрочем, и все, что делает Германика: ее либо любишь, либо ненавидишь. Третьего, чего-то среднего, не дано. Картина наполнена скрытыми смыслами, до которых нужно докапываться, скрытой мистикой, которая вроде как и не мистика, скрытыми христианскими мотивами. И в этом ее главная прелесть.

Германика и документалистика

Свою карьеру Валерия начала с документалистики. Ее выпускной работой на курсах в школе Марии Разбежкиной стала короткометражка «Сестры». Не имея идей, о чем же снимать фильм, она просто записала видео беседы со своей старшей сестрой.

Женщина, всем своим видом говорящая, что алкоголь – это ее повседневность, заплетающимся от водки языком рассказывает, как не любит мать, и несколько раз повторяет фразу, что нужно оставаться собой. И сидят они на загвазданной кухне, в комнате спит такой же пьяный мужик, который время от времени заходит к ним, чтобы поругаться, и несколько мальчишек, вынужденных существовать в этом кошмаре, радостно улыбаются в камеру, всеми силами привлекая к себе внимание. Фильм получился таким откровенно жестким, что становится тошно, но рука почему-то не поднимается его выключить.

С технической точки зрения «Сестры» ничего собой не представляют – просто хоум-съемка, каких миллионы. Но после этой ленты Разбежкина сказала Германике продолжать. И та продолжила, сделав еще 6 фильмов – «Девочки» (2005), «Уехал» (2006), «Мальчики» (2006), «День рождения Инфанты» (2007), «Папа» (2021) и «Емельяненко» (2020–2023). Каждый из фильмов по-своему хорош, потому что правдив и не пытается спрятать даже самое неприглядное, плохое и пошлое. И что бы там кто ни говорил, в них узнаешь самого себя, свое окружение, какие-то ситуации, мысли, чувства. Даже если совсем не хочется этого узнавать.

«Девочки» – своего рода приквел к «Все умрут, а я останусь», рассказывающий о последних днях летних каникул трех подруг. Они пробуют травку, пьют дешевые алкококтейли из жестяных банок, прокалывают себе пупки и с ревом пытаются понять смысл жизни, попутно пиля вены заведомо тупым ножом.  Именно в этом фильме Германика использовала съемки «дрожащей рукой», гиперреалистичное изображение и практически полное отсутствие декораций, что стало ее фирменной фишкой наряду с откровенностью диалогов, ненормативной лексикой и клиповыми приемами.

В «Мальчиках» идея та же, только, собственно, рассказ идет о мальчиках и выглядит пожестче. «День рождения Инфанты» снова о девочках, только постарше. Они выбрали вымышленную жизнь вместо реальности, ведь последняя скучна. Зрители на показах гневно уходили с середины фильма, называя его откровенной порнографией.

«Папа» – это своеобразное возвращение к «Сестрам», то есть к семье. Германика сняла своего 91-летнего на тот момент отчима, казалось бы, в простейшей ситуации: обсуждение покупки обуви для поездки в Италию и, собственно, поездка. Однако фильм оказывается глубже – он о пропасти между поколениями, о незаживающих душевных ранах, сколько бы времени ни прошло, и абсолютно разном восприятии одного и того же.

Последний документальный фильм Германики «Емельяненко», о котором в свое время много говорили, посмотреть не получится: до большого проката дело так и не дошло, онлайн его не найти, трейлера у него нет. Возникает резонный вопрос: существует ли фильм на самом деле? Или это какой-то странный пиар-ход, чтобы подогреть к себе интерес, как с той историей, когда на «Авито» появилось объявление, что картина продается в частную коллекцию за 50 млн рублей? Непонятно.

Германика и любовь к собакам

Валерия Гай Германика не собиралась становиться режиссером. Вообще-то она хотела работать с собаками и быть хэндлером – тем, кто готовит животных к выставкам и соревнованиям. Она окончила курсы при Российской кинологический федерации и училась в Институте зоотехнии и биологии Тимирязевской сельхозакадемии.

Поэтому не снять о собаках она просто не могла. Свою короткометражку «Фильм о любви, снятый собаками» она сделала по заказу Pedigree. И это самая светлая и добрая картина Валерии, настолько пропитанная любовью к этим животным, что ее чувствуешь физически. Невозможно не улыбаться в течение всех 6 минут, что она длится, глядя на собак, от лица которых и снят фильм.

Кстати, режиссер не раз говорила, что не может смотреть фильмы про собак, поскольку перестает верить, что в них все не взаправду.

Германика и награды

Свои первые награды и признание Германика получила за «Девочек». На «Кинотавре» картина взяла приз как лучший короткометражный фильм. Тогда же «Девочки» победили на фестивале «Кинотеатр.док» и вошли в программу «Дня России» в Каннах. «Все умрут, а я останусь» незамеченным тоже не остался. На Каннском фестивале в 2008 году фильм завоевал сразу две награды – «Золотая камера – особый взгляд» и приз Regards Jeune. 

«Да и да» принес Германике серебряного «Святого Георгия» как лучшему режиссеру на ММКФ-2014, приз Международной ассоциации кинокритиков ФИПРЕССИ и приз газеты «Коммерсантъ Weekend». «Школу» и «Краткий курс счастливой жизни» отметили премией «Клуба телепрессы» с интересными формулировками: «За бесстрашие эксперимента» и «За нетипичный сериал о наших современниках в типичных обстоятельствах российской жизни».

Сейчас Валерия Гай Германика работает над вторым сезоном «Обоюдного согласия» с Глафирой Тархановой, Дианой Арбениной, Марией Кончаловской и Глебом Пускепалисом. На этот раз сериал затронет вопросы домашнего насилия при видимом внешнем благополучии. Также в планах историко-биографический сериал «Княгиня Ольга», однако о нем пока мало что известно.    

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Комментарии  

Комментарии

Загрузка....
Вы все прочитали

Next page

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: