Романтические приключения Глеба Калюжного, фильм-катастрофа Бориса Хлебникова и другие фестивальные новинки, которые еще напомнят о себе зрителям.
45-й ММКФ завершит работу 27 апреля. Но многие из показанных на нем фильмов обретут самостоятельную долгую (и, надеемся, счастливую) жизнь. Рассказываем о наиболее примечательных картинах разных программ смотра, которые в обозримом будущем появятся в российском прокате и онлайн-кинотеатрах.
«История российских тюрем»
Как видно из названия, уникальный документальный проект «История российских тюрем» позволяет бросить осторожный взгляд за стены заведений, где находятся под стражей люди, преступившие закон. В первом эпизоде в центре внимания оказывается московская «Бутырка», также известная как Бутырский тюремный замок. А вторая серия посвящена Владимирскому централу.
Заключенные откровенно вспоминают свои преступления на камеру. Философски осмысляют пройденный путь и оценивают полученный опыт. Служащие тюрем, в свою очередь, пытаются представить (если это вообще возможно), какими станут их подопечные, когда рано или поздно окажутся на воле. Чем для узников является пребывание за решеткой – расплатой за преступления? Своеобразным тернистым путем к обретению истины? Единственным шансом выяснить, что они представляют из себя на самом деле?
Проект Сергея Попова и Юлии Бобковой не формулирует ответы на все острые вопросы, но заставляет как минимум задуматься о многих серьезных вещах. А еще предлагает полноценный экскурс в истории знаменитых узников упомянутых заведений. В «Бутырке», например, содержали Емельяна Пугачева и Феликса Дзержинского (который даже совершил оттуда побег), а во Владимирский централ попадали Михаил Фрунзе и сын Иосифа Сталина.
На Kion с 27 апреля
«Помилование»
«Помилование» стартует с кульминации – молодому солдату, удравшему на свидание с невестой на казенном танке, зачитывают роковой приговор. За вступительными титрами следует развернутый флешбэк: зимой 1941-го судьба сводит троих ребят – рубаху-парня Любомира Зуха (это он поначалу не поймет, что именно натворил), прагматичного Леонида Ласточкина с повадками свахи и артистичного Янтимера Байназарова, который после войны мечтает снова оказаться в театре, а сослуживцам читает Маяковского. Совсем еще дети, они не сильно взрослеют за полгода: летом их танковую бригаду наконец-то отправляют на фронт, однако настоящая драма разыгрывается задолго до первых выстрелов.
Картина Айнура Аскарова честно и проникновенно говорит о двух вещах: любви и долге. Эти темы тесно переплетаются и находят отражение в разных героях. Янтимер успокаивает медсестру, жених которой вернулся домой инвалидом. Любомир готов на любой поступок ради названной жены. Их начальник майор Казарин (точный в своих эмоциях Гела Месхи) жжет фотографии супруги, ушедшей к другому. Тема долга раскрывается тоньше: на словах все готовы взять ответственность за товарищей, но когда приходит время действовать, с самим собой справится не каждый.
Боевых действий в кадре практически нет, хотя смерть за многими ходит по пятам. Сам постановщик называет экранизацию повести Мустая Карима фильмом про войну, в котором почти нет выстрелов. Благодаря первоисточнику и хорошей режиссуре диалоговая драма не выглядит затянуто, юмор здесь поистине народный, а картинка качественная и сочная. Так что смотреть «Помилование» на большом экране – одно удовольствие. Кроме того, в кинозале выше шанс пережить катарсис, близкий к тому, что дарило советское кино, снятое еще фронтовиками. А это нынче редкий и ценный опыт.
В прокате с 4 мая
«14+: Продолжение»
Подростковая мелодрама Андрея Зайцева «14+» в 2015 году стала заметным явлением. И на Берлинском фестивале побывала, и на российских смотрах призы завоевала, и в целом оказалась толковой вариацией на тему «Шведской истории любви». Минуло 8 лет, и Леха в исполнении Глеба Калюжного вернулся на наши экраны. С тех пор немало воды утекло. С Викой (Ульяна Васькович) он расстался. В пединститут поступил. А вдобавок получил повестку из военкомата, которую и подписал незамедлительно. Здравствуй, юность в сапогах.
Продолжение «14+» может обмануть надежды поклонников, коих у первой ленты немало: в официальном сообществе ВКонтакте, например, числится больше 178 тыс. человек. Логично ожидать от второго фильма столь же романтической истории о молодости и нежных чувствах, благо и претендентка на звание Лехиной дамы сердца находится: без умолку тараторящая всякую ерунду девушка-курьер Настя (Полина Гухман). Но в реальности проблематика «14+» куда шире.
Скорее это рассказ о том, как парень выстраивает свое мироощущение в современном обществе, где на каждого цепляют определенные ярлыки. И о терзаниях матерей, наблюдающих за тем, как их чада выбирают непростую жизненную дорожку. В образ ответственной родительницы прекрасно вжилась Ольга Озоллапиня, которая в одной из сцен, изрядно подшофе, нахлобучивает на голову газету и многозначительно изрекает: «Я тебе теперь не мама. Я тебе – Тарас Бульба».
В прокате с 11 мая
«Голова-жестянка»
Режиссер, продюсер и соратник Святослава Подгаевского Иван Капитонов внезапно изменил хоррорам: в конкурсе ММКФ «Русские премьеры» показали его подростковое драмеди «Голова-жестянка». В центре сюжета – 16-летняя Женя (неуловимо напоминающая Милли Бобби Браун Варвара Володина) и ее экс-бойфренд Ваня (Олег Чугунов на грани нервного срыва). Отношения разорваны, но рана еще свежа – и в буквальном смысле тоже: парочка залезла на заброшку, откуда девушка сорвалась и серьезно повредила ногу. Теперь Женя замыкается в себе и огрызается на одноклассников, брата и родителей.
Добрая половина «Головы-жестянки» – бурный поток мыслей: закадровый голос героини не замолкает ни на минуту. Бытовые рассуждения о насущном сменяются риторическими вопросами, а на экране, словно по мановению волшебной палочки, материализуются котики, роботы, море. Четвертую стену персонажи почти не ломают, зато постоянно смотрят в камеру – прием на удивление освежающий. А еще вызывающий доверие: открытым, искренним людям сопереживать куда легче. Картина на понятном языке говорит и с подростками, и со взрослыми, используя все возможные средства – клиповость постановки, драйвовую музыку, неумелый флирт, беспомощные попытки выставить себя циником и милые шутки.
Новизна жанра для Капитонова дает о себе знать: сразу несколько второстепенных линий изрядно растягивают хронометраж. С другой стороны, жемчужин тут тоже хватает – в душу западают и отдельные эпизоды, и курьезные надписи на стенах, и, конечно, персонажи: от Натальи Кудряшовой и Владимира Селезнева в роли родителей Жени до Александра Новикова в качестве ее неудачливого ухажера. Особенно выделяется руководитель кружка по робототехнике: Сергей Гилев в космической футболке и личные границы отстоит, и в трудную минуту выручит. Взрослые помогают чужим детям – просто потому, что так и должно быть. И это отличная тенденция.
В прокате с 8 июня
«Снегирь»
Двое молодых людей, примкнув к команде суровых рыбаков, отправляются в плавание на ржавой посудине. В пути их ждут: ценные жизненные уроки, необыкновенные морские приключения, дедовщина, рыба, шашлыки, водка, столкновение с могучей стихией и многое другое. Но главное, конечно, именно первое – ценные жизненные уроки.
У нового фильма Бориса Хлебникова и Натальи Мещаниновой есть все шансы стать таким же всенародным хитом, как предыдущая их совместная полнометражная картина «Аритмия». Потому что, во-первых, «Снегирь» рвет душу как минимум не хуже. Даже, пожалуй, еще беспощаднее. Причем без участия Александра Яценко, заметьте (хотя он и сюда мог попасть, но в конце концов его персонажа из сценария исключили). А во-вторых, помимо, собственно, драмы фильм предлагает к тому же захватывающее зрелище – в качестве бонуса к серьезному разговору о важных вещах.
Авторы, рассуждая, среди прочего, о том, как устроены тесные сугубо мужские коллективы, прямо затрагивают вечные темы конфликта поколений и судьбы нашей многострадальной Родины. При этом задачи обязательно прийти к конкретному выводу не стоит, а затевалось это все скорее ради того, чтобы натолкнуть зрителя на какие-то мысли. Что также бывает небесполезно. Пускай мысли и невеселые.
В прокате с 8 июня
Комментарии