Всякий раз, когда какому-нибудь отечественному локализатору требуется придумать русское название для иностранного фильма, где фигурируют крутые быстрые автомобили, перед ним встает тяжелый выбор: какое слово впендюрить – «форсаж» или «драйв»? Про первый вариант («Скандинавский форсаж», «Форсаж. Диабло» и прочее) поговорим в другой раз. Ну а сегодня разберемся со вторым и выясним, чем «Драйв» отличается от «Драйва», какие у «Драйвов» бывают разновидности, а также кто и зачем на «Драйвы» норовит взгромоздиться.
Вообще фильмы с названием «Драйв» выходили задолго до всем известной криминальной драмы про унылого Райана Гослинга в серебристой куртке. Один из них, 1991 года, с младшей сестрой Мишель Пфайффер в главной роли, даже взял приз на Венецианском кинофестивале. Первым же «Драйвом», который добрался до обычного российского зрителя, стал крутой фантастический боевик Стива Ванга с Марком Дакаскасом. И, что особенно любопытно, в одном из вариантов перевода его окрестили почему-то «Непобедимым».
Кто застал прекрасную эпоху расцвета VHS, наверняка помнит это зажигательное бадди-муви с впечатляющей постановкой боев, добрым придурковатым юмором и встроенным сериалом про огромную умную лягуху. Смеем вас заверить, с годами кино не стало хуже. Даже наоборот – изрядно похорошело.
А это наш, родной, российский «Драйв». Без консервантов и ГМО, зато с Владимиром Епифанцевым и Николаем Фоменко. Первый играет матерого каскадера, которому однажды диагностируют рак мозга. Чтобы семья после его смерти не осталась без средств, он берет подработку – машины воровать. И тут же случайно переходит дорогу криминальному боссу (Фоменко). Тот дает ему шанс искупить вину: нужно выполнять различные поручения, неизменно сопряженные с риском.
Так смертельно больной трюкач пускается во все тяжкие: ведет двойную жизнь, впутывается в авантюры, ездит на дорогих тачках по ночной Москве. С одной стороны, вроде и недурно – много всякой зрелищной движухи с использованием транспортной техники. С другой – выглядит все равно как очередная вампука про бандитов с НТВ. Но это все совершенно не важно. Важно – умер ли герой Епифанцева в конце «Драйва»? Вот в чем главный вопрос.
По последним подсчетам, к настоящему моменту Лиам Нисон снялся в 358 экшен-картинах о том, как крепкий старик дает прикурить негодяям и всех спасает. Естественно, среди них не могло не найтись хотя бы одного «Драйва». И действительно, один нашелся. Да не простой, а ледяной.
«Ледяной драйв» (в оригинале – The Ice Road) представляет собой своеобразный ремейк культовой и горячо любимой в Советском Союзе «Платы за страх». Нисон – в роли дальнобойщика, которому нужно в срочном порядке доставить на угольную шахту огромную железяку, иначе шахтеры погибнут. И заодно разоблачить заговор ушлых капиталистов. При этом ехать приходится по стремительно тающему льду, в процессе отбиваясь от нехороших дядей. Кто видел хоть один боевик с Нисоном – видел их все, и этот конкретный ничем не лучше и не хуже остальных. Разве что слегка, может быть, подрайвовее.
Драйв, какой бы он ни был, представляет собой абстрактное понятие. Следовательно, ему чужды любые условности, в том числе географические. На драйв можно наткнуться где угодно, даже в столице Южной Кореи. Собственно, вот, пожалуйста – «Сеульский драйв» (Seouldaejakjeon, она же – «Большая сеульская операция», она же – Seoul Vibe).
Накануне Олимпиады 1988 года прокурор вербует команду балбесов-лихачей, чтобы они нанялись водителями к бывшему президенту и собрали на него компромат, – такая у фильма завязка. Вроде довольно просто. Но, во-первых, чтобы как следует въехать, что к чему, лучше немножко изучить послевоенную историю Южной Кореи. А во-вторых, там на самом деле много чего намешано: кино про ограбление, политический триллер, олдскульный рэпчик, патриотический пафос. Ну и, разумеется, куда же без экстремальных покатушек – этого добра тоже навалом.
Даром что драйв – понятие абстрактное, на него то и дело кто-то норовит взгромоздиться. Вот, например: волоокому французскому полицейскому, трусливому недотепе, врач по ошибке сообщает, что жить ему осталось не более месяца (заголовок 30 jours max так и переводится дословно – «30 дней максимум»). И тот сразу делается бесстрашным сорвиголовой и бросается ловить грозного мафиози.
Вообще современные комедии из Франции – это всегда суматошно, шумно и во всех смыслах пошло. Но «Коп на драйве» даже по меркам жанра резко выделяется. Никакая наука не в силах объяснить, как в одном фильме может содержаться столько всего рандомного: мужик с женской грудью (не ЛГБТ), луча либре, шаурма с человечиной, пародия на «Шерлока Холмса» Гая Ричи, чемпион мира и вратарь сборной Франции Уго Льорис, похотливая старушка в кровати последнего. Тем не менее все перечисленное – и не только – здесь в наличии.
Откуда взялась мода взбираться на драйв (что бы это ни значило), установить нетрудно: в октябре 2017 года в российский прокат вышел фильм Эдгара Райта Baby Driver, превратившийся стараниями компании-дистрибутора в «Малыша на драйве». Тут-то и разверзлась бездна. Нырять туда с головой мы не станем, а обратим внимание лишь на названую сестрицу «Малыша на драйве» – «Малышку на драйве», также известную как «Спецдоставка» (Teuksong).
Строго говоря, на «Малыша на драйве» она не очень похожа, а похожа внезапно на «Перевозчика». Только вместо сурового Джейсона Стэйтема – милая корейская девчушка, которая тоже умеет лучше всех рулить и промышляет доставкой грузов, преимущественно нелегальных. И все у нее идет неплохо, пока ей на голову не сваливается ребенок, нуждающийся, как водится, в защите от злодеев. Единственное, драться так же, как Джейсон Стэйтем, корейская перевозчица не может. Но в остальном все в лучших традициях, что называется, да еще и с азиатским колоритом в придачу.
С 18 по 27 октября Санкт-Петербург принимал гостей фестиваля «Послание к человеку», который собрал кинематографистов со всех уголков света. Однако…
Немногие найдут Уганду на карте Африки. И не каждый отважится махнуть в эту страну, одну из беднейших в мире, в…
Смерть порою кардинально меняет жизнь. Причем не только того, кого она постигла, но и окружающих. После смерти жизнь нередко становится…
22 ноября 40-летие отмечает одна из самых успешных актрис современности – Скарлетт Йоханссон. В кино она дебютировала еще подростком, а…
Если калина, то красная, если режиссер, умеющая переносить на сцену прозу о национальном характере, то Марина Брусникина. Со дня смерти…
Нелинейная драматургия – инструмент, безусловно, интересный. Но и работает он исключительно в умелых руках, поскольку одного разброса сцен в хаотичном…