Рыбалка – это прекрасный повод на время отложить дела, заготовить наживку, проверить снасти и махнуть за город, к берегам реки, озера или пруда. А если уехать не получается, на помощь непременно придет кино. К вашим услугам – 7 любовно отобранных нами фильмов про рыбалку отечественного и зарубежного производства, от трогательных драм и семейных комедий до оскаровских хитов и триллеров о зловещих обитателях морских глубин.
Эрнесту Хемингуэю не повезло с экранизациями. Шедевральные романы «Прощай, оружие» и «По ком звонит колокол» до сих пор так и не обзавелись приличными киноверсиями. Зато повесть «Старик и море», которая сделала Хемингуэя счастливым обладателем Пулитцеровской и Нобелевской премий, успешно переносилась на экран как минимум трижды. В 1999 году российский режиссер Александр Петров завоевал за одноименную короткометражку «Оскара». В 1990-м великий Энтони Куинн добавил в копилку блестящих ролей и роль одинокого рыбака Сантьяго, который на старости лет вступил в схватку с гигантским марлином. А в 1958-м того же героя пронзительно сыграл Спенсер Трейси в драме Джона Стерджеса, создав незабываемый образ борца с жестокой судьбой.
Судьбу здесь воплощает неуловимый марлин, а погоня за ним для Сантьяго превращается в главное дело всей жизни, священную миссию, доказательство, что он чего-то стоит как рыбак и мужчина. Хемингуэй и сам обожал посидеть на берегу с удочкой. И на бумаге он страстно признался в любви своему увлечению, которое может запросто переродиться в дьявольское наваждение. Это, собственно, и произошло с Сантьяго. В картине Стерджеса в кадре редко появляется что-то еще, кроме грустного Спенсера Трейси в лодке, но подобного минимализма хватает с лихвой для нагнетания густого саспенса.
К 1992 году Брэд Питт успел похвастаться идеальным прессом в «Тельме и Луизе», однако звездой первой величины он еще не стал. Тем приятнее открывать для себя его ранние фильмы – более человечным он там кажется, что ли, далеким от супергеройства или суперзлодейства. «Там, где течет река», третья режиссерская работа Роберта Редфорда, как раз из таких лент. Это рассказ о двух братьях, одного из которых, тихоню Нормана, играет Крэйг Шеффер, а второго, бунтаря Пола, – 29-летний Питт. Стихи и проза, лед и пламень не столь различны меж собой. Но кое-что их все-таки объединяет. Оба они без ума от рыбной ловли.
Дела государственной важности подождут, пока парни по щиколотку заходят в ледяную воду, рассекают воздух гибким удилищем и резким рывком вытягивают незадачливую рыбешку, чья чешуя ослепительно серебрится на солнце. Причем рыбачат они древним методом нахлыста – с помощью длинного шнура, забрасывая крючок под особым углом. Так учил их отец, считавший рыбалку высоким искусством. По его мнению, лучше вернуться домой с пустыми руками, чем опозорить рыбу, выудив ее ненадлежащим образом. Рыбалка в этой душевной мелодраме действительно кажется чуть ли не подобием религии, а соответствующие сцены, запечатленные в живописных локациях Монтаны, – едва ли не красивейшие рыбацкие эпизоды в истории кино. «Оскар» оператору Филиппу Русло – меньшее, чем человечество могло бы отблагодарить создателей замечательного фильма.
Оскаровские лауреаты Джек Леммон и Уолтер Мэттау сколотили успешный творческий тандем в конце 1960-х, снявшись в комедии Билли Уайлдера «Азарт удачи». За ней последовало еще 9 их совместных картин, включая 2 феерические дилогии: «Странная парочка» и «Старые ворчуны». Каждый из этих фильмов – милейший образчик винтажного бадди-муви, где противоположные характеры притягиваются вопреки бесконечным спорам и взаимным подколкам. В «Старых ворчунах» жизнь Макса (Мэттау) и Джона (Леммон) вообще сводится к тому, чтобы ехидно уязвить самолюбие товарища. При этом они постоянно где-то болтаются вместе. В том числе на рыбалке.
Действие первых «Ворчунов» происходит зимой. Так не будем же мерзнуть возле проруби и переместимся прямиком в теплый летний сиквел «Старые ворчуны разбушевались», где к касту присоединилась знойная итальянка Софи Лорен, а река избавилась от ледяного панциря и позволила героям мирно кемарить на бережку без шуб и шарфов. Кемарить, ясное дело, с удочкой в руках. Вдруг подфартит, и наживку заглотит рыба-кит устрашающих размеров? Эх и обзавидуется же конкурент! Хотя с таким же успехом на крючок может попасться дырявый башмак или консервная банка. Тут уж как повезет. Но прелесть «Ворчунов» в любом случае неоспорима. Редкое кино создает вокруг себя настолько уютную зону комфорта.
Сумасбродная лента о парочке закадычных друзей из Нью-Джерси, которые в один прекрасный день решили махнуть во Флориду и всласть порыбачить. Они обещают любимым женам непременно вернуться домой ко Дню благодарения и клянутся не влипать в неприятности. С учетом того, что персонажи те еще лопухи и неудачники, эта миссия становится поистине невыполнимой. То они машину потеряют. То лодки лишатся. То устроят пожар в отеле, а потом ввяжутся в криминальные разборки с участием беглого бандита. Короче, скучать не придется. Главное – дожить до того счастливого момента, когда можно будет наконец насадить на крючок жирного червяка и постичь дзен от созерцания качающегося на волнах поплавка.
Придурковатый балаган Кристофера Кэйна («Молодые стрелки») в свое время довел до белого каления критиков и смертельно обидел зрителей. Никто не мог поверить, что заслуженные артисты Джо Пеши и Дэнни Гловер в здравом уме согласились поучаствовать в подобном беспределе (еще здесь есть легенда кантри Уилли Нельсон в образе гуру рыболовного мастерства). Логичный итог – $19 млн кассовых сборов при бюджете $53 млн и скромные 4% на Rotten Tomatoes. Но пусть эти цифры вас не смущают. При всех недостатках комедиям 1990-х часто присуща столь обезоруживающая наивность, что обижаться на них за сюжетные ляпы и дурацкие шутки невозможно. Вот и «На рыбалку!» назло всему нужно не ругать, а понять и простить.
Народные комедии Александра Рогожкина «Особенности национальной охоты» и «Особенности национальной рыбалки» – такая же неотъемлемая часть отечественного культурного кода, что и, скажем, песни Виктора Цоя или произведения Александра Сергеевича Пушкина. И даже не пытайтесь сравнивать один фильм с другим. Не стараетесь же вы выяснять, кого любите больше, – маму или папу. «Охота» и «Рыбалка» симпатичны в равной мере: как очаровательно колоритные, потешные и поучительные анекдоты о русской душе, которую и умом не понять, и аршином общим не измерить. Хотя блуждать по ее закоулкам под звон граненых стаканов – редкое удовольствие.
В «Особенностях национальной рыбалки» любители релакса на свежем воздухе во главе с генералом Иволгиным (Алексей Булдаков) погружаются в лодку и отправляются на поиски больших и малых рыб. Параллельно, разумеется, упражняясь в красноречии по части произнесения тостов. Неудивительно, что в какой-то момент веселые и хмельные рыбаки уплывают не в ту сторону и отказываются в Финляндии. Так начинается череда в меру абсурдных, в меру реалистичных приключений, сдобренных россыпью крылатых цитат и напоминающих о нетленных житейских истинах. О том, например, что лучше без водки на воле, чем с водкой в тюрьме. И возразить здесь решительно нечего.
Аспирантка Шивон (Гермиона Корфилд) изучает изменения в моделях поведения глубоководной фауны и их влияние на экологию. Звучит, согласитесь, не очень интригующе. Куда интереснее влиться в компанию небритых рыбаков и в погоне за грандиозным уловом держать курс в запретные воды. Этим Шивон и решила заняться – в благородных научных целях. И нет бы послушать моряков, которые сочли ее рыжие волосы дурным знаком. Тогда бы не пришлось удивляться странным полосатым щупальцам, опутавшим дно траулера, и отбиваться от зловредных беспозвоночных.
«Морские паразиты», конечно, не имеют ничего общего с «Паразитами» корейскими: в оригинале фильм называется Sea Fever, «Морская лихорадка», стало быть. Хотя стремление локализаторов всеми правдами и неправдами привлечь внимание к своему проекту по-человечески вполне понятно. Надо же чем-то народ зацепить. Потому как сама картина цеплять сюжетом и постановкой не больно-то спешит. Впрочем, все субъективно. Если вы хотели пощекотать нервишки напряженным триллером а-ля «Челюсти» или «Чужой» – до финальных титров точно не досидите. Но если вы готовы медленно уйти на дно тягучей параноидальной драмы об опасной инфекции, то «Морские паразиты» охотно просочатся в ваше сердце и отложат там личинку-другую.
Во многих лентах о рыбалке этот процесс ассоциируется с чем-то приятным, умиротворяющим, ностальгическим. Но если взглянуть на него под иным углом, он запросто может показаться на редкость унылым времяпрепровождением. Торчишь невесть где, просиживаешь штаны на коряге или жесткой лодочной скамейке, сражаешься со слепнями, и хоть бы одна поклевка! Если рыба не идет, в наблюдениях за окаменевшим поплавком легко провести не один час и под конец возненавидеть все на свете. Рутина, одним словом. Суровая и неблагодарная. Именно так представила рыбалку Шан Хейдер в мелодраме «CODA: Ребенок глухих родителей», которая в этом году неожиданно увела у «Власти пса» «Оскара» за лучший фильм.
Юная Руби (Эмилия Джонс) живет в Массачусетсе и помогает глухим домочадцам поддерживать на плаву рыболовный бизнес. Он трещит по швам под неподъемным грузом налогов и штрафов, и Руби разрывается между необходимостью трудиться на благо семьи и собственной мечтой – поступить в музыкальный колледж и стать певицей. Рыбалка здесь является важнейшим фоном, на котором разворачивается история взросления героини. И пускай пропитавший одежду запах рыбы делает девушку белой вороной среди однокашников, содержимое сетей дает ей пищу и кров. Да, никакого морального удовлетворения не приносит – работа есть работа. Но в глазах большинства жителей суши рыбалка все равно овеяна романтическим ореолом, и никакими уговорами их не переубедить!
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…