Кадр из фильма «Джонни Мнемоник» (1995)
Киану Ривз стал «избранным» амбассадором киберпанка в кино еще на заре миллениума, задолго до культовой RPG-игры, хоть «Матрица» и не была киберпанком в чистом виде. Впрочем, Харрисон Форд аж за 17 лет до восстания Нео эффектно пробежал по лезвию и на ходу продемонстрировал, какие наваждения случаются в мире, где технологический прогресс соседствует с культурным декадансом.
Спустя 30 лет на экраны возвращается и более ранний сай-фай Ривза, незаслуженно оставшийся в тени мегахита Вачовски. К повторному прокату «Джонни Мнемоника» рассказываем о 15 достойных киберпанк-проектах, рекомендуемых к просмотру всем фанатам «Матрицы», «Бегущего» и, прости господи, «Трона».
Немой шедевр киноэкспрессионизма за авторством Фрица Ланга с некоторой оговоркой можно назвать чуть ли не первой киберпанк-зарисовкой в истории кино. Посудите сами – его действие разворачивается в городе будущего, благосостояние которого обеспечивают рабочие из подземки, фактически лишенные благ обеспечиваемой ими цивилизации. О поразительной несправедливости социального неравенства наконец задумывается протагонист Ланга Фредер, сын градоправителя, что спускается с небес под землю и решает во что бы то ни стало докопаться до правды. В высшей степени влиятельная антиутопия, положившая начало многим научно-фантастическим – и не только – сагам современности.
В киберпанк частенько захаживают герои-изгнанники, опускающиеся на дно общества в результате следования незыблемым моральным принципам. Таков и бывший вояка Снейк, очутившийся в печальном Манхэттэне недалекого будущего (на экране 1997 год) – вместо модных баров, где звенят «космополитены», в сердце Нью-Йорка теперь возвышается гигантская тюрьма. Откуда Снейк должен всего за 24 часа вытащить президента, павшего жертвой собственного режима. Курт Рассел с повязкой на глазу брутально пересекает границы мрачных кварталов мегаполиса и нескольких жанров одновременно – лента Джона Карпентера играючи вбирает в себя элементы киберпанка, боевика и нуара.
Не самый заурядный и последовательный представитель жанра, но в своей неординарности представляющий немалый интерес для тех, кто пытается нащупать границу между матрицей и реальностью. Поставил его, к слову, еще один хоррор-маэстро, – Дэвид Кроненберг – подмешавший к сай-фай-коктейлю вязкую боди-хоррорную эссенцию. И рассказавший историю босса крохотной телестанции, который натыкается на канал, что во всеуслышание транслирует записи жестоких пыток, изнасилований и убийств. Мало того, что такие вечера за экраном ломают психику, так еще и зловеще намекают на невыдуманное воздействие виртуальной реальности на глаза (и другие органы) смотрящего.
Антиутопия Терри Гиллиама же отходит в сторону от беспросветно трагичных ретро-футуристичных опусов, развлекая зрителя острозубой сатирой на технократию. В причудливом мире фильма, издали напоминающем оруэлловскую вселенную «1984», жизни обывателей держатся на гиперпотреблении и работе с виду нелепых, но якобы высоко инновационных машин. За каждым ведется ведется непрерывная слежка, а в случае неповиновения будь добр сам раскошелиться на допрос и экзекуцию себя любимого. И как же в этой абсурдной реальности найти любовь из грез? Это и пытается выяснить Джонатан Прайс аки потешный протагонист, заручившийся поддержкой усача-мятежника Роберта Де Ниро.
Возвращаемся в серьезное русло с крепким, но бесповоротно забытым криминальным сай-фаем, рефлексирующем о потенциальной подноготной цифрового бессмертия, тихонько мерцающего на горизонте событий. В центре сюжета эксперимента из 1990-х – гонщик Формулы-1 (Эмилио Эстевес из «Клуба «Завтрак»), что разбивается и просыпается не на том свете, а в прогрессивном 2009-м. Где богатейшие холдинги-империи, владеющие технологиями вроде перемещения разума из умирающего тела в чужое молодое, соседствуют с повсеместной бедностью. И где зоркая служба безопасности во главе с облаченным в кожу Миком Джаггером обязательно накажет тех, кто дерзнет пойти против системы.
Тот самый боевой киберпанк, опередивший «Матрицу» и во многом вдохновивший образ наемника Ви из игры Cyberpunk 2077. Основана лента, к слову, на рассказе визионера Уильяма Гибсона, что одним из первых использовал термин «матрица» по отношению к киберпространству. А ее лихо закрученный нарратив вьется вокруг ривзовского курьера, да курьера не простого, а с имплантом, позволяющим за деньги носить в мозгу гигабайты информации. Если, конечно, сумеешь отбиться от шишки якудзы (суровый Такеши Китано) и его киборгизированного сподвижника (Дольф Лундгрен), косплеящего Иисуса Христа. Тогда как на дворе – пандемийный (вот так совпадение!) 2021 год, истощающий население.
Cо спорными информационными носителями имеет дело и по-хорошему странный и в свое время провалившийся по всем фронтам микс сай-фая и нео-нуара, поставленный мастерицей Кэтрин Бигелоу. Причем по сценарию, на секундочку, самого Джеймса Кэмерона, соткавшего гнетущую историю об экс-копе, что барыжит особенными дисками, позволяющими «пережить» записанные на них ощущения от секса до смерти. Рэйф Файнс в расцвете сил искусно перевоплощается в бедового отшельника, не признанного ни прогрессивной верхушкой, ни его сегрегированной действительностью, в которой полыхают шумные беспорядки и кровавые расправы, среди прочего, на расовой почве.
В 1999 году сияние «Матрицы» затмило и «Экзистенцию» Кроненберга, продолжившего жонглировать хоррор- и фантастическими винтиками, и, что любопытнее, выходившую параллельно с ней философскую притчу о все той же симуляции и ее рабах. Отличие лишь в том, что здешняя виртуальная реальность создана не машинами, а могущественной корпорацией, играющейся с моделированием миров для обмана и эксплуатации низших слоев социума. Клубок лжи и фальшивости всего, что прежде считалось реальным, раскручивает типичный для киберпанка избранный моралист (Крэйг Бирко), чей (не)искусственный интеллект, вероятно, будет даже повыше, чем у останавливающего пули Нео.
Если каноничный кислотно-зеленый код аниме «Призрак в доспехах» уже достаточно полетал по широким экранам и интеллектуальным мемам, то не столь узнаваемая, но в сто крат более угрюмая live-action картина Мамору Осии нуждается в отдельной рекламе. Реальный мир у японца – гиблое и удушающее пыльной атмосферой безнадежности место, откуда народ повально сбегает в сверхреалистичную заглавную игру. А за игрушкой той стоит секрет государственной важности – по коням, возможно, криминал, то есть симуляция. Но VR-шлем, отвлекающий от проблем, манит игроков так сильно, что у тех быстрее пули размываются представления о ценности индивидуальности на нашей бренной земле.
Экспериментировал с киберпанк-мотивами и романтик Ричард Линклейтер, собравший целую россыпь красавчиков из A-списка, включая старого-доброго Ривза, для адаптации мудреного романа Филипа К. Дика. И, надо признать, сам же нехило намудрил – сначала снял реальных актеров, а потом с помощью так называемого метода ротоскопирования превратил их в мультяшки. Вот тебе и технологичность! Получившийся мультик же являет собой местами увеселительное, местами психоделическое зрелище для фанатов жанра. Пусть и Линклейтер, повествуя о полете человеческой мысли в условиях затуманенного запрещенными веществами кибер-будущего, от его канонов отъезжает далеко и надолго.
Примерно так же – разве что не вручную, а с помощью 3D-графики – создавалась и нуарная антиутопия с флером «Города грехов». В остром, как нож, монохроме с редкими вкраплениями цвета раскрывается пророчество о Париже образца 2054 года, которым заправляет очередная злая корпорация, продающая вечную жизнь и молодость. Ее цепкие лапы похищают амбициозную ученую, и дело о ее пропаже вверяют философствующему полицейскому а-ля Рик Декард. Разве что играет его не менее резво бегающий Дэниэл Крэйг, а не мистер Форд. В идейной подоплеке ленты – все то же тлетворное влияние на людей чрезмерного потребления новшеств в сфере генной инженерии и других прелестей XXI века.
Брэндон Кроненберг пошел по боди-хоррорным стопам отца и также подмешал к жутику нотки киберпанка. Согласно его пессимистичному видению, в перспективе нейроимпланты позволят перемещаться в тела других людей и, соответственно, творить все, что только душе вздумается, от чужого лица. Чем и пользуется местная банда киллеров, среди которых затесалась и хрупкая девушка с хрупким именем Тася, которой поручают завладеть руками наследника техногиганта (Кристофер Эбботт). И якобы восстановить справедливость, потерянную в усиливающемся социальном расслоении. Не самый визуально щадящий фильм, тем не менее предлагающий любопытный взгляд на будущее нанотехнологий.
Молодая девушка, недавно потерявшая родителей, переезжает жить к бабушке в сельскую местность. Бабушка – инвалид по зрению и ведет себя…
Жанр фильма обозначен как драма, но это максимально общее определение. Потому что назвать его можно и притчей, и сказкой, и…
Ее сложно не заметить. И не только потому, что удивительно красива и в ней 185 см роста. Кажется, каждый ее…
В свой день рождения, 26 октября, Московский Художественный театр выпустит документальный спектакль «Олег Табаков. В поисках радости», приуроченный к 90-летию…
Президент России Владимир Путин наградил Никиту Михалкова орденом Андрея Первозванного – высшей государственной наградой страны. Соответствующий указ появился на портале…
Одной из первых премьер Малого театра в юбилейном, 270-м сезоне стала «Весьма остроумная и превеселая комедия о виндзорских женушках». Это…