Кино

Мое кунг-фу сильнее твоего: Как «клоны» Брюса Ли продолжили его наследие

Несмотря на то, что Брюс Ли лишь недолго пребывал в статусе звезды фильмов о кунг-фу, он оказал огромное влияние на сам жанр. Настолько, что на протяжении многих лет вклад актера в экранные боевые искусства определял направление развития многих киностудий. Режиссерам, безусловно, было чему поучиться у фильмов с участием Брюса, но некоторые из кинематографистов не просто черпали вдохновение в его боевых сценах. В течение недолгого времени в азиатской киноиндустрии 1970-х выходили фильмы, которые так или иначе эксплуатировали образ умершей звезды. Период, породивший с десяток «клонов» Ли, так и называется – брюсплойтейшн.

Именно из-за Брюса в 1970-х многие помешались на кунг-фу, и в тот момент классические фильмы о боевых искусствах переживали пик своей популярности. А потому внезапная кончина молодого актера в идеальной физической форме потрясла и его поклонников, и саму индустрию. Ли буквально олицетворял собой экранное кунг-фу, и сложно было представить набирающий популярность жанр без главной звезды. В связи с этим некоторые студии решили продолжить наследие Ли, но вместо него зрителей бы развлекали актеры, которые могли бы сойти за Брюса. Иронично, но одной из первых таких кинокомпаний оказалась гонконгская Golden Harvest. Та же студия, что и открыла миру Брюса Ли.

Постер к фильму «Мстительный кулак Брюса» (1980)

Продюсеры наживались на сходстве между актерами и иконой боевых искусств, даже если никакой реальной связи между ними не было. Подходящих кандидатов отправляли в этакие «школы Брюса Ли», где их обучали изображать почившую звезду и перенимать все его уникальные манеры. Актеров одевали в те же костюмы, что и Брюса (например, культовый желтый спортивный костюм). Более того, почти все «клоны» взяли себе (или были вынуждены взять из-за давления студий) созвучные с именем Ли псевдонимы. Среди них – Bruce Li, Bruce Liang, Brute Lee и Dragon Lee. Отдельные студии и вовсе использовали имя Ли в названии. Как, например, «Это – Брюс Ли» (1978).

Сейчас актеры и члены съемочной группы вспоминают те времена с теплотой. По большей части. Однако производство многих таких фильмов происходило в атмосфере полного безумия, включая максимальную экономию бюджета и отсутствие мер по безопасности, что, в свою очередь, часто приводило к травмам на площадке. Сами ленты перемонтировались, переименовывались, переделывались, перефразировались и переиздавались до бесконечности. Как подсчитали эксперты, в обшей сложности категория эксплуатационного кино про Ли насчитывает от 80 до 200 проектов. 

Брюсплойтейшн-фильмы делились на несколько категорий. Первые представляли собой «переосмысление» классики Ли, вроде фильмов «Уходит дракон, появляется тигр» (1976) и «Выход трех драконов» (1979). Большинство из подобных лент бессовестно эксплуатировали Брюса и его знаменитые проекты, но встречались и редкие находки, где, например, уровень постановки боевых сцен выглядел более чем сносно. Второй тип брюсплойтейшна рассказывал историю жизни Ли, но в псевдобиографическом ключе. Так, «Секрет Брюса Ли» (1977) показывал «клона» звезды в роли молодого официанта из Сан-Франциско, который открывает школу кунг-фу, чтобы дать отпор головорезам. А в «Мстительном кулаке Брюса» (1980) сюжет строится вокруг макгаффина – секретного дневника Ли.

Кадр из фильма «Дракон снова жив» (1977)

Третий и самый интересный тип брюсплойтейшн-фильмов с точки зрения наполнения – картины, где история вращается вокруг смерти актера. И здесь стоит выделить сразу три любопытных проекта. Первый, «Брюс Ли возвращается» (1976), имеет довольно странную завязку. Вступительная сцена, длящаяся несколько секунд, показывает, как в могилу ударяет молния, а из-под земли вырывается сам Брюс. После этого фильм переключается на другого героя, корейца Вонг Хана, и больше к Ли история не возвращается. Разве что исполнитель главной роли пытается повадками и приемами походить на оригинал, однако весь этот цирк больше похож на ужасную карикатуру.

Второй фильм под названием «Клоны Брюса Ли» (1980) ушел в сторону научной фантастики и собрал сразу несколько подражателей актера. По сюжету гениальный ученый берет образцы мозговой ткани покойного мастера и использует их для создания трех идеальных двойников Ли. После удачного эксперимента один из клонов попадает в киноиндустрию, где его ждет беспринципный продюсер, который планирует убить актера на камеру. Двое же других Брюсов Ли отправляются в Таиланд и противостоят безумному изобретателю и его армии бронзовых людей.

Третью картину, «Дракон снова жив» (1977), можно по праву назвать мультивселенной безумия, с которой до этого мир кино наверное и не сталкивался. В центре истории – сам Брюс, который после кончины приходит в себя в загробном мире. Там он встречается с Владыкой Преисподней, а после противостоит (внимание!) самым разным иконам поп-культуры. Адская преступная банда включает в себя графа Дракулу, Джеймса Бонда, Крестного отца, «Клинта Иствуда» (Человек без имени из «долларовой» трилогии) и даже ту самую Эммануэль. И если этого мало, то на стороне Брюса выступают Фан Ган из «Однорукого меченосца» (1967), Квай Чан Кейн, главный герой американского телесериала «Кунг-фу», и мультяшный моряк Попай. В финале ленты Ли, разумеется, одерживает вверх над злодеями, и за победу над Владыкой Ада герою дарован второй шанс – он отправляется обратно на Землю.

Кадр из фильма «Игра на смерть» (1978)

Мало кто из двойников Брюса Ли после спада интереса к брюсплойтейшену смог добиться успехов в кино. Например, тайваньский каскадер и актер Хэ Цзундао (Bruce Li) практически перестал сниматься с 1983 года. В интервью он отмечал, что ему стыдно за эксплуатацию образа великой звезды. При том, что продюсеры и дистрибьюторы не давали актеру отдалиться от навязанного амплуа.

Одним из «клонов» Ли, который все равно смог найти себя в кино, оказался Брюс Люн. В 1988 году он, как и Цзундао, ушел из профессии, но неожиданно вернулся в 2004-м. Подражателя Брюса Ли приметил актер и режиссер Стивен Чоу, который после «Убойного футбола» (2001) готовился заняться «Разборками в стиле кунг-фу». Люну досталась роль Зверя, легендарного убийцы и самого сильного мастера, запертого в психиатрической лечебнице. После этого фильма актер возобновил карьеру и стал систематически появляться в самых разных проектах.

Брюсплойтейшн коснулся по большей части киноиндустрии, но он все равно, так или иначе, проявился в других сферах. Образ Ли и его фильмы вдохновили нескольких создателей манги, включая «Кулак Северной звезды», «Драконий жемчуг» (Dragon Ball) и «Наруто». Своим появлением в комиксах Marvel, как вспоминал Стэн Ли, Железный Кулак и Шан-Чи также обязаны иконе боевых искусств. А видеоигры в жанре файтинг или beat ’em up так и вовсе с самого своего зарождения либо вдохновлялись картинами Брюса, либо использовали его образ для создания персонажей, либо задействовали фирменные приемы мастера. Ли оставил свой след в таких культовых франшизах, как Street Fighter, Mortal Kombat и Dead or Alive.

Кадр из фильма «Новый кулак ярости» (1976)

К сожалению или к счастью, период брюсплойтейшна продлился недолго. В 1976 году, через три года после смерти Ли, на широких экранах появился «Новый кулак ярости», своеобразный сиквел культового фильма с Брюсом Ли, который, тем не менее, повторял тот же сюжет китайско-японского противостояния. Уже тогда исполнителя главной роли под сценическим псевдонимом Син Лун рассматривали в качестве нового экранного мастера кунг-фу.

И так оно и вышло. Своими следующими фильмами, вышедшими в 1978 году, «Змея в тени орла» и «Пьяный мастер», актер закрепил за собой статус иконы боевых искусств и окончательно выработал собственный фирменный стиль, который в отличие от проектов Ли неизменно включал в себе комедийные элементы. Так мир полноценно познакомился с Джеки Чаном, сумевшим наряду с другими талантливыми мастерами, вроде Гордона Лю и Джета Ли, вдохнуть в кунг-фу жанр новую жизнь. И в противоположность брюсплойтейшену с большим уважением продолжить наследие великого Брюса Ли.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

Неизвестный Юра Борисов: Лейтенант, гробовщик и панк-икона

Сдается, что Юра Борисов – новое «наше все» российского кинематографа. Еще до его фееричного успеха с «Анорой», роль в которой…

7 часов назад

«8 разгневанных женщин» выяснят отношения в МХТ имени Чехова

8 и 9 марта в МХТ имени Чехова пройдет премьера новой постановки Аллы Сигаловой. Спектакль «8 разгневанных женщин» основан на…

8 часов назад

В Театре имени Вахтангова состоится премьера «Идиота»

4 и 5 марта на Основной сцене Театра имени Вахтангова пройдет премьера спектакля «Идиот». За инсценировку отвечал Владислав Наставшев, в…

9 часов назад

Фильмы марта, которые стоит увидеть

«Бассейн» Писатель загорает на вилле в Сен-Тропе с дамой сердца, как вдруг в их отпуск врываются гости – ее бывший…

11 часов назад

«Никому не известный»: Душевный квартирник в компании фолк-звезд

1961 год на дворе. Кудрявый 20-летний молодчик автостопом едет в Нью-Йорк. Бродит по улицам с грязным рюкзаком за плечами и…

1 день назад

Чудеса и колорит российской пластилиновой анимации

В прокате «Мемуары улитки» австралийского затейника Адама Эллиота, который обожает меланхоличные истории про неприкаянных фриков, оформленные в технике пластилиновой анимации.…

2 дня назад