Стэн Ли: Человек, который изменил мир навсегда | КиноРепортер
КиноРепортер > Статьи > Культура > Стэн Ли: Человек, который изменил мир навсегда

Стэн Ли: Человек, который изменил мир навсегда

15 ноября 2018 / Сергей Сергиенко
Стэн Ли: Человек, который изменил мир навсегда
Art by Bob Al-Greene

Редакция Кинорепортера вспоминает писателя, редактора, визионера и одного из столпов современной поп-культуры.

12 ноября 2018 года из мира ушел Стэн Ли – человек, которого большинство знают по потрясающим камео в фильмах Marvel. Но знаменит он в первую очередь совсем не этим: на счету Ли не только создание половины любимых супергероев, но и во многом реформирование всей комикс-индустрии – и вывод ее из тени больших собратьев. Кинорепортер решил рассказать подробнее о ключевых точках карьеры Стэна Ли и вспомнить масштаб отпечатка мастера на всей современной культуре.

Рождение титана

В 40-х годах прошлого века еще не было как такового Marvel: комиксы выходили под брендом Timely, и чаще всего являлись кальками среднего качества с других популярных героев. Первыми из них стали Подводник (Submariner) и Человек-факел, которые дожили до сегодняшних дней, претерпев череду изменений. В 40-м туда же пришел Стэнли Мартин Либер – юноша 18 лет от роду, устроившийся простым мальчишкой на побегушках, который уже через год стал редактором. Уже в 41 году он возьмет знаменитый псевдоним Стэн Ли.

Попытки копировать все, что плохо лежит (среди героев Timely того времени были, к примеру, «Гомер, счастливое привидение» и «Уаки Дак», подозрительно напоминавшие Каспера и Даффи Дака соответственно), привели к краху компании: с 51 года дела шли неважно, и к концу десятилетия были уволены почти все сотрудники – кроме Стэнли, на плечи которого в 60-е ляжет кажущаяся непосильной задача.

Самый крупный игрок рынка, DC, на тот момент издавался невероятными тиражами и был одним из немногих, кто все еще издавал супергероику. В основном балом правили вестерны, детективы и комиксы на военную тему – и тут DC выпускают серию «Лига справедливости», объединяя самых главных своих героев в одну команду. Мартин Гудман, глава компании, дает Стэнли установку: скопировать команду героев. Но Стэнли бы не был самим собой, если бы выпустил простой ширпотреб. Вооружившись поддержкой Джека Кирби, которого впоследствии нарекут королем комиксов, он решил создать такую команду, про которую ему было бы интересно читать самому – ей стала «Фантастическая четверка».

Четверка астронавтов в результате воздействия космических лучей получают суперспособности: Рид Ричардс становится невероятно эластичным. Его девушка, Сью Шторм, может по собственному желанию становиться невидимой. Брат Сью, Джонни, может летать и воспламеняться, а вот другу Рида, Бену Гримму, повезло меньше – его кожа покрывается камнем. Но мировую известность четверке принесли не их способности, а сам подход к комиксу: в отличие от привычных героев с каменными лицами и идеальной добродетельностью, Фантастическая Четверка остается людьми с вполне понятными человеческими проблемами: они не то, чтобы рады своему положению (особенно Бен), часто вступают в перепалки друг с другом и решают вполне бытовые проблемы. Полная противоположность героям DC, которые мало того, что были представителями элиты, так еще и не обладали изъянами. Добавьте к этому яркий и непривычный стиль Кирби (немного упрощенный стиль в сравнении с «вылизанной» графикой конкурентов) – и получите бомбу, которая упала на американский рынок и преобразила его навсегда.

Атлант расправил плечи

1962 год приносит новых героев – Халка и Человека-паука, тоже рожденных Стэном в соавторстве с Джеком Кирби и Стивом Дитко соответственно. Дитко умело рисовал чудаковатых героев, так что ботаник-Паркер из-под его пера вышел как никогда убедительным. И вновь герои наделены слабостями: Брюс Баннер бесконтрольно превращается в монстра, из-за чего плачет в первом же выпуске, не понимая, как ему дальше жить, а Паркер далеко не сразу становится на путь героя и нередко жалеет о том, что получил свои силы. Marvel находит свой собственный путь, отличающий его от всех конкурентов.

1963 – год рождения целой вереницы героев: Тор, Доктор Стрэндж, Человек-муравей, Оса и Железный человек. С последним связана крайне интересная идея Ли – он пытался создать героя, который должен вызвать неприязнь: на дворе 60-е, разгар «Холодной войны», а новый герой при этом – оружейный магнат. Но, само собой, и он стал вполне успешным героем.

Все эти герои были нашими соседями: если Супермен жил в выдуманном Метрополисе, Бэтмен – в Готэме, то тот же Доктор Стрэндж обитает в Нью-Йорке. При этом все они жили не просто в нашем мире – они жили в одном мире и могли даже столкнуться на страницах разных серий, что для своего времени выглядело невероятно революционно.

Герои DC всегда сражались с врагами извне; герои Marvel часто сражались с самими собой, решая различные внутренние конфликты. По сути, Ли изобрел антигероя – не самого хорошего человека, который лишь постепенно обращается к свету под гнетом обстоятельств. И это было невероятным шагом в сравнении с героями, идеальными от рождения. Также Ли предложил воскресить не только Субмаринера, но и Капитана Америку – одного из героев, чья серия выходила в начале 40-х годов.

В том же 63-м свет увидел и первый выпуск «Мстителей». Неизменная пара Ли-Кирби создали команду героев из тех, что уже успели заработать себе сольную славу за считанные месяцы: в первый состав вошли Человек-Муравей, Халк, Железный человек, Тор и Оса. В четвертом выпуске к ним присоединился и Кэп, которого они нашли замороженным во льдах. Состав команды позже будет многократно меняться – в том числе и без участия самого Ли. И буквально за пять лет Marvel переворачивают рынок с ног на голову – по сути благодаря одному очень упорному и трудолюбивому человеку.

Новые времена – новые правила

Новый подход к сюжету и иллюстрациям быстро вытащил Marvel из безвестности. В 63 же году произошла еще одна небольшая революция – Ли и Кирби представили миру Людей Икс. Революционность подхода заключалась в том, что в этой команде герои не получили силы после облучения особыми лучами или какого-то иного воздействия – они просто родились такими. Сам Ли это объяснил тем, что «кусать» каждого героя радиоактивным пауком попросту глупо, поэтому он «выбрал более трусливый путь – и сделал их мутантами». И если поначалу это была классическая история о сражении между героями и злодеями (уже в первом выпуске появился Магнето), то постепенно в комиксе стали подниматься более сложные темы вроде расизма и предубеждений.

Параллельно с созданием историй и вселенных Ли занимался не менее важной вещью – пиаром компании. И на этой почве он выигрывал у DC с огромным отрывом: он вел колонку писем и «Мыльницу», в которой очень непринужденно и весело общался с читателями на равных, в противовес канцелярским ответам от DC. Руководства двух издательств вообще нередко подкалывали друг друга, и не всегда красиво, вплоть до острых высказываний на публике и прямо в тексте собственных комиксов.

В 65 году Ли создает фан-клуб Marvel, в который, как ни смешно, вошли и некоторые важные шишки из DC. Marvel вводят и первого афроамериканца-супергероя, Черную Пантеру. Ли влияет на ослабление печально известного комикс-кода – серии правил, созданных для того, чтобы комиксы точно были безопасны для детей, а, соответственно, и ужасно беззубы. Толчком для этого становится выпуск «Человека-паука», в котором друг Питера, Гарри Озборн, становится наркозависимым. Удивительное дело: несмотря на то, что департамент здоровья США попросил Ли написать эту историю, одобрения на выпуск от Управления Комикс-кода он получить не сумел. Пришлось выпускать без печати одобрения, а Marvel заслужили справедливую похвалу за поднятие сложной и важной темы. Комикс-код устарел, и это был явный звоночек.

В 72 Ли понимает, что пришло время двигаться дальше и перестает самостоятельно писать ежемесячные истории. Последним номером становится «Фантастическая четверка #125».

Уже не человек – символ

Стэн Ли перестает столь же плотно писать сам, но не оставляет комиксы: оставаясь на ведущих ролях, он так же становится и публичным лицом комикс-гиганта. Периодически он продолжает создавать отдельные истории и новых героев: так, к примеру в сотрудничестве со знаменитым художником Жаном «Мебиусом» Жиро он напишет комикс «Парабола» об очередном противостоянии Серебряного Серфера и Галактуса – огромного существа, поедающего целые планеты. На какое-то время он становится президентом компании, но довольно быстро уходит, так как в работе президента «слишком много цифр и слишком мало творчества».

Кроме того, Ли начинает интересоваться продажей прав на героев для кино и телевидения: он один из первых понял невероятный потенциал для экранизации собственных творений. Одному из первых повезло, что не удивительно, Человеку-пауку, который уже в 1967 получил собственный мультсериал. На большие экраны же Marvel будет добираться долго и довольно мучительно: первая киноэкранизация появится только в 77 году (все тот же Человек-паук). При этом попыток экранизации было на удивление много – например, в 86 начинались съемки фильма «Доктор Стрэндж». В том же году все же добрался до экранов «Говард-утка» Уилларда Хайка от студии Lucasfilm, который с треском провалился в прокате. Ли же еще с 80-х говорил о том, что контроль над производством фильмов должен быть у самой студии – что долгое время оставалось лишь мечтами. Из-за то и дело возникающих финансовых проблем Marvel распродавали права с не всегда выгодными условиями контрактов.

Одной из самых ярких экранизаций по интеллектуальной собственности стали «Люди в черном», а по героям самого Ли первой по-настоящему успешной экранизацей – «Люди Икс» 2000 года. Кстати, он там же появился и в камео – той самой небольшой роли, которую многие фанаты с нетерпением ждут в каждом новом фильме.

Вообще, Стэн Ли впервые появился на большом экране в 1989, в фильме «Невероятный Халк: Испытание», а с тех пор регулярно оказывался и в фильмах, и в мультфильмах, и даже в играх (что примечательно, появлялся он не только в фильмах студии Marvel).

Словно и этого мало, Ли основывает несколько новых фирм: первой ласточкой стала Stan Lee Media, разорившаяся в конце 2000 из-за финансовых махинаций. Следом за ней, в 2001, Ли основывает POW! Entertainment для создания фильмов, теле- и видеоигрового контента. Также он успел написать собственную автобиографию и книгу о том, как создавать комиксы. Все еще недостаточно? Как насчет Stan Lee Foundation – благотворительного фонда по поддержке творческого начала и доступности литературы для всех?

Вечное сияние

Ближе к концу жизни Ли испытывал немало трудностей как со здоровьем, так и с окружением: в 2012 году ему установили кардиостимулятор, а в апреле 2018 вскрылась глобальная история с тем, что Ли стал жертвой издевательств, менеджер пытался ограбить престарелого творца – и даже дочь была не то, чтобы слишком добра к своему отцу. И все равно он продолжал улыбаться и творить добро, несмотря на все проблемы. В этом году его не стало, но мы еще свидимся – в будущих фильмах он появится, так как успел сняться еще в нескольких камео. Ну и, само собой, он надолго останется в памяти фанатов как создатель целого мира, потрясающий человек и просто добрый друг миллионов людей по всему миру.

Art by Akshay Vinchurkar

Читайте также

Боб Айгер из Disney — самый влиятельный человек в шоу-бизнесе Культура
17 октября 2019
Боб Айгер из Disney — самый влиятельный человек в шоу-бизнесе

Второе место в рейтинге заняли управляющие стриминг-сервисом Netflix Рид Хастингс и Тед Сарандос.

Сделайте нам красиво: Тесная связь мира кино и высокой моды Культура
17 октября 2019
Сделайте нам красиво: Тесная связь мира кино и высокой моды

Режиссеры не первый год снимают брендам рекламу, а дизайнеры продюсируют фильмы. Вспоминаем лучшие результаты коллабораций, чтобы разобраться, к чему приведет сотрудничество двух искусств.

Сценарист «Неба над Берлином» и «Города ангелов» получил Нобелевскую премию по литературе Культура
10 октября 2019
Сценарист «Неба над Берлином» и «Города ангелов» получил Нобелевскую премию по литературе

Австрийский драматург Петер Хандке также участвовал в конкурсе Каннского фестиваля как кинорежиссер.

«Не понимаю, почему тебя читает Хабенский» — писатели Цыпкин и Филипенко о литературе и вине Культура
7 октября 2019
«Не понимаю, почему тебя читает Хабенский» — писатели Цыпкин и Филипенко о литературе и вине

Лауреаты престижных литературных премий любуются Москвой и спорят о методах работы.