Близится главное кинособытие этого лета – так называемый «барбигеймер», одновременный релиз «Барби» и «Оппенгеймера». Звезды активно запускают в их честь флэшмобы, зрители шутливо раздумывают, на какой фильм им стоит сходить в первую очередь, а аналитики пытаются предсказать, кто же победит в битве одних из главных блокбастеров 2023 года.
Ну а мы решили вспомнить, какие еще известные картины (причем снятые в разных жанрах) синхронно выходили на экраны, яростно сражаясь за наши сердца и кошельки.
К началу 1980-х и Ридли Скотт, и Джон Карпентер успели зарекомендовать себя как неординарные режиссеры. Первый выстрелил «Дуэлянтами» и стал своим в Голливуде благодаря «Чужому». Второй напугал зрителей несколькими частями «Хэллоуина» и отправил Курта Рассела на миссию по спасению президента. Казалось, что может пойти не так? Но летом 1982 года на широкие экраны одновременно выходят «Бегущий по лезвию» и «Нечто». И обе ленты в итоге становятся финансовыми провалами.
«Бегущего» критиковали за ложный маркетинг: картина позиционировалась как приключенческий боевик, в котором экшена оказалось сравнительно немного. Люди не хотели идти на фильм, где вместо убийства андроидов герои ведут с ними философские беседы. «Нечто» и вовсе называли мусором без души с тягучим повествованием и неоригинальными идеями.
На самом деле, «Бегущий по лезвию» и «Нечто» не так уж сильно отличаются друг от друга. Оба фильма основаны на литературных произведениях. Оба погружают зрителей в мрачную фантастику. Оба провалились в прокате, но обрели своих поклонников и получили продолжения (или приквелы) через много лет после премьеры. Так не признанные поначалу шедевры оказались едва ли не лучшими работами в творчестве прославленных режиссеров.
Итоговый результат – «Бегущий» собрал $41 млн при бюджете $30 млн, а «Нечто» заработало более $19 млн при бюджете $15 млн.
В середине 1987 года в прокате столкнулись две ленты о войнах: одна – пародия на космическую сагу Джорджа Лукаса, вторая – эпохальное полотно Стэнли Кубрика о юношах, отправляющихся во Вьетнам. «Космические яйца» представляет собой классическое произведение Мэла Брукса со свойственным ему юмором и массой поп-культурных отсылок. Однако фильм мало кого впечатлил: он был явно слабее предыдущих работ постановщика, в том числе потому, что интерес к «Звездным войнам» заметно снизился («Империя наносит ответный удар» вышла за семь лет до пародии).
А вот «Цельнометаллическая оболочка», несмотря на противоречивые отзывы, в целом понравилась и зрителям, и критикам. Кубрика ругали за невнятную вторую половину, но арка с новобранцами, сержантом Хартманом и рядовым Кучей до сих пор находит отклик у аудитории. Именно в этом фильме режиссер открыл миру талант Ли Эрми, бывшего военного с агрессивной, но чертовски харизматичной манерой игры.
Итоговый результат – «Космические яйца» собрали чуть больше $38 млн при бюджете $22,7 млн, в то время как «Оболочка» заработала $46,3 млн при бюджете $30 млн.
На что бы вы пошли в кино: очередной боевик про захват заложников или криминальную комедию про банду воров от участника комик-группы «Монти Пайтон»? Каким бы ни был ответ, результат все равно не изменится – вы могли не слышать о «Рыбке по имени Ванда», но наверняка знакомы с фильмом, запустившим карьеру Брюса Уиллиса в качестве новой экшен-звезды.
При этом и комедию не стоит недооценивать. Картина с потрясающим актерским составом, несмотря на одновременный релиз с «Орешком», оказалась финансово успешной. Более того, она удостоилась трех номинаций на «Оскара» и в одной из них одержала победу (Кевина Клайна отметили как лучшего актера второго плана). Боевик с Уиллисом не мог похвастаться подобными лаврами, да и первые отзывы оказались не столь радужными. Все изменилось с выходом «Крепкого орешка» на VHS – он долгое время оставался хитом видеопроката. Фильм получил второй шанс и в дальнейшем не раз оправдывал ожидания (до третьей части точно).
Правда, Джон МакКлейн убивал террористов только на экране. А вот «Рыбка по имени Ванда», как поговаривают, сделала это в реальной жизни. 56-летний датский аудиолог Оле Бенцен якобы настолько проникся юмором ленты, что расхохотался до смерти. Официальной причиной смерти мужчины стала фибрилляция сердца – учащение пульса, вызванное продолжительным смехом.
Итоговый результат – «Крепкий орешек» собрал около $140 млн при бюджете $25-35 млн, «Рыбка по имени Ванда» заработала более $188 млн при бюджете $7,5 млн.
Через пару лет после «Космических яиц» Рик Моранис, сыгравший в фильме Дарка Хелмета (пародию на Дарта Вейдера), снова оказался в центре битвы блокбастеров. Пока в одном кинозале персонаж актера пытался объяснить супруге, зачем он уменьшил их детей, в другом зрители переносились в готический Готэм Тима Бертона, чтобы воочию увидеть схватку двух легендарных героев – Бэтмена и Джокера.
С новой комедией Моранису повезло куда больше. Аудитория по достоинству оценила задумку фильма и отплатила авторам монетой: лента стала самым кассовым проектом Buena Vista Pictures и запустила целую франшизу, включающую два продолжения и сериал.
В Готэме же дела шли еще лучше. Несмотря на опасения Warner Bros., ставка на мрачную супергероику сыграла, превзойдя все мыслимые и немыслимые ожидания. Особенно это работало на контрасте с предыдущей версией Бэтмена – комичным и танцующим героем в исполнении Адама Уэста. Однако немалый вклад внес и неподражаемый Джек Николсон, чей Джокер еще долго оставался одним из ярчайших кинозлодеев всех времен.
Итоговый результат – «Дорогая, я уменьшил детей» собрала $222 млн при бюджете $18 млн, «Бэтмен» заработал $411 млн при бюджете $48 млн.
В конце 1990 года на ринге премьер встретились опытный боксер Рокки Бальбоа и новичок Кевин МакКаллистер. И уже в первом раунде победу неожиданно одержал мальчик, забытый родителями в канун Рождества. С триумфом Кевина родилась одна легендарная франшиза и была практически похоронена другая.
«Один дома» стал кассовым хитом к удивлению и критиков, и самих авторов ленты. Волшебная атмосфера праздника, созданная Крисом Коламбусом и Джоном Хьюзом при поддержке юной звезды Маколея Калкина, моментально превратила фильм в бессмертный символ Рождества и Нового года.
А вот Рокки после четырех боев окончательно выдохся. Сильвестр Сталлоне хотел сделать пятую часть больше похожей на оригинал. Но если тогда подобный подход был уместен с точки зрения истории персонажа и низкого бюджета, то в случае с очередным сиквелом отход от стандартной формулы успеха боксерской франшизы попросту не работал. Многие поклонники «Рокки» остались разочарованы, и Слаю пришлось поставить франшизу на паузу на следующие 16 лет.
Итоговый результат – «Один дома» собрал $476 млн при бюджете $18 млн, «Рокки 5» заработал почти $120 млн при бюджете $42 млн.
В 1999-м в один день вышли одно из главных фантастических и одно из самых романтичных произведений уходящего тысячелетия. Легендарная «Матрица» конкурировала с ромкомом, который получился менее успешным, чем схожие проекты того года, но стал карьерным трамплином сразу для трех актеров: Джулии Стайлз, Хита Леджера и Джозефа Гордон-Левитта.
И пока небольшая часть зрителей умилялась от поющего на стадионе Леджера, весь остальной мир говорил лишь о братьях (теперь сестрах) Вачовски и их странной, запутанной, но стильной и новаторской «Матрице». Где крайне удачно сочетались киберпанк, экшен, философия и кожаный фетиш. За первой лентой последовали три очень противоречивых продолжения, ни одному из которых не удалось сбросить с пьедестала великий оригинал. Вся суть коммерческой машины Голливуда.
Итоговой результат – «Матрица» собрала $467 млн при бюджете $63 млн, «10 причин моей ненависти» заработали $60 млн при бюджете $13 млн.
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…